Понятие «соц.контроль», сущность, типология
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Существуют следующие санкции:
1) неформальные позитивные (слава, почет);
2) формальные позитивные (грамота, одобрение обществом);
3) неформальные негативные (огорчение, неудовольствие);
4) формальные негативные (предусмотрены законом – арест, заключение в тюрьму).
Типы социального контроля
1. процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;
2. процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;
Понятие соц.конфликтов, их типология и уровни
Соц.конфликт – столкновение противополож.мнений, интересов, сил, к-е приводят к реальной борьбе м\у суб-ми взаимодействия независимо от истоков, способов и хар-ра борьбы. В основе конфл.лежат противоречия м\у классами, поколениями, нациями. На об-во оказ-т как полож., так и отриц.влияние (Л.Козер):
«-»: дисфункциональная ф-я, диструктивная ф-я, дезинтеграционная ф-я.
«+»: снимает напряжен-ь, не дает об-ву застыть, информацион.ф-я, диагностическая ф-я.
Стадии конфл:
Соц.конфл. – это высш.стадия (форма) противоречий в сист.соц.отношений. Развитие не возможно б\конфл.
Причины:
- неоднородность об-ва
- нерав-во общес.положения
- соц.-психол.препосылки (зависит от самого ч-а, хар-ра).
Сущ-т 2 парадигмы:
1. парадигма конфликтного об-ва
2. парадигма консенсусного об-ва
В зав-и от об-та конфл.бывают: экон, полит, семейно-бытовые, религ, идеологич (м\у коммун.и либер.).
В зав-и от суб-та: внутриличност, межличност, групповые, этничес, национал, международ.
В зав-и от распростр-ти: локал, регионал, межгосуд, глобал.
В зав-и от модальности: процедурные, горизонт, вертик, ролевые, ценностные, скрытые, явные.
Стадии конфл:
1. возникновение объектив.предконф.сит-и (появл.первое противоречие, бол.потенциал соц.напряженности)
2. возникновение конфл.сит-и (явный суб-т, угроза, оппонент воспр-ся как враг)
3. открытый конфл (эскалация конфл - прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства; бурные эмоции, утрата контроля, нарушение правил)
4. разрешение конфл (его затухание, выбор способа урегулирования конфл: договор, арбитраж)
Стр-ра конфликта, его ф-ии и динамика
Структура конфликта - совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.
1. Объективные элементы конфликта - объект конфликта; участники конфликта; среда конфликта.
Объект конфликта
Участники конфликта
Среда конфликта (три вида среды конфликта: физичес., общественно-психолог.,социал.
2. Личностные элементы конфликта (психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности)
Функции конфл
Позитивные функции :
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
Получение новой информации об оппоненте
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом
Стимулирование к изменениям и развитию
Снятие синдрома покорности у подчиненных
Диагностика возможностей оппонентов
Негативные функции:
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Представление о побежденных группах как о врагах
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
Динамика конфл
Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В динамике конфликта выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период (предконфликт) включает: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами и возникновение предконфликтной ситуации.