Список слов и фразеологических выражений для этимологического анализа.

Кричать во всю Ивановскую, положить под сукно, прийти к шапочному разбору, Шемякин суд, делать из мухи слона, у черта на куличиках, ходить козырем, бросить якорь, бить баклуши, камень преткновения, тет-а-тет, вавилонское столпотворение, рыцарь на час, счастливые часов не наблюдают, с жиру беситься, де-факто, карт бланш, суета сует, на скорую руку, обвести всех вокруг пальца, на всех парах, хоть волком
вой, со всех ног, тёртый калач, ни зги не видно, переливать из пустого в порожнее, из огня да в полымя, с больной головы на здоровую,считать ворон, вить верёвки, выводить на чистую воду, ставить вопрос ребром, доводить до белого каления, держать камень за пазухой, дразнить гусей, заводить волынку, выпускать вожжи, Прокрустово ложе, перейти Рубикон, из куля в рогожку, куры не клюют, верста коломенская, с гулькин нос, идти ва-банк, петь дифирамбы, Содом и Гоморра, слона-то я и не приметил.

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации

Вариант № 1

1. Дайте определение следующим понятиям.

Культура речи -

Лексикология –

2. Назовите способы толкования лексического значения слова в толковых словарях.

3. Перечислите типы основных словарей русского языка.

4. Отметьте правильный ответ.

Грамматическое значение слова – это

А) значение, выраженное формальными средствами языка;

Б) значение, заключающееся только в корне слова;

В) значение, закрепленное в толковом словаре.

5. Расскажите об этапах становления современного русского литературного языка.

Вариант № 2

1. Дайте определение следующим понятиям.

Языковая норма –

Кодификация -

2. Почему М. В. Ломоносова считают основоположником российской филологии?

3. В чем сходство и различия понятий языка и речи?

4. Отметьте правильный ответ.

Русский язык сформировался в результате объединения двух других языков…

1) старославянского и древнерусского;

2) старославянского и латинского;

3) древнегреческого и восточнославянского.

5. Найдите лексические ошибки, связанные с многословием. Предложения отредактируйте и запишите в исправленном виде.

1)Строительство школы не должно замирать на мёртвой точке.

2)Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

3)Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

4)Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.

5)Между природой и человеком уже не существует существенной разницы

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций

Таблица 21

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
Тема 1 ОК-5 ОПК-5 Опрос на семинаре
Тема 2 ОК-5 ОПК-5 Опрос на семинаре, тесты по теме, контрольная работа
Тема 3 ОК-5 ОПК-5 Опрос на семинаре, подготовка докладов, тесты по теме
Тема 4 ОК-5 ОПК-5 ПК-7 ПК-13 ПК-15 Опрос на семинаре, подготовка докладов, тесты по теме
Тема 5 ОК-5 ОПК-5 Опрос на семинаре, подготовка докладов, тесты по теме, рубежный контроль в компьютерном классе
Тема 6 ОК-5 ОПК-5 Опрос на семинаре, тесты по теме, выступления с докладами
Тема 7 ПК-7 ПК-13 ПК-15 Опрос на семинаре, тесты по теме, ролевая игра
Тема 8 ПК-7 ПК-13 ПК-15 Опрос на семинаре, контрольная работа
Тема 9 ПК-7 ПК-13 ПК-15 Тесты по теме
Тема 10 ОК-5 ОПК-5 Контрольная работа
Тема 11 ОК-5 ОПК-5 Опрос на семинаре, ролевая игра
Тема 12 ОК-5 ОПК-5 Опрос на семинаре, ролевая игра
Тема 13 ОК-5 ОПК-5 ПК-7 ПК-13 ПК-15 Опрос на семинаре, выступления с докладами
Тема 14 ОК-5 ОПК-5 ПК-7 ПК-13 ПК-15 Опрос на семинаре, тесты по теме, контрольная работа

Зачетная контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса

Демонстрационная версия

Часть 1. Задания с развернутым ответом.

1.Дайте определение следующим понятиям. (Задание на 4 балла)

Культура речи -

Лексикография -

2.Охарактеризуйте основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный и этический). (Задание на 4 балла)

3. Перечислите основные типы ошибок, связанных с нарушением лексической нормы. (Задание на 3 балла)

4. Замените иностранные слова русскими синонимами. (Задание на 2 балла)

Мотивировать, актуальный, ситуация, рейтинг, превалировать, эмбарго, контаминация, форс-мажор.

5. Расставьте ударения в данных словах. (Задание на 3 балла)

Аналог, апостроф, аристократия, асимметрия, балованный, безудержный, бижутерия, боязнь, вероисповедание, включит, кинематография, усугубить.

6. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. (Задание на 2 балла)

Автор, профессор, адрес, бухгалтер, договор, шофер, дно, судно.

7. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа. (Задание на 3 балла)

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, гектары, килограммы, носки, чулки, джинсы, туфли, солдаты, яблони.

8. Определите род существительных. (Задание на 3 балла)

Авеню, Сочи, тюль, Дели, колибри, боа, картофель, меню, мозоль, МГУ, вуз, метро.

9. В каком ряду все фамилии никогда, ни при каких условиях не будут склоняться? (Задание на 2 балла)

1)Абава, Бауэр, Алёха, Беккер

2)Долгих, Бру, Кикабидзе, Гусь

3)Бонч-Бруевич, Эпоха, Якоби, Ланчук

4)Гречко, Ша, Дагау, Головач

10. Найдите ошибки. Предложения отредактируйте и запишите в исправленном виде. Укажите в скобках, какая языковая норма нарушена. (Задание на 10 баллов)

1. Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.

2. Судя по материалам следствия, отделение банка находится недалеко от метро. Оно открылось недавно.

3. " В котором году Вы родились? ", - еще раз решил уточнить судья у истца.

4. Присяжные сидели молча и не разговаривали.

5. Расследуется дело о хищении чулков с нашего предприятия.

Часть 2. Тест.(Задания по 1 баллу)

1. Норма – это явление …

А) динамическое;

Б) всегда предсказуемое;

В) статистическое;

Г) частотное.

2. Высшей формой национального языка является язык …

А) литературный;

Б) писателей-классиков;

В) старославянский

Г) профессиональный.

3. Речь недостаточно грамотных слоев городского населения называется …

А) сленговой;

Б) просторечной;

В) диалектной;

Г) жаргонизирующей.

4. Наиболее полную и разнообразную информацию о лексике русского языкапредоставляет:

А) толковый словарь;

Б) орфографический словарь;

В) орфоэпический словарь

Г) словарь морфем.

5. Грамматической ошибки не содержит предложение:
А)Их первая встреча состоялась в тысяче девятьсот тридцать шестом году.
Б) К полтора стаканам воды добавить три ложки сахара.
В) Ей пришлось воспитывать троих младших сестер.
Г) Для строительства спортплощадки потребовалась помощь ещё четверых ребят.

6. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

А) нанести урон хозяйству;

Б) держать ответственность перед товарищами;

В) способствовать победе;

Г) планировать события.

7. Лексическое значение слова неправильно указано в примерах:

А) искусственный- имеющий отношение к искусству;

Б) комплимент- лестное мнение, похвала;

В) сервис- набор посуды;

Г) скаред- жадный человек.

8.Ударение поставлено правильно:

А) жа’люзи;

Б) мизе’рный;

В) позво’нит;

Г)фено’мен.

9.Согласный перед Е произносится твердо:

А) крем;

Б) агрессия;

В) музей;

Г) Гнедич.

10.Правильной является форма существительного родительного падежа мужского рода:

А) чулков;

Б) погонов;

В) носков;

Г) помидор.

11.К какому роду относится существительное врач?

А) к мужскому роду;

Б) к женскому роду;

В)к среднему роду;

Г) к общему роду.

Наши рекомендации