Как уберечь полростка от насилия

Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б. Лабейн

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; обсудить с родителями возможные пути вы­хода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения: родительский дискуссионный клуб. Вопросы для обсуждения: статистика обсуждаемой проблемы; ана­лиз мнения родителей по проблеме насилия; возможные пути пре­дупреждения насилия по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см. приложение); ситуации для анализа родителями (см. приложение); классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей (см. приложение).

Ход собрания

I.-Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьезной темы — наси­лие и как уберечь наших детей от него. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим, п именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в труд­ной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных си­туаций не возникало вовсе. Об этом и поговорим сегодня.

П. Анализ анкетирования и просмотр видеозаписи классного часа по проблеме собрания

Классный час «Я один дома, на улице, в подъезде» проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсужда­ются в начале с учащимися, а затем с родителями.

Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам.

В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в местах, где они могут быть подвергнуты опасно­сти, делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встре­чались в жизни.

Эти рисунки можно использовать в ходе родительского собрания.

III. Анализ ситуаций

Родителям зачитываются ситуации, и они предлагают свои вари­анты их разрешения. Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем. Анализ рисунков учащихся, подготовленных им^и к классному часу. Обзор педагогической литературы по проблеме со­брания.

IV. Подведение итогов

Жизненныецели подростков

Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать.

Парадокс древнегреческих ученых

Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные при­оритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствую­щих изменению жизненной и гражданской позиции подростка. Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: жизненные предпочтения подростков: кто их формирует; что может стать мерилом жизненных приоритетов под­ростков; как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка. Подготовительная работа: анкетирование учащихся и их родите­лей (см. приложение); статистика темы собрания (см. приложение);

методика «Твои жизненный выбор» (см. приложение); памятка для родителей (см. приложение).

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредны­ми привычками, перестают понимать родных и близких людей.

В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физичес­кую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи на­правлены только на удовлетворение материальных потребностей ре­бенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает нога­ми, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Поче­му не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобрать­ся, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

II. Тест «Вверх по лестнице жизни»

Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни уча­щиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:

1989 — я появился на свет;

1990 — я начал ходить и т. д.

Последним годом *в лестнице является тот год, в который они вы­полняют тест. На доске —- плакат «Цели жизни человека»: Первая жизненная цель — создание своей личности. Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми. Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей сре­дой.

III. Сочинение-размышление «Письмо самому себе»

Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14,5— 15 лет, а 24—25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое.

Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.

IV. Анализ анкет учащихся

V. Дискуссия по вопросам собрания

VI. Обсуждение памятки для родителей

VII. Подведение итогов

VIII. Комментарии по проведению классного часа

В ходе классного часа ребята обсуждают свои жизненные цели и определяют/какую помощь и поддержку должны и могут оказать взрослые, чтобы цели, поставленные учащимися, были реализованы.

В ходе классного часа, после обсуждения многие цели учащихся могут стать более определенными и четкими, ученики смогут убедить­ся в оправданности поставленных целей, их целесообразности. В ходе классного часа ребята должны учиться полемизировать, доказывать свою правоту, отстаивать свои убеждения и поставленные цели.

Наши рекомендации