II. Анализ сочинений учащихся

III. Анализ анкетирования учащихся и родителей

Классный руководитель проводит анализ анкет и сравнивает, насколько совпадают ответы на вопросы анкеты родителей и де­тей. Если есть совпадения, связанные с получением баллов 4—8 есть, то классному руководителю необходимо поговорить о том, насколько конфликтность или воспитание ребенка в атмосфере конфликта может отрицательно повлиять на самоутверждение под­ростка.

IV. Ознакомление родителей с возможностями получения дополни­тельного образования в школе (спецкурсы, кружки, факультативы)

V. Полезная информация. Изъяны воспитания ребенка в семье, влия­ющие на способность к самоутверждению.

Пока ребенок не достиг подросткового возраста, родители ре­шают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. Со вступлением в подростковый возраст у подростка воз­никают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», Почему они должны быть всегда правы?» Таким образом, родители должны понимать, что это не протест, это период поиска себя, лелей, привычек, мнений, убеждений.

Ребенка нельзя просто так заставить что-то делать, поэтому нужны разумные и убедительные аргументы. Если таких аргументов нет, растет непонимание между родителями и детьми и сопротив-1ение всем доводам родителей. Причиной этому может быть:

1. Отсутствие авторитета родителей в глазах ребенка.

2. изначальная избалованность детей. Ребенок сразу начинают выходить из повиновения, когда ему начинают предъявлять тре­бования, о которых он не предполагал раньше.

3. Конфликты между родителями. Конфликтность в характере самих родителей, которая существенно может повлиять на станов­ление характера ребенка и на его самоутверждение.

Для того чтобы ребенок мог самоутвердиться и достичь успе­хов во взрослой жизни, родители должны:

- трезво оценивать его успехи и достижения;

- поддерживать инициативу и желание ребенка в достижении цели;

- критиковать конструктивно, предлагая пути решения проб­лемы;

- видеть и положительно оценивать любые успехи ребенка на пути к цели;

- поддерживать его морально и материально (необходимые книги, спортивная форма, музыкальные инструменты, сло­вари и т. д.);

- искренне радоваться победам и достижениям;

- не ругать, если что-то не получилось;

- верить в успех и вселять эту веру в ребенка.

VI. Подведение итогов.

Литература

Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М, 1986. Джеймс М. Брак и любовь. - М., 1985. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1989. Чернявская Ю. В. Личность и культура. — Минск, 2003.

Собрание «Семья сегодня (в восприятии старшеклассников)»

Задачи: обсудить состояние семьи сегодня; проанализировать проблемы, с которыми семья не справляется; определить круг вопросов, над которыми надо работать.

Форма проведения: обсуждение проблемы с позиции подрост­ков на основании материалов диспута.

Подготовительная работа: подготовка и проведение диспута уча­щихся на тему «Семья сегодня. Мои требования к моей будущей семье»;

выборы ведущего (ученик, классный руководитель, пси­холог),

подготовка вопросов; видеосъёмка диспута,

подготовка высказываний о семье по материалам социологических исследо­ваний, психологов, социологов, СМИ;

подготовка итоговых ма­териалов для передачи общественным институтам (в газету, попе­чительский совет, центр по опеке, отдел по образованию).

Ход собрания:

I. Вступительное слово.

По мнению социологов, современная семья как социальный институт переживает кризис. Всё больше в сознании молодых лю­дей укореняется понятие одиночества, как необходимости; карь­ера прежде всего, а потом уже семья. Всё больше детей вырастает в отсутствии одного из родителей, что влияет на их мотивации, оценки в зрелом возрасте, когда приходится делать выбор между семьёй и карьерой и прочим.

На 2001 год на 1000 жителей есть 4 развода и всего 6 браков, в то время как в 1960 году на 1000 жителей приходилось 12 браков и лишь 1,5—2 развода. Молодые люди не имеют представления о вза­имоотношениях в семье, в браке. Им проще быть одним, чем прой­ти через все перипетии семейной жизни. Как правильно постро­ить взаимоотношения — один из главных, возникающих у моло­дых.

Функции семьи, по крайней мере, некоторые из них морально устаревают для всё большего количества граждан. Функция соци­ального контроля также имеет всё меньше популярности потому, что в обществе позиционируется свобода во всех направлениях деятельности, свобода без ограничений. Сегодня никому не нуж­но, чтобы его контролировали ни семья, ни государство, ни за­кон, ни морально-этические взаимоотношения.

Рассматриваемая проблема важна и актуальна в равной степе­ни как для современных семей, так и для будущих.

Вот почему вашим детям предложили обсудить эту проблему. В наших возможностях сосредоточить их внимание на этом, убе­дить в опасности этого и высказать претензии государству.

Наши рекомендации