II. Анализ сочинений учащихся
III. Анализ анкетирования учащихся и родителей
Классный руководитель проводит анализ анкет и сравнивает, насколько совпадают ответы на вопросы анкеты родителей и детей. Если есть совпадения, связанные с получением баллов 4—8 есть, то классному руководителю необходимо поговорить о том, насколько конфликтность или воспитание ребенка в атмосфере конфликта может отрицательно повлиять на самоутверждение подростка.
IV. Ознакомление родителей с возможностями получения дополнительного образования в школе (спецкурсы, кружки, факультативы)
V. Полезная информация. Изъяны воспитания ребенка в семье, влияющие на способность к самоутверждению.
Пока ребенок не достиг подросткового возраста, родители решают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. Со вступлением в подростковый возраст у подростка возникают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», Почему они должны быть всегда правы?» Таким образом, родители должны понимать, что это не протест, это период поиска себя, лелей, привычек, мнений, убеждений.
Ребенка нельзя просто так заставить что-то делать, поэтому нужны разумные и убедительные аргументы. Если таких аргументов нет, растет непонимание между родителями и детьми и сопротив-1ение всем доводам родителей. Причиной этому может быть:
1. Отсутствие авторитета родителей в глазах ребенка.
2. изначальная избалованность детей. Ребенок сразу начинают выходить из повиновения, когда ему начинают предъявлять требования, о которых он не предполагал раньше.
3. Конфликты между родителями. Конфликтность в характере самих родителей, которая существенно может повлиять на становление характера ребенка и на его самоутверждение.
Для того чтобы ребенок мог самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни, родители должны:
- трезво оценивать его успехи и достижения;
- поддерживать инициативу и желание ребенка в достижении цели;
- критиковать конструктивно, предлагая пути решения проблемы;
- видеть и положительно оценивать любые успехи ребенка на пути к цели;
- поддерживать его морально и материально (необходимые книги, спортивная форма, музыкальные инструменты, словари и т. д.);
- искренне радоваться победам и достижениям;
- не ругать, если что-то не получилось;
- верить в успех и вселять эту веру в ребенка.
VI. Подведение итогов.
Литература
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М, 1986. Джеймс М. Брак и любовь. - М., 1985. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1989. Чернявская Ю. В. Личность и культура. — Минск, 2003.
Собрание «Семья сегодня (в восприятии старшеклассников)»
Задачи: обсудить состояние семьи сегодня; проанализировать проблемы, с которыми семья не справляется; определить круг вопросов, над которыми надо работать.
Форма проведения: обсуждение проблемы с позиции подростков на основании материалов диспута.
Подготовительная работа: подготовка и проведение диспута учащихся на тему «Семья сегодня. Мои требования к моей будущей семье»;
выборы ведущего (ученик, классный руководитель, психолог),
подготовка вопросов; видеосъёмка диспута,
подготовка высказываний о семье по материалам социологических исследований, психологов, социологов, СМИ;
подготовка итоговых материалов для передачи общественным институтам (в газету, попечительский совет, центр по опеке, отдел по образованию).
Ход собрания:
I. Вступительное слово.
По мнению социологов, современная семья как социальный институт переживает кризис. Всё больше в сознании молодых людей укореняется понятие одиночества, как необходимости; карьера прежде всего, а потом уже семья. Всё больше детей вырастает в отсутствии одного из родителей, что влияет на их мотивации, оценки в зрелом возрасте, когда приходится делать выбор между семьёй и карьерой и прочим.
На 2001 год на 1000 жителей есть 4 развода и всего 6 браков, в то время как в 1960 году на 1000 жителей приходилось 12 браков и лишь 1,5—2 развода. Молодые люди не имеют представления о взаимоотношениях в семье, в браке. Им проще быть одним, чем пройти через все перипетии семейной жизни. Как правильно построить взаимоотношения — один из главных, возникающих у молодых.
Функции семьи, по крайней мере, некоторые из них морально устаревают для всё большего количества граждан. Функция социального контроля также имеет всё меньше популярности потому, что в обществе позиционируется свобода во всех направлениях деятельности, свобода без ограничений. Сегодня никому не нужно, чтобы его контролировали ни семья, ни государство, ни закон, ни морально-этические взаимоотношения.
Рассматриваемая проблема важна и актуальна в равной степени как для современных семей, так и для будущих.
Вот почему вашим детям предложили обсудить эту проблему. В наших возможностях сосредоточить их внимание на этом, убедить в опасности этого и высказать претензии государству.