Формирование культуры речевого общения в классном коллективе

Школа как социальный институт ведет специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры речи учащихся. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Успех этой работы связан не только с решением чисто лингводидактических задач, но и с общекультурным развитием школьников.

«…речь многих детей засорена грубыми формами обращения, порой бранными словами. В ней звучит недоброжелательность: дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в обращении с друг с другом, склонны к оскорблению товарищей…Это одна из проблем речевого воспитания, которая возникла передо мной». Ш. А. Амонашвили.  

Необходимо прививать ученикам навыки речевого общения. Это предполагает:

Ø наличие большого лексического запаса слов,

Ø образность и правильность речи,

Ø точное восприятие устного слова и точную передачу собеседнику идей своими словами,

Ø корректную постановку вопросов,

Ø краткость и точность формулировок на ответы собеседника,

Ø логичность построения и изложения высказывания.

Педагогический коллектив школы может осуществлять эту работу в рамках сложившихся или складывающихся в данном обществе общекультурных норм и установок. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников. Для этого необходимо познакомить учащихся с понятием: «речевой этикет», а также для овладения его приемами с соответствующими требованиями, рекомендациями, запретами.

«Мои слова были бы пустым звуком, если бы в душах воспитанников я не извлекал тонкой чувствительности к слову, если бы каждое слово не пробуждало бы в них внутреннего эмоционального отклика». В.А. Сухомлинский.  

Работу в этом направлении необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда ребенок еще только овладевает в полной мере нормами этикета. На занятиях с данной возрастной группой следует объяснить, что речевое общение имеет свои законы, которые нужно знать каждому культурному человеку. Для младших школьников ряд понятий, касающихся сферы речевого общения вполне доступен, например: вежливый, культурный человек; различные формулы речевого этикета (спасибо, добрый день) и т.д. Поэтому при знакомстве учащихся с основами речевого этикета необходимо использовать их жизненный опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми (родителями, учителями…).

Одно из главных требований – проявлять к собеседнику внимание, уважение, заботиться об экономии чужого времени. Данное правило можно проиллюстрировать примерами из художественной литературы и зарисовками из школьной жизни (см. О.Казарцева). Рекомендуется познакомить школьников также с рядом понятий:

· вежливость (форма проявления уважения к другому человеку, признание его достоинств). Что такое вежливость? Какого человека мы называем вежливым?

· доброжелательность в общении (один из секретов доброжелательных отношений – запоминать и правильно называть имена своих друзей и знакомых). Способы запоминания имен / произнести несколько раз имя про себя, несколько раз употребить его в разговоре, обращаясь к собеседнику и т.д.),

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». С. Сервантес.  
-

· репертуар речевых действий (речевое поведение всегда обусловлено ситуацией общения / где, с кем, зачем говоришь / и ролью, которую мы выполняем в данный момент): поведенческие стереотипы, формулы речевого этикета / слова знакомства – меня зовут Катя, я хотела бы с Вами познакомиться, разрешите Вас познакомить с Машей - ответы: рады познакомиться…,очень приятно познакомиться с Вами …и т.д. /,

· правила речевого поведения:

a. для слушающего: показывает взглядом, мимикой доброжелательность, интерес, внимание. Старается не перебивать, при необходимости просит что-то уточнить. Не делает замечания по поводу речевых ошибок. Поддерживает собеседника, развивая его мысль,

b. для говорящего: произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника на свое общение. Говорит кратко и только по делу. Обращается к собеседнику, называя его по имени. Следить за реакцией собеседника, все ли ему ясно,

· запреты в общении («табу») – касаются культуры общения – предупредить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам, помочь учащимся избежать конфронтации, противостояния, прийти к согласию..и т. д :

Запреты в общении

тон слова и выражения доводы
обидный грубые с угрозами (запугивание)
презрительный оскорбляющие с искажением мысли собеседника
крикливый насмешливые провоцирующие резкую реакцию
злой категоричные

«Чтобы верно оценивать и тонко чувствовать этикетные особенности поведения (своего и чужого) важно, прежде всего, научиться замечать их. Да, замечать! Трудность в том, что все обычное, постоянно встречающееся, будучи очень важным, как правило, реже привлекает к себе внимание, чем необычное». В. Е. Гольдин.  

Можно попросить учащихся объяснить смысл каждой группы запретов,

составить памятку «Культура общения» вместе с учителем. Учащиеся с интересом выполняют такое задание, а их коммуникативные возможности значительно расширяются.

В арсенале современного учителя сегодня имеются кино- и видеоматериалы, которые расширяют возможности педагога в формировании речевого этикета учащихся. Например, это могут быть мультфильмы, наглядно демонстрирующие нарушения ряда этикетных норм поведения в обществе: «Винни- Пух идет в гости» (по книге А.Милна ), «Гадкий утенок» (по книге Х.-К. Андерсена ), эпизоды из фильма «Алиса в стране чудес» (по книге Л.Кэролла ), ряд серий из детского киножурнала «Ералаш» и др.

??? Вопросы для размышления. ????

1. Ниже приводится отрывок из сказки Х.-К.Андерсена «Гадкий утенок». Какие нормы речевого этикета нарушили персонажи данной сказки? Как этот отрывок можно использовать в работе с учащимися?

«Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами:

-Умеешь ли ты нести яйца?- спросила Курица.

-Нет! - ответил Утенок.

-Так и держи язык на привязи! – съязвила Курица.

А Кот спросил:

-Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

-Нет!- смущенно ответил Утенок.

-Так и не суйся со своим мнением,- отпарировал Кот».

2. Для того чтобы информация была принята и переработана собеседником, язык и речь должны быть понятны. Ниже приводится отрывок из сатирического киножурнала «Ералаш» «Зачем кочевряжился» Днепр?! Подумайте, как данный сюжет может быть использован в работе с учащимися по формированию их грамотной речи.

«…В кадре обыкновенный лифт. Лифт поднимается вверх. В кабине - пожилой обитатель дома и юный гражданин. Старший задает вопрос младшему:

- Как дела?

- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывает к Шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да?

(Из данного монолога своего юного собеседника взрослый ничего не понял, но сделал вывод, что его сосед говорит на диалекте племени «жаргоноязычников »). Чтобы показать своему юному другу, как он исковеркал русский язык, взрослый приводит отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде …». На языке жаргона он звучит так: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые волны свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины. А если дочешет, так и гикнется и копыта отбросит…».

Часто мы сталкиваемся с неумением ученика найти нужные слова и выражения для данного рассказа, характеристики данного факта, явления действительности, особенно характеризуя события исторического плана. Поэтому нередки фразы типа: «Дружный коллектив декабристов…». Необходимо обращать внимание учащихся на языковую небрежность, а порой и просто курьезность их высказываний, приучать их внимательно относиться к своей речи. («Из более мелких выживают только более крупные производства…», «В фамусовском обществе был культ личности богатства…» и др.). Надо обращать внимание учащихся на отрывки из классических произведений, где авторы дают порой юмористические примеры бедной, однообразной, трафаретной речи, с нарушением языковых норм. Качество устной речи учеников часто зависит от того, как сформулированы преподавателем вопросы или тема беседы.

??? Вопросы для размышления.???

Проанализируйте данную педагогическую ситуацию. Можно ли, используя данный метод, сформировать навыки речевой культуры (грамотное владение этикетными нормами общения) у ребенка начальной школы? Как бы Вы поступили на месте этого учителя, чтобы сформировать у школьников навыки вежливого общения при встрече со взрослым человеком?

« .. я училась в первом классе начальной малокомплектной школы в сельской местности… Как – то я шла в школу зимой по заснеженной тропинке и повстречала мою учительницу, Веру Павловну, которая тоже шла в школу на уроки… Учительница со мной заговорила, я что-то ей ответила (теперь уже не могу вспомнить о чем был разговор), затем она поспешила в школу и я пошла в школу уже одна… После уроков Вера Павловна попросила остаться весь наш класс (в классе нас было 8 человек )…Затем она вызвала меня к доске и начала всем рассказывать о моем проступке… Оказалось, что при встрече на тропике я забыла с ней поздороваться и в этом была моя страшная вина…Как только учительница меня не стыдила, она припомнила все мои провинности, совершенные ранее и сказала, что из меня никогда не вырастет порядочного человека. Я плакала, мне было очень обидно…Я не могла понять в чем я так сильно провинилась…С тех пор я даже неосознанно вздрагиваю, когда кто-то со мной здоровается…То унижение, которое я пережила в детстве запомнилось на всю жизнь…»

Наши рекомендации