Контрольная работа по предмету «русский язык и культура речи»
ВАРИАНТ № 8
1. Расставьте ударения в словах.
Новорожденный, вероисповедание, позвонит, оптовый, танцовщица, каталог, квартал, ревень, симметрия, бюрократия, каллиграфия.
2. Определите род имен существительных, составьте словосочетания с прилагательными.
Мозоль, канифоль, кенгуру, вуаль, лебедь, рельс, жабо, кофе, суфле, корь, соседушка, конферансье, фрау, сулугуни.
3. Раскройте скобки в следующих предложениях, вставьте нужное окончание.
Салаты из свежих (помидоры и огурцы) вкусны и полезны.
В этих магазинах большой выбор (туфли, сапоги, чулки, носки).
Несколько (партизаны) и двое (солдаты) без (погоны) двинулись к лесу.
4. Перепишите предложения, записав числительные словами.
(1,5 стакана) сахара смешайте с (1,5 стакана) муки и (350г)сметаны, затем добавьте
около (600 мл) воды. Теплоход с (448 экскурсантов) отправился в очередной рейс.
5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Антон Павлович Чехов самый поэтичный пр…заик и дра…атург рубежа 19 -20 веков. Писатель Чехов и новатор и ор…гинал и классик. Он (не)повторим. Высокое и низкое вот два ключа к творчеству Чехова создававшего юмор…стические ра…казы и комедии.
6. Исправьте допущенные в предложениях словообразовательные ошибки.
Необходимо оплатить за проезд. Не играйтесь с приборами, изломаете. Завесьте, пожалуйста, муки кило. Он скурил целую пачку сигарет. Поезд прибыл с запозданием.
7. Определите стиль предложенного текста, обоснуйте свой ответ, выделите характерные признаки этого стиля.
Статья 3
Адресные программы размещения (реконструкции) комплексов (зон) мелкорозничной торговли утверждаются исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
8. Напишите эссе «Грамотным быть модно…»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ВАРИАНТ № 9
1. Расставьте ударения в словах.
Знамение, оптовый, обеспечение, щавель, вероисповедание, подростковый, генезис, апостроф, облегчить, каталог, квартал, жалюзи.
2. Определите род имен существительных, составьте словосочетания с прилагательными.
Меню, иваси, арго, антраша, гризли, драпри, индиго, канифоль, салями, тюль, шампунь, бра.
3. Раскройте скобки в следующих предложениях, вставьте нужное окончание.
В любое время года мы покупаем свежие овощи и фрукты у представителей разных народов СНГ: (узбеки, татары, грузины, киргизы, азербайджанцы, осетины, таджики). В этих магазинах большой выбор (туфли, сапоги, чулки, носки).
4. Просклоняйте словосочетание 567 километров.
5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Прошло более двух лет. Кто(бы)узнал нашего пров…нциала в этом молодом человек… с изящ?ными манерами в щ…гольском костюм… . Он очень изменился возмужал. (Не) стало и робкой застен?чивости и грац…озной (н…)ловкости движений.
6. Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
В ЦУМе большой выбор тюли на окна. Тебя там ждут, езжай скорей. К сожалению, мы не захватили запасной пары носок. Мы заинтересовались об этом человеке. Он был беспощаден с врагом. Я спросил его за деньги.
7. Определите стиль предложенного текста, обоснуйте свой ответ, выделите характерные признаки этого стиля.
Почти 11% всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем. Объем льда оценивается сейчас в 30000000 км. Сюда входят и айсберги, и ледяные шапки Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов.
8. Напишите свои размышления по поводу высказывания Д. С. Лихачева: «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ВАРИАНТ № 10
1. Расставьте ударения в словах.
Генезис, компас, вероисповедание, баловать, позвонишь, жалюзи, жизнеобеспечение, квартал, статут, мусоропровод, христианин, камбала.
2. Найдите и исправьте ошибки , связанные с неправильным употреблением родового окончания.
Он уселся у включенной бра. Мне подарили фирменный портмоне. ГИБДД нас остановило. Верхом на послушной пони. Большой выбор изысканной тюли. Она известный ябеда.
3. Просклоняйте словосочетание 354 килограмма.
4. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.
На обоих реках начался ледокол. На остановке стояли три девушки, двоих я узнал. Двое котят играли на полу. За обеими столами сидели гости. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров, всего работало семеро строителей.
5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Ш…повник стоял пов…рнувшись большими цветами к со?нцу нарядный соверше…о праз?ничный покрытый множеством острых бутонов. Цв…тение его совпадало с самыми короткими ноч…ми нашими русскими (н…)много северными ноч…ми когда солов?и гр…мят всю ноч? (на)пролет…
6. Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
Особенное внимание следует уделить на решение задач повышенной сложности. Мы побывали на выставке о жизни и деятельности М.В.Ломоносова. Окончив вуз, их ожидала трудная, но интересная работа. Сдав задолженности первой сессии, настроение первокурсников заметно улучшилось. Я скучаю за ним.
7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова – паронимы одеть – надеть.
Во что бы _________ребенка, чтобы он не простудился? Из-за дождя мы все ______непромокаемые плащи. Стало холодно, и отец ______на сына свой пиджак. Поверх платья она _______накидку. На карнавал ребенка_______снеговиком. Очки он ______, только когда читал. Зима ______деревья снегом. На парад мой дед ______все ордена. На мебель мы ________чехлы. Больному гриппом следует _______ марлевую повязку.
8. Напишите эссе «Грамотным быть модно…"