Девиантное поведение: понятие и сущность

Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие с начала XX века – с того времени, когда бихевиористыобъявили его предметом психологической науки. Современное понимание поведения выходит далеко за рамки «совокупности реакций на внешний стимул». ЗмановскаяЕ.В. определяет поведение как процесс взаимодействия личности со средой, проявляющийся в форме внешней активности и опосредованный внутренним содержанием.

Поведение формируется и реализуется в обществе, отражает процессы социализации личности. Поведение тесно связно с соблюдением, предписанных обществом норм. Но часто наблюдается отклонение от норм (девиация). Для выявления сущности девиантного поведения, прежде всегоследует определить понятие «норма».

В широком смысле норма – правило или предписание, действующее в определенной сфере и требующее своего выполнения.

ЗмановскаяЕ.В. определяет понятие социальная норма как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальные нормы включают в себя моральные, правовые, религиозные, этические.

Проведя анализ литературы, было выявлено, что в настоящее время термин «девиантное поведение» используется в качестве синонима с термином «отклоняющееся поведение».

Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.

Менделевия В.Д. обозначает девиантноеповедение(от лат. Deviatio – отклонение) человека как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализацииили уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

ТетерскийС.В. определяет отклоняющееся (асоциальное,девиантное) поведение как поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:

- корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду);

- агрессивной ориентации (действия, направленные против личности:оскорбление,хулиганство,побои);

-социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, потребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид).

Автор отмечает, что девиантноеповедение можно разделить на два уровня: докриминогенный(делинквентный), когда человек не стал субъектом преступления, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными и органами и представляют серьезную общественную опасность.

С точки зрения социально-нормативного критерия девиантноеповедение – поведение, отклоняющееся от социальных норм. Это самое распространенное из всех существующих ныне определений. Данная формулировка проводит тесную параллель между девиациями и процессом адаптации к социуму. По сути, девиантноеповедение сводится к одной из форм средовой дезадаптации– неполной или неуспешной адаптации.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения – это устойчивое поведение личности, не соответствующее общепринятым нормам и стандартам, негативно сказывающееся на человеке и обществе в целом.

В настоящее время существуют следующие подходы к пониманию девиации (по Е.И.Холостовой):

- отклонение есть выражение или следствие психической или физической болезни;

- отклонение есть следствие неудачной социализации;

- отклонение есть реакция индивида на отсутствие ясных социальных норм или правил в обществе или реакция индивида на отсутствие у него средств для достижения общественных целей;

- отклонение есть поведение, приобретенное в результате идентификации или имитации.

Е.И.Холостова отмечает, что сущность девиантностиличности заключается в расхождении индивидуальных отношений и культурных норм. Вследствие этого девиантность:

1.проявляется в устойчивом отклонении развития личности от доминирующих культурных идеалов и культурно-исторических тенденций общества в целом;

2. обозначается обществом как негативное и требующее устранения явление;

3. препятствует развитию как самой личности, так и социальной системы, в которую она включена.

Шнейдер Л.Б. основные нарушения поведения в подростковом возрасте классифицировал следующим образом:

1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней;)

2) побеги из дома;

3) воровство;

4) ограбления (с применением угрозы или силы);

5) участие в драках;

6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т.д.);

7) приобщение к алкоголю, наркотикам, снотворными и транквилизирующим средствам, курение (симуляция, игра с сигаретой, способ расслабления, поддержка имиджа, привычка);

8) девиация сексуального поведения (мастурбация, ранняя половая жизнь и др.);

9) суицидное поведение;

10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.);

11) навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, наморщиваниелба и носа);

12) сквернословие;

13) черты девиантногоповедения (развязность, увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др.

Единой классификации поведенческих отклонений не существует. Это обусловлено междисциплинарным характером проблемы, ведь девиантноеповедение является предметом изучение таких наук как девиантология, психология, социология, психология девиантногоповедения, социальная работа, и в различных науках термин используется в разных значениях. Также это связано с многообразием форм поведения.

Менделевия В.Д. выделяет следующие типы девиантногоповедения:

- делинквентный;

- аддиктивный;

- патохарактерологический;

- психопатологический.

Также к девиантномуавтор относит агрессивное поведение, аутоагрессивное, сексуальные девиации, безнравственное и аморальное поведение.

На основании ключевых положений работ отечественных ученых девиантноеповедение делится на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности.

ЗмановскаяЕ.В. помимо агрессивного иделинквентноговидов, о которых упоминалось выше, к основным видам отклоняющегося поведения относит зависимое и суицидальное поведение.

Также к основным видам авторы относят наркоманию, алкоголизм, табакокурениеи проституцию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантноеповедение является отклонением моральных (асоциальное поведение) или правовых (антисоциальное) норм. Общепринятого определения не существует, поскольку авторы рассматривают данное понятие с различных сторон. Ученые выделяют уровни и виды девиантного поведения, в соответствии с разными признаками – психическими, правовыми, социальными. Так или иначе, это тоотрицательное явление для общества, которое ведет к ухудшению социальной обстановки.

Наши рекомендации