Культура устной и письменной речи и её проявление в поведении и деятельности сотрудника ОВД
Родная речь – одна из важнейших этических основ культуры и служебного этикета сотрудника органов внутренних дел. Русский язык – язык межнационального и международного общения и этикета, феномен мировой культуры. Культура речи как зеркало личности сотрудника ОВД.
Речь – важное условие и средство коммуникации, профессионального мастерства. Культура речи и профессионализм. Овладение основными элементами устной речи: дикция - чёткость произношения, орфоэпия – правильность (нормы) произношения, владение голосом, умение стилистически и логически грамотно строить высказывание: от культуры мысли – к культуре речи. Кодекс профессиональной этики (ст.11) о речевых нормах и требованиях к речи сотрудников ОВД.
Речевые дефекты. Отклонения от речевой нормы: органические и функциональные. Характерные ошибки в речи: примитивизм, вульгаризм, варваризация, жаргонизм и их устранение. Коррекция речи, самокоррекция.
Требования к письменной речи сотрудника ОВД: аккуратность, точность, лаконичность, грамотность, достоверность, информативность, уважительное отношение к адресату. Условия грамотной речи. Особенности составления служебных документов (протоколов, служебных записок, рапортов, повесток, объяснительных записок, приказов, отчетов, уголовных дел и т.д.). Служебная переписка. Стенная печать.
Внеслужебная письменная речь: поздравительные адреса и открытки, письма, обращения, заметки и статьи в прессе и т.д.
Тема 5.
Этикет в общении начальника и подчиненного
Этикет как средство управленческого воздействия на подчиненных и укрепления служебной дисциплины. Соблюдение служебного этикета – необходимое условие сплочения коллектива, создание в нем здоровой морально-психологической атмосферы.
Требования служебного этикета к личности руководителя, его внешнему виду, приветствиям, манере общаться с подчиненными. Этические правила поведения и деятельности начальника, вытекающие из Кодекса профессиональной этики (ст.16).
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (ст.15) об основных нормах этикета в поведении подчиненного по отношению к начальнику. Требования к моральному облику и внешнему виду подчиненного.
Использование этикета в дисциплинарной практике руководителя. Своевременность поощрения достойного сотрудника и наказания провинившегося. Соответствие дисциплинарного воздействия характеру отличия (поощрение) и масштабу проступка (наказание).
Этикет при проведении служебных совещаний.
Этикетные нормы на строевых смотрах, при инструктаже и разводе сотрудников, заступающих на службу. Роль неформальных отношений в служебном коллективе в соответствии с Кодексом профессиональной этики (ст.17).
Внеслужебное общение начальника и подчиненных. Объективные и субъективные причины, мешающие нормальному общению начальника и подчиненного, пути их устранения.
Тема 6.
Этикет в решении оперативно-служебных задач
Служебный этикет как единство правовых, нравственных и эстетических элементов. Соответствие правовых предписаний моральным установкам. Красота подвига и благородного поступка сотрудников ОВД.
Соотношение функции социальной защиты граждан и карательных мер в деятельности органов внутренних дел.
Общее в служебном этикете для всех служб и подразделений ОВД. Профессионально-нравственные и этикетные правила поведения сотрудника при выполнении задач оперативно-служебной деятельности, вытекающие из Кодекса профессиональной этики (ст. 9).
Особенности служебного этикета в деятельности различных специалистов ОВД.
Этикет в деятельности сотрудников криминальной милиции. Специфика этикета в оперативно-розыскной деятельности.
Этикет в работе следователя.
Основные этикетные нормы в деятельности различных служб (участковые уполномоченные, патрульно – постовая служба, ГИБДД, дежурные части, паспортно-регистрационная служба).
Особенности этикета в работе эксперта-криминалиста.
Примечание: рассмотрение особенностей служебного этикета определяется профилем факультета и учебных взводов (групп).
Тема 7.