ТЕМА №5. ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА

Задание 1. Распределите данные ниже слова на группы по родовому признаку.

женский род мужской род средний род
     

Кофе, тюль, фрау, иваси, тушь (в зн. краски), бремя, авеню, мозоль, рояль, вуаль, леди, бра, табель, кенгуру, воевода, юноша, умишко, подмастерье, сапожище, гений, толь, пони, отель, знамя, носище, маслице, городишко, пьяница, кольраби, пепелище, безе, купе, клише, атташе, желе, жюри, кафе, виски, манго, рагу, Сочи, бандероль, георгин, кашне, повидло, салями.

Задание 2. Образуйте форму Им. п. мн. ч. от следующих существительных.

Профессор, слесарь, инженер, бант, токарь, пекарь, отпуск, торт, тополь, бухгалтер.

Задание 3. Образуйте форму Р. п. мн. ч. от следующих существительных.

Чулки, апельсин, носки, кадеты, ампер, Ом, эполеты, солдат, свеча, кочерга.

Задание 4. Определите семантические различия в следующих существительных множественного числа. Составьте с ними словосочетания.

Лагери - лагеря, образы - образа,

корпусы - корпуса, поводы - повода,

учители - учителя, пропуски - пропуска,

хлебы - хлеба, тоны - тона,

мехи - меха, цветы - цвета,

соболи - соболя, счеты - счета.

Задание 5. От наименований лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкир, бурят, грузин, киргиз, монгол, мордвин, осетин, перс, ру­мын, туркмен, узбек, цыган, эскимос, якут.

Задание 6. Образуйте краткие формы прилагательных мужского рода, где это возможно.

Жесткий, стойкий, кратный, поздний, ценный, долгий, важный, четкий, должный, терпкий.

Задание 7. Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагатель­ного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Предложенные поправки к закону и дополнения (существенны, сущест­венные). 2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевремен­ные, своевременными). 3. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежела­тельное). 4. Проведение консультаций со специалистами (необходимое, необхо­димо). 5. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (нераз­решима, неразрешимая, неразрешимой.) 6. Этот ученый (известный, известен) своими работами по биохимии. 7 Учитель был (добрым, добр, добрый) к учени­кам.

Задание 8. Исправьте и объясните ошибки, допущенные в предложениях.

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Не стремлюсь быть лучше, оригиналь­ной, хочу оставаться сама собой. 3. Самый крупнейший город в мире - Мехико. 4. Разработка новой темы становится всё более интенсивнее. 5. Значительно бы­стрее развивается машиностроение. 6. Один брат - шумный, другой - тих.

Задание 9. Просклоняйте числительные.

3, 74, 986, 665, 1452

Задание 10. Раскройте скобки, заменяя цифровые значения словами. Внесите в предложения изменения там, где это необходимо.

1. Из (892 участника) съезда иногородних семьсот сорок два человека. 2. К (1219 учащихся) одной школы присоединились девятьсот тридцать два уча­щихся другой. 3. Пароход с (850 отдыхающих) вышел в рейд. 4. Лагерь находил­ся в (1670 километров) от границы. 5. В этот час мы покидаем льдину, пройдя свыше (2500 километров) за время дрейфа (274; сутки). 6. Летаргический сон продолжался (32; сутки). 7. Воздух был наполнен (1000 свистов). 8. Появилась серия пособий с (6475 чертежей).

Задание 11. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным суще­ствительным. Укажите возможные варианты.

(Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тре­мя) ножницами; (семь, семеро) мальчиков; (десять, десятеро) носков; (пять, пя­теро) перчаток.

Задание 12. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите семантиче­ские и стилистические различия между вариантными формами имен числи­тельных.

1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание. 2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях. 3. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку. 4. Олимпиада длилась (три, трое; день). 5. С докладами высту­пили (четыре, четверо; профессор).

Задание 13. Укажите случаи неправгаьного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глагола, исправьте предложения.

1. Наверху целый день движут мебель. 2. Прочитайте текст и выправите ошибки. 3. За последний год спортсмены достигнули больших успехов. 4. Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни. 5. Ученые двигают науку вперед. 6. В это время рыба ме­тает икру. 7. Осенний дождь хлестает целый день. 8. Некогда чистый источник давно иссякнул. 9. Его любимое занятие - плесть интриги.

Задание 14. Выберите словосочетания с правильными формами числительных.

1) четыреста пятьдесят трех полотенец;

2) тремястами восьмьюдесятью рублями;

3) о двести сорока четырех солдатах;

4) к ста семидесяти восьми страницам;

5) на сто двух километрах;

6) о девяноста трех мешках;

7) к сорок одному кусту;

8) у сорока пяти спортсменов.

Задание 15. Выберите словосочетания с ошибочными формами числительных.

1) недостает полутораста листов;

2) у полутора страниц;

3) прибавить к полутораста рублям;

4) с полуторами яблоками;

5) у обеих очков;

6) на обоих берегах;

7) с обеими студентками;

8) у обоих страниц.

Задание 16.Выберите глаголы, ограниченные в образовании личных форм.

1) роптать; 2) очутиться; 3) выздороветь; 4) убедить; 5) чудить; 6) опроти­веть;

7) сквозить; 8) пылесосить.


Наши рекомендации