Поставьте данные слова в форму родительного падежа множественного числа.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГОУ СПО «ИВАНТЕЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА
по дисциплине
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для специальностей: -150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»;
- 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт»;
- 260903 «Моделирование и конструирование
швейных изделий»;
- 080302 «Коммерция»;
- 080501 «Менеджмент»;
- 260704 «Технология текстильных изделий»
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………….4
2. Основная часть………………………………………………………..5
Язык и речь……………………………………………………………5
Нормы речи…………………………………………………………...6
Текст и его особенности……………………………………………....9
Функциональные стили речи………………………………………..11
Изобразительно-выразительные средства речи……………………12
3. Список литературы…………………………………………………..14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений СПО и рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Оно предназначено для самостоятельной работы студентов заочного и дневного отделения всех специальностей Ивантеевского промышленно - экономического колледжа.
Пособие освещает основные темы дисциплины, имеет краткий теоретический материал и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение речевых и грамматических ошибок в речи студентов.
Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самостоятельно совершенствовать и развивать грамотную речь, что является важной составляющей профессиональной подготовки студента.
I ЯЗЫК И РЕЧЬ
Сократ когда-то сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Именно «увидел», а не «услышал». Почему он именно так сказал? Попробуем разобраться. Первое впечатление о человеке мы получаем по его внешнему виду, но это не может стать окончательным мнением о нем. Ведь только пообщавшись с ним, мы понимаем, что это за человек, о чем он думает, к чему стремится, о чем говорит, как строит высказывание, какие слова употребляет. Недаром говорят в народе: «По одежке встречают – по уму провожают». А как мы определим, умен ли человек? Только пообщавшись с ним. Следовательно, речь человека – это показатель его интеллекта.
Давайте вспомним, в чем заключается разница между понятиями «язык» и «речь». Язык – это средство общения, а речь – результат использования языковых средств. Речь может быть как устная, так и письменная.
Единицами языка на разных языковых уровнях являются: фонема (на фонетическом уровне), слово (на лексическом уровне), предложение и словосочетание (на синтаксическом уровне).
Единица речи – высказывание, образующееся в процессе общения. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д.
Функции языка:
1. функция сообщения (передача знаний от поколения к поколению);
2. коммуникативная функция (на уровне общения в коммуникативном акте);
3. эмотивная функция (передача в процессе речи своих чувств и эмоций);
4. функция формирования и выражения мысли.
Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая форма национального языка. Существуют также такие формы языка, как территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны.
Культура речи предполагает:
1. правильность речи (соблюдение норм литературного языка: акцентологических, орфоэпических, словоупотребительных, грамматических);
2. коммуникативный аспект (навыки отбора и употребления речевых средств в соответствии с коммуникативными задачами);
3. этический аспект (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях) /речевой этикет/.
II НОРМЫ РЕЧИ
Правильность речи – одно из главных качеств, отличающее грамотного человека. Вам предлагается повторить некоторые нормы русского литературного языка.
Задание 1
Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударение в данных словах.При этом помните, что встречающаяся в словарях помета доп.(допускается) обозначает не литературную норму, а допустимое употребление на разговорном уровне.
Договор, каталог, рудник, квартал, средства, маркетинг, обеспечение, эксперт, жалюзи, ходатайство, оптовый, начать, облегчить, предложить, углубить, позвонишь, газопровод, нефтепровод, трубопровод, мусоропровод.
Задание 2
Поставьте данные слова в форму множественного числа, дописав у них необходимое окончание.Проверьте себя по словарю. В тех словах, где допустимо двоякое употребление, в скобках пометьте второй вариант.
Кондукторы(а), инженер__, диктор__, шофер__, инструктор__, бухгалтер__, лектор__, офицер__, конструктор__, маляр__, доктор__, повар__, профессор__, директор__, токарь__, пекарь__, слесарь__, лекарь__, корректор__, инспектор__.
Задание 3
Задание 4
Выберите и подчеркните правильно подобранные к данным словам прилагательные, показывающие их род.Орфоэпический словарь поможет Вам в этом.
Новый/новая тюль, сладкий/сладкое какао, рабочий/рабочая табель, черный/черное кофе, густой/густая шампунь, больной/больная мозоль, белый/белая рояль.
Задание5
Зачеркните букву «н» в тех словах, где она не нужна:
Инци(н)дент, преце(н)дент, дерма(н)тин, прете(н)дент, конста(н)тировать, компроме(н)тировать.
Задание 6
Замените числа словами:
Из (628) _____________________________________________ студентов справились с задачей чуть больше (370)________________________________.
Я вернусь домой с (285) _____________________________________________
__________________________________________________________ рублями.
Корм дали (196) ____________________________________________коровам.
В киоск пришла машина с 344 _____________________________________
__________________________________________________________ книгами.
Документы оформили (793) __________________________________________
___________________посетителям.
Я общаюсь через Интернет с (964) ____________________________________
___________________________ адресатами.
Мы встретимся в (2007) ________________________________________ году.
Подсказка:
Вспомним, как изменяются по падежам имена числительные (количественные и порядковые):
И (кто? Что?) двести семьдесят шесть малышей
Р (кого? чего?) двухсот семидесяти шести малышей
Д (кому? чему?) двумстам семидесяти шести малышам
В (кого? что?) двести семьдесят шесть малышей
Т (кем? чем?) двумястами семьюдесятью шестью малышами
П (о ком? о чем?) о двухстах семидесяти шести малышах
И (кто? Что?) двести семьдесят шестой малыш
Р (кого? чего?) двести семьдесят шестого малыша
Д (кому? чему двести семьдесят шестому малышу
В (кого? что?) двести семьдесят шестого малыша
Т (кем? чем?) двести семьдесят шестым малышом
П (о ком? о чем?) о двести семьдесят шестом малыше
Задание 7
1. Перепишите, употребив, где возможно, собирательные числительные в нужном падеже:
В цех приняли (два, двое) новых работников.
Мы купили стол с (три, трое) стульями.
Автобус забрал по дороге (пять, пятеро) студенток.
В корзине лежала кошка с (семь, семеро) котятами.
Их было (четыре, четверо) в тот день на посту.
Во время переправы (три, трое) саней ушло под лед.
Подсказка:
Собирательные числительные сочетаются со следующими словами:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое учеников, но две ученицы);
- со словами, обозначающими детей и детенышей животных (двое малышей, семеро козлят);
- со словами, обозначающими парные предметы или имеющими форму только множественного числа (трое очков, двое носков);
- с личными местоимениями (нас было семеро)
2. Поставьте местоимение «оба» в нужную форму:
Я встретилась с (оба, обе) _________________________подругами.
Отпуск предоставили (оба, обе) ________________________сотрудникам.
Задание 8
Перепишите данные предложения, устранив речевые и грамматические ошибки:
Мы обсудили о том, что нас волновало.________________________________
__________________________________________________________________
Я оплатил за проезд и сел на свободное место.__________________________
__________________________________________________________________
Я попытался предостеречь эту беду.___________________________________
Эта книга более интереснее. __________________________________________
Твой дом более выше. _______________________________________________
Исправив ошибку, меня переполнила радость.___________________________
__________________________________________________________________
Читая интересную книгу, детям нравятся картинки в ней._________________
__________________________________________________________________
Надо предпринять жесткие меры к нарушителям. ________________________
Старые идеи уже не играют значения.__________________________________
Окажите внимание нашей организации._______________________________
__________________________________________________________________
Ты помнишь свою автобиографию?___________________________________
__________________________________________________________________
У нас нет свободных вакансий.________________________________________
__________________________________________________________________
Пожилые старички любят поспать.____________________________________
__________________________________________________________________
Памятные сувениры вручили всем гостям.______________________________
__________________________________________________________________
В оперном театре состоялась первая премьера.__________________________
__________________________________________________________________
Он хотит, чтобы мы ехали на дачу, а мы не хочем._______________________
__________________________________________________________________
Не ложите руки на стол. _____________________________________________
__________________________________________________________________
Надень (одень) новое платье._________________________________________
Ихнее мнение меня не интересует._____________________________________
Евоная шуба дороже твоей.___________________________________________
__________________________________________________________________
III ТЕКСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Текст– это порождение речетворчества.
Его особенности: - цельность
- связность
- завершенность
Цельностьтекста проявляется в его тематическом и стилевом единстве.
Связность текста – это последовательность предложений, которые отражают логику развития мысли.
Завершенность текста определяется наличием трехчастной структуры (зачин, основная часть, концовка)
Задание 9
Вам предлагается творческая работа: создать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение на тему «Учеба в колледже». Работу выполните на отдельном листочке.
Задание 10
· Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее. __________________
· Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах. _______________________
· В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.____________
· Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях._______________________
· Ну и розы у меня нынче вымахали! Погода благоприятствует – вот они и прут со всей дурацкой мочи. Намедни к соседке заходила, дак у нее какие-то хилые, не чета моим. А с моими-то хоть щас на выставку поезжай. _________________________
Подсказка: СТИЛИ РЕЧИ
РазговорныйКнижные
Научный
Публицистический
Официально-деловой
Стиль художественной литературы
Задание 11
Задание 12
Подберите синонимы к словам:
Смотреть____________________________________________________________________________________________________________________________
Бояться____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Недостаток________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сырой_____________________________________________________________
Раскройте значение фразеологизмов:
Делать ноги _______________________________________________________
Смотреть волком ___________________________________________________
Водить за нос ______________________________________________________
Сесть в калошу_____________________________________________________
Сизифов труд ______________________________________________________
Замените данные слова фразеологизмами:
Грустить __________________________________________________________
Уязвимое место ____________________________________________________
Сказать глупость ___________________________________________________
Запомнить_________________________________________________________
Грязь, беспорядок __________________________________________________
Задание 13
Напишите эссе на тему
Ценности современной молодёжи или
Раскройте тему
«Сегодня трудно поверить, что было время, когда…»_____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006;
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка В.В.Виноградова. 4-е изд., дополненное. –М.: Азбуковник, 1999;
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2008;
4. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Скворцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006;
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Русский язык и культура речи: учебное пособие / В.Н.Руднев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009;
2.Культура русской устной речи: словарь-справочник / Л.Н.Сёмушкина. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007;
3.Нормы русского литературного языка: практ. материал к урокам / Под ред. О.В.Загоровской. – М.: Просвещение, 2006
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГОУ СПО «ИВАНТЕЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА
по дисциплине
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для специальностей: -150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»;
- 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт»;
- 260903 «Моделирование и конструирование
швейных изделий»;
- 080302 «Коммерция»;
- 080501 «Менеджмент»;
- 260704 «Технология текстильных изделий»
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………….4
2. Основная часть………………………………………………………..5
Язык и речь……………………………………………………………5
Нормы речи…………………………………………………………...6
Текст и его особенности……………………………………………....9
Функциональные стили речи………………………………………..11
Изобразительно-выразительные средства речи……………………12
3. Список литературы…………………………………………………..14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений СПО и рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Оно предназначено для самостоятельной работы студентов заочного и дневного отделения всех специальностей Ивантеевского промышленно - экономического колледжа.
Пособие освещает основные темы дисциплины, имеет краткий теоретический материал и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение речевых и грамматических ошибок в речи студентов.
Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самостоятельно совершенствовать и развивать грамотную речь, что является важной составляющей профессиональной подготовки студента.
I ЯЗЫК И РЕЧЬ
Сократ когда-то сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Именно «увидел», а не «услышал». Почему он именно так сказал? Попробуем разобраться. Первое впечатление о человеке мы получаем по его внешнему виду, но это не может стать окончательным мнением о нем. Ведь только пообщавшись с ним, мы понимаем, что это за человек, о чем он думает, к чему стремится, о чем говорит, как строит высказывание, какие слова употребляет. Недаром говорят в народе: «По одежке встречают – по уму провожают». А как мы определим, умен ли человек? Только пообщавшись с ним. Следовательно, речь человека – это показатель его интеллекта.
Давайте вспомним, в чем заключается разница между понятиями «язык» и «речь». Язык – это средство общения, а речь – результат использования языковых средств. Речь может быть как устная, так и письменная.
Единицами языка на разных языковых уровнях являются: фонема (на фонетическом уровне), слово (на лексическом уровне), предложение и словосочетание (на синтаксическом уровне).
Единица речи – высказывание, образующееся в процессе общения. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д.
Функции языка:
1. функция сообщения (передача знаний от поколения к поколению);
2. коммуникативная функция (на уровне общения в коммуникативном акте);
3. эмотивная функция (передача в процессе речи своих чувств и эмоций);
4. функция формирования и выражения мысли.
Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая форма национального языка. Существуют также такие формы языка, как территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны.
Культура речи предполагает:
1. правильность речи (соблюдение норм литературного языка: акцентологических, орфоэпических, словоупотребительных, грамматических);
2. коммуникативный аспект (навыки отбора и употребления речевых средств в соответствии с коммуникативными задачами);
3. этический аспект (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях) /речевой этикет/.
II НОРМЫ РЕЧИ
Правильность речи – одно из главных качеств, отличающее грамотного человека. Вам предлагается повторить некоторые нормы русского литературного языка.
Задание 1
Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударение в данных словах.При этом помните, что встречающаяся в словарях помета доп.(допускается) обозначает не литературную норму, а допустимое употребление на разговорном уровне.
Договор, каталог, рудник, квартал, средства, маркетинг, обеспечение, эксперт, жалюзи, ходатайство, оптовый, начать, облегчить, предложить, углубить, позвонишь, газопровод, нефтепровод, трубопровод, мусоропровод.
Задание 2
Поставьте данные слова в форму множественного числа, дописав у них необходимое окончание.Проверьте себя по словарю. В тех словах, где допустимо двоякое употребление, в скобках пометьте второй вариант.
Кондукторы(а), инженер__, диктор__, шофер__, инструктор__, бухгалтер__, лектор__, офицер__, конструктор__, маляр__, доктор__, повар__, профессор__, директор__, токарь__, пекарь__, слесарь__, лекарь__, корректор__, инспектор__.
Задание 3
Поставьте данные слова в форму родительного падежа множественного числа.
Помидоры – помидоров, апельсины -_____________ ,
Мандарины-_____________, лимоны - ________________,
Яблоки - ________________, чулки - __________________,
Носки - _________________, туфли - _________________,
Сапоги - ________________, валенки - ________________,
Ботинки - _______________, солдаты - ________________,
Партизаны - _____________, граммы - _________________,
Килограммы - ___________________, турки - _________________,
Болгары - __________________, армяне - _________________,
Грузины - __________________, узбеки - __________________,
Задание 4
Выберите и подчеркните правильно подобранные к данным словам прилагательные, показывающие их род.Орфоэпический словарь поможет Вам в этом.
Новый/новая тюль, сладкий/сладкое какао, рабочий/рабочая табель, черный/черное кофе, густой/густая шампунь, больной/больная мозоль, белый/белая рояль.
Задание5
Зачеркните букву «н» в тех словах, где она не нужна:
Инци(н)дент, преце(н)дент, дерма(н)тин, прете(н)дент, конста(н)тировать, компроме(н)тировать.
Задание 6
Замените числа словами:
Из (628) _____________________________________________ студентов справились с задачей чуть больше (370)________________________________.
Я вернусь домой с (285) _____________________________________________
__________________________________________________________ рублями.
Корм дали (196) ____________________________________________коровам.
В киоск пришла машина с 344 _____________________________________
__________________________________________________________ книгами.
Документы оформили (793) __________________________________________
___________________посетителям.
Я общаюсь через Интернет с (964) ____________________________________
___________________________ адресатами.
Мы встретимся в (2007) ________________________________________ году.
Подсказка:
Вспомним, как изменяются по падежам имена числительные (количественные и порядковые):
И (кто? Что?) двести семьдесят шесть малышей
Р (кого? чего?) двухсот семидесяти шести малышей
Д (кому? чему?) двумстам семидесяти шести малышам
В (кого? что?) двести семьдесят шесть малышей
Т (кем? чем?) двумястами семьюдесятью шестью малышами
П (о ком? о чем?) о двухстах семидесяти шести малышах
И (кто? Что?) двести семьдесят шестой малыш
Р (кого? чего?) двести семьдесят шестого малыша
Д (кому? чему двести семьдесят шестому малышу
В (кого? что?) двести семьдесят шестого малыша
Т (кем? чем?) двести семьдесят шестым малышом
П (о ком? о чем?) о двести семьдесят шестом малыше
Задание 7
1. Перепишите, употребив, где возможно, собирательные числительные в нужном падеже:
В цех приняли (два, двое) новых работников.
Мы купили стол с (три, трое) стульями.
Автобус забрал по дороге (пять, пятеро) студенток.
В корзине лежала кошка с (семь, семеро) котятами.
Их было (четыре, четверо) в тот день на посту.
Во время переправы (три, трое) саней ушло под лед.
Подсказка:
Собирательные числительные сочетаются со следующими словами:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое учеников, но две ученицы);
- со словами, обозначающими детей и детенышей животных (двое малышей, семеро козлят);
- со словами, обозначающими парные предметы или имеющими форму только множественного числа (трое очков, двое носков);
- с личными местоимениями (нас было семеро)
2. Поставьте местоимение «оба» в нужную форму:
Я встретилась с (оба, обе) _________________________подругами.
Отпуск предоставили (оба, обе) ________________________сотрудникам.
Задание 8
Перепишите данные предложения, устранив речевые и грамматические ошибки:
Мы обсудили о том, что нас волновало.________________________________
__________________________________________________________________
Я оплатил за проезд и сел на свободное место.__________________________
__________________________________________________________________
Я попытался предостеречь эту беду.___________________________________
Эта книга более интереснее. __________________________________________
Твой дом более выше. _______________________________________________
Исправив ошибку, меня переполнила радость.___________________________
__________________________________________________________________
Читая интересную книгу, детям нравятся картинки в ней._________________
__________________________________________________________________
Надо предпринять жесткие меры к нарушителям. ________________________
Старые идеи уже не играют значения.__________________________________
Окажите внимание нашей организации._______________________________
__________________________________________________________________
Ты помнишь свою автобиографию?___________________________________
__________________________________________________________________
У нас нет свободных вакансий.________________________________________
__________________________________________________________________
Пожилые старички любят поспать.____________________________________
__________________________________________________________________
Памятные сувениры вручили всем гостям.______________________________
__________________________________________________________________
В оперном театре состоялась первая премьера.__________________________
__________________________________________________________________
Он хотит, чтобы мы ехали на дачу, а мы не хочем._______________________
__________________________________________________________________
Не ложите руки на стол. _____________________________________________
__________________________________________________________________
Надень (одень) новое платье._________________________________________
Ихнее мнение меня не интересует._____________________________________
Евоная шуба дороже твоей.___________________________________________
__________________________________________________________________
III ТЕКСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Текст– это порождение речетворчества.
Его особенности: - цельность
- связность
- завершенность
Цельностьтекста проявляется в его тематическом и стилевом единстве.
Связность текста – это последовательность предложений, которые отражают логику развития мысли.
Завершенность текста определяется наличием трехчастной структуры (зачин, основная часть, концовка)