Безруков М. П., Туровский А. Е. Энциклопедия гербов и флагов. Все страны мира. Коломна, Издательский дом «Лига», 2006.
7. Богданович О. И., Дрозд Ю. А. и др. Страны мира. Энциклопедический справочник. Смоленск, «Русич», 2002.
a. Боровский Я. М., Болдырев А. В. Латинский язык. М., 1949.
8. Ботвинник М. Н. и др. Иллюстрированный мифологический словарь. М., 1994.
9. Васильева Т. Д. Краткий словарь латинских крылатых выражений. С.-П., «Золотой век», 2003.
10. Винничук, Лидия. Латинский язык. М., 1985.
11. Высоцкая Е. В. Вся зарубежная литература в пересказе для школьников. Минск, Современный литератор, 2000.
12. Гончарова. Н. А. Практическое пособие по латинскому языку. Минск, 1970.
13. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. – М., 2002, 2003, 2004.
14. Дыдынский Ф. М. Латинско-русский словарь. М., 1997.
15. Карузин П. И. Краткая грамматика латинского языка, М., 1935.
16. Кацман Н. Л. Методика преподавания латинского языка. М., 1979.
17. Кацман Н. Л. Моя первая латинская книжка. М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.
18. Кацман Н. Л., Покровская З. А. Латинский язык. М., 1996.
19. Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений. С.-П., 1993.
20. Кузищин В. И. и др. История Древного Рима. М., 1994.
21. Куманецкий, Казимеж. История культуры древней Греции и Рима. М, «Высшая школа», 1990.
22. Маркс, Энтони и др. Римляне. Иллюстрированная мировая история. М., 1997.
23. Марцелли А. А. Латинский язык. Высшее образование. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008.
24. Марцелли А. А. Латинский зык. Среднее профессиональное образование. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008.
25. Мирошенкова В. И., Фёдоров Н. А. Учебник латинского языка. М., 1994.
26. Немировский А. И. Легенды Ранней Италии и Рима. М., 1996.
27. Николина Т. С., Булгакова М. П. От языка к культуре. Минск, 2004.
28. Нисенбаум М. Е. Латинский язык. Учебник. М., Эксмо, 2008.
29. Подосинов А. В., Белов А. М. Русско-латинский словарь. М., «Флинта», «Наука», 2000.
30. Подосинов А. В., Щавелева Н. И. Введение в латинский язык и древнеримскую культуру. В 4-х частях. М., 1995.
31. Римский мир в картинках. М., 1994.
32. Сомов В. По-латыни между прочим. М., 1992.
33. Тверская С. С. Анатомия и физиология нервной системы. Учебный терминологический словарь-справочник. Москва-Воронеж. Московский психолого-социальный институт, 2004.
34. Трухина Н. Н.. История Древнего Рима. М., 1995.
35. Ферреро, Гульельмо. Юлий Цезарь. След в истории. Ростов-на-Дону, 1996.
36. Хачатурян Д. К. Великие имена в зарубежной истории. Словарь. М., «Омега», 2001.
37. Холодкова Н. С. Аналитизм и синтетизм современного французского языка. Коломна, 2009.
38. Христианство. Словарь. М., «Республика», 1994.
39. Ярхо В. Н., Лобода В. И. Латинский язык. – М., 2003.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска (с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационных материалов), экран (на штативе или навесной). Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет. Кроме того, для информационно-ресурсного обеспечения практических занятий необходим доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру.
Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. В учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.
В зависимости от избранной методики проведения практических занятий могут быть использованы видеофильмы и комплекты слайдов, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины.
· Программное обеспечение
Microsoft Office (Word).
· Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Электронная гуманитарная библиотека.
Аннотация
рабочей программы дисциплины
«Латинский язык и античная культура»
Цель освоения дисциплины: рецептивное понимание латинских текстов.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1).
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие:
Общекультурных компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готов использовать методы работы с латинским языком для повышения своей общей культуры, необходимой для будущей трудовой деятельности и жизни в целом (ОК-5);
- умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией(ОК-8).
Общепрофессиональных компетенций:
- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).
Профессиональных компетенций:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).
Специальных компетенций:
- владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке (СК-1);
- способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке (СК-2);
- умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
- владеет знаниями об особенностях системы языка, способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-4);
- владеет основными понятиями о законах развития языка, способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития изучаемого языка (СК-5);
- владеет знаниями о национальной культуре, истории и литературе страны изучаемого языка (СК-6);
- готов к анализу текстов различных функциональных стилей и жанров, выявлению их дискурсивной структуры и языковой организации в контексте национально-специфических и исторических особенностей (СК-7);
- владеет умениями эффективной межкультурной коммуникации в непосредственных и опосредованных формах с учетом инокультурных ценностей, норм и правил речевого и неречевого поведения (СК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· фонетику, орфографию, грамматику частей речи, порядок слов.
Уметь:
· читать и переводить латинские тексты на русский язык.
Владеть:
· навыками работы с различными лексикографическими источниками.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа)
Семестр – 2
Вид итогового контроля – зачет
Основные разделы дисциплины:
Алфавит.
Грамматика.
Лексика.
Автор: Холодкова Нина Сергеевна, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры французского и немецкого языков, кандидат филологических наук.
Программа утверждена на заседании кафедры французского и немецкого языков.
Протокол № __ от « » 2011 г.
Зав. кафедрой французского и
немецкого языков /Н.И. Хомутская/
« »______________
Согласовано:
Начальник методического отдела
«___»__________________ /А. В. Камышов/