Направление «В здоровом теле-здоровый дух»

Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования у участников образовательного процесса знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Задачи

для учащихся:

-сформировать компетентность здоровьесбережения как фундамент для социальной, общекультурной, начальной профессиональной компетентности личности школьника

для педагогов:

- повысить уровень знаний, навыков и умений педагогов в области сохранения здоровья, здорового образа жизни;

– развить способность контролировать свое физическое здоровье посредством психического;

-повысить осведомленность педагогов об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья ученика.

для родителей:

- усилить мотивацию бережного отношения к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни всеми членами семьи;

- повысить ответственность за сохранение и стабилизацию психического и физического здоровья ребенка;

- выработать единые требования и установить тесную связь с педагогами по вопросам поддержания здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у обучающихся

Задачи призваны помочь каждому реализовать свои возможности:

учащимся: осознать значимость здоровья для успешной самореализации, освоить способы сохранения и укрепления здоровья;

педагогам: пересмотреть методику работы с позиций здоровьесбережения, использовать инновационные здоровьесберегающие технологии;

родителям: стать активными участниками воспитательного процесса, укрепить связи между семьей и школой по вопросам ЗОЖ, воспринимать культуру здорового образа жизни, как одну из важнейших основ семьи.

Ожидаемые результаты:

· введен оптимальный режим учебно-воспитательного процесса и активного отдыха;

· повышение уровня физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса;

· уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья; повышение уровня профилактической работы;

· осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

· создан комфортный стиль межличностных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

· максимальное предоставление ребенку возможностей для своего физического развития в органическом единстве с гигиеническими и физиологическими требованиями;

· повышение эффективности педагогических мероприятий по вопросам здоровья;

· вовлечение окружающего социума в школьную жизнь.

Основные направления

Направление Мероприятия по реализации программы
Диагностическое 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень (5-8 классы) 3 ступень ( 9-11 классы)
1.Мониторинг сформированности ценности здорового и безопасного образа жизни и физического развития у всех участников образовательного процесса; 2. Изучение психоэмоционального состояния обучающихся и педагогов; 3.Контроль эмоционально – психологического климата на уроках и мониторинг психологической среды в классах; 4.Изучение удовлетворенность обучающихся, родителей, педагогов комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; 5. Диагностика возникающих в процессе обучения проблем.
Консультативное 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень (5-8 классы) 3 ступень (9-11 классы)
1.Участие в составлении индивидуального образовательного маршрута учащихся. 2. Консультирование педагогов по вопросам сохранения и стабилизации психического и физического здоровья ученика. 3. Консультирование детей и родителей с трудностями обучения и общения.
Коррекционно-развивающее 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень ( 5-8 классы) 3 ступень ( 9-11 классы)
1. Проведение уроков психологического развития и адаптационных часов (1, 5, 9, 11 классы) 2. Тренинги и групповые занятия для обучающихся, педагогов и родителей, направленные на гармонизацию психоэмоциональной сферы. 3. Индивидуальная работа с учащимися, имеющими признаки психологического неблагополучия (высокий уровень тревожности и т.д.). 4. Индивидуальная и групповая работа по профилактике вредных привычек.
Просветительское 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень (5-8 классы) 3 ступень ( 9-11 классы)
1. Информационные родительские собрания. 2. Практико-ориентированные семинары с педагогами. 3. Информационные стенды и буклеты для родителей и педагогов. 4. Проведение лекториев, консультаций, тематических бесед и других мероприятий по профилактике вредных привычек и формированию культуры здоровья (для всех участников образовательного процесса)

Примерный перечень методик для психологической диагностики



Параметры диагностики Название методики, автор Контингент
    1. Сформированность ценности здорового образа жизни и безопасного образа жизни и физического развития Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося (для педагогов) Учащиеся 1-11 классов
Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская) Учащиеся 5-11 классов
Тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.) Учащиеся 5-11 классов
Тест–анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья Учащиеся 5-11 классов
  2. Психоэмоциональное состояние и психологический комфорт Проективная методика «Рисунок школы» Учащиеся 1-4 классов  
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Учащиеся 5-11 классов
Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) Учащиеся 5-11 классов
Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) Учащиеся 5-11 классов
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) Учащиеся 5-11 классов
    3. Удовлетворенность работой образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья   Анкета: «Изучение мнения родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье школьника» Учащиеся 1-11 классов
Анкета «Изучение удовлетворённости обучающихся (родителей, педагогов) учебной нагрузкой ребёнка» Учащиеся 1-11 классов

План мероприятий по направлению «Консультативное»

Название мероприятия Класс Сроки Ответственные
Участие в составлении индивидуального образовательного маршрута учащихся 1-11 классы В течение года Психолог
2. Консультирование педагогов по вопросам сохранения и стабилизации психического и физического здоровья ученика. 1-11 классы В течение года Психолог
3. Консультирование детей и родителей с трудностями обучения и общения. 1-11 классы В течение года Психолог

План мероприятий по направлению «Коррекционно-развивающее»

Название мероприятия Класс Сроки Ответственные
Уроки психологического развития, адаптационные часы      
«Психологическая азбука» (Уроки психологического развития) 1-4 классы В течение года Психолог
«Я-первоклассник» (адаптационная программа) 1 классы Сентябрь-ноябрь Психолог
«Первый раз-в пятый класс» (адаптационная программа) 5 классы Сентябрь-ноябрь Психолог
2. Психологические игры      
«Путешествие в страну здоровья» 1-4 классы Ноябрь-Декабрь- Психолог
«Я-здоровый человек» 5-8 классы Январь Психолог
«Познай себя» 5-8 классы Март Психолог
«Мы за здоровый образ жизни» 9-11 классы Февраль Психолог
3. Тренинги      
Тренинг психоэмоциональной устойчивости 5-11 классы В течение года Психолог
  Тренинг профилактики вредных привычек, формирования установки на здоровый образ жизни 5-11 классы В течение года Психолог, классные руководители
4. Индивидуальная развивающая работас учащимися, имеющими признаки психологического неблагополучия 1-11 классы В течение года Психологи

План мероприятий по направлению «Просветительское»

Название мероприятия Класс Сроки Ответственные
Информационные родительские собрания :      
«Здоровье наших детей - в наших руках» 1-4 классы Сентябрь Классные руководители, психолог
«Обучение и воспитание с успехом» 1-4 классы Октябрь Классные руководители, психолог
«Как помочь ребенку войти в школьную жизнь» 1 классы Сентябрь Классные руководители, психолог
«Психологические особенности младших школьников» 1-4 классы Ноябрь Классные руководители, психолог
«Учимся общаться с подростком» 5-9 классы Март Классные руководители, психолог
«Влияние родителей на мотивацию здоровьесбережения и предупреждение вредных привычек» 5-8 классы Январь Классные руководители, психолог
«Психологическая подготовка выпускника к экзаменам» 9-11 классы Апрель Классные руководители, психолог
«Организация учебного труда выпускников» 9-11 классы Январь Классные руководители, психолог
2. Практико-ориентированные семинары с педагогами      
Практико-ориентированный семинар с педагогами «Здоровьесберегающие технологии обучения»   Ноябрь Психолог
  Семинар по теме «Психоэмоциональная устойчивость педагога»   март Психолог
  День психологии "Роскошь человеческого общения», «День здоровья и успеха» 5-11 классы Январь-март Классные руководители, психолог, соц.педагог
3. Информационные стенды для родителей и педагогов 1-11 классы В течение года Психолог
4. Лектории, консультации, тематические беседы по профилактике вредных привычек и формированию культуры здоровья      
«Если хочешь быть здоров» 1-4 классы В течение года Классные руководители, психолог
«Я за здоровый образ жизни» 5-9 классы В течение года Классные руководители, психолог
«Риск вредных привычек» 10-11 классы В течение года Классные руководители, психолог

Наши рекомендации