Соотношение понятий «культура » и «цивилизация»
Понятие культуры.
Структура культуры.
Основные функции культуры
Понятие «Цивилизация»
Соотношение понятий «культура » и «цивилизация»
Проблема взаимодействия культур и цивилизаций.
Культурология как наука
Методы культурологических исследований.
Проблема культурогенеза в современной гуманитарной мысли
Основные подходы к объяснению динамики культуры .Эволюционный подход.
Цивизационный подход к объяснению динамики культуры.
Семиотика как область гуманитарного знания. Язык и символы культуры.
Культурные коды.
Межкультурные коммуникации.
Личность как субъект культуры
Культурная идентичность
Инкультурация и социализация.
Исторические модели культурного человека.
19)
Культурные ценности.
Культурные нормы
Культурная картина мира
Менталитет культуры.
Традиции и новации в культуре.
Субкультура.
Контркультура.
Массовая культура.
Элитарная культура.
Культурная модернизация
Типология культур.
Западный тип культуры.
Восточный тип культуры.
Этническая и национальная культура.
Общая характеристика русской культуры.
Общая характеристика российской культуры.
Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.
Культура и природа.
38) Культура и глобальные проблемы современности.
Понятие культуры.
Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и
письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию,
обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций
Катон (234-149 до н.э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по
латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово «культура»
применялось как агротехнический термин – «обработка земли, возделывание почвы».
В 45 году до н.э. выдающийся римский оратор Марк Туллий Цицерон в своей
работе «Тускуланские беседы» впервые применил слово «cultura» в ином, т.е.
переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум с целью его
обработки, воспитания, развития умственных способностей. Оно стало означать
«возделывание души», просвещенность, образованность, воспитанность человека.
В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах
немецкого юриста С. Пуффендорфа (1632-1694). Он употребил его для обозначения
результатов деятельности общественного человека. Культура противопоставлялась
природному естественному состоянию человека. Оно стало означать созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие природных сил, а как результат усилий самих
людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что
дано непосредственно природой. Основываясь на этом значении понятия «культура»,
исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под
культурой понимают всё то, что создаётся, используется, совершенствуется
человеком. Видимо это дало основание великому немецкому философу Георгу
Вильгельму Фридриху Гегелю дать такое определение культуры: «культура – это
созданная человеком «вторая природа».
В России термин «культура» появился лишь во второй половине XIX века. По
мнению исследователей, это зафиксировано в «Карманном словаре» Н. Кириллова.
С началом нынешнего столетия это понятие стало широко употребляться и
изучаться отечественными учеными. Среди них выдающиеся мыслители – Н.А.
Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и многие
другие.
В.И. Даль в своём «Толковом словаре» дает следующее определение феномена
культуры: «Культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование
– умственное и нравственное».
2) Структура культуры.
Культура по содержания человеческой деятельности делится на:
Различные ученые выделяли различные типы культур:
М.С. Каган – материальная, духовная, художественная.
Рождественский - материальная, духовная, физическая.
В культуре по степени распространенности и по ее носителю выделяют также:
а) Мировую культуру – синтез лучших достижений мировой культуры (общечеловеческие принципы морали, лучшие произведения искусства, достижения науки и техники).
б) Национальные культуры – синтез лучших достижений культуры того или иного народа.
в) Социальных общностей (субкультуры) – выражают мироощущение различных классов, групп.
г) Индивидуальную культуру – культура личности, включающая в себя знания, ценности, убеждения, идеалы и отражающая степень ее развитости.
3) Основные функции культуры
Основные функции культуры – это социальные, которые обеспечивают взаимодействие культуры и общества. Остальные функции:
а) Приспособление к среде. Чтобы выжить, человек должен был приспосабливаться к окружающей среде. приспосабливаясь к природной среде, он создает жилище, одежду, орудия труда. Приспосабливаясь к социальной среде, он создает письменность, язык, государство, право и т.д. Именно специфические условия, в которых существует народ, определяет уникальность культуры.
б) Познавательная. Проявляет себя в науке, образовании. Человек познает окружающий мир и самого себя.
в) Информативная. Обеспечивает информативную преемственность и передачу социального опыта. Чтобы общество могло развиваться, оно должно передавать свой опыт из поколения в поколение. Средством передачи опыта и является культура.
г) Коммуникативная – проявляет себя в языке и в условных языках (язык театра, музыки, книг).
д) Регулятивная. Культура выступает как система норм, правил, требований, запретов, которые общество предъявляет к своим членам. Таким образом обеспечивается социальное равновесие и выживание общества.
е) Разграничение и интеграция человеческих групп. Культура – это то, что отличает одну группу от другой (русского от немца, учителя от военного). Но культура – это и то, что сближает разные группы, потому что в ней выражаются родовые характеристики человека, общие для всех народов.
ж) Аксиологическая. Осуществляется благодаря ценностям, при помощи которых человек оценивает себя, других, окружающий мир и т.д.
з) Социализация. Культура как средство превращения биологической особи в социальное, культурное существо. Процесс приобщения к культуре, к ее знаниям, нормам, ценностям, в результате которого человек становится полноценным членом общества.
Понятие «Цивилизация»
Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной
жизни. Понятие цивилизации имеет множество значений. Научное понимание
''цивилизации'' связано со спецификой предмета исследования, это одно из немногих
понятий, которое применяют почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах:
философии, истории, социологии, политологии, антропологии и т. п.
Понятие цивилизации вырабатывается культурологией для рассмотрения
единства и многообразия культуры (единство в сочетании с многообразием).
Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение
качественного отличия античного общества от варварского окружения.
Цивилизация – данное понятие происходит от латинского civilis – гражданский,
государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного
развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе, комплекс
человеческих достижений, подобающих гражданскому состоянию, таких как
обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия
лежат в представлении греков и римлян о преимуществах жизни по закону, в
государстве. Государство – это общество, в котором правит закон, которому
подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются
как люди цивилизованные, т.е. обладающие гражданскими правами и связанными с
ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона и
подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов) были лишены добродетелей
свободного человека – мужества, справедливости, человеческого достоинства. В
частности, этим греки обосновывали неизбежность поражения многочисленного
персидского войска от небольшого отряда греков. Следовательно, цивилизация,
цивилизованные отношения – это нечто, достигнутое обществом в ходе его
социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.
Но значение слова цивилизация постепенно расширялось, и уже Данте
Алигьери писал о humana civilitas как о всеобъемлющей человеческой общности и
единстве. Французские просветители Буланже и Гольбах называли цивилизацией
общество, основанное на разуме и справедливости. В русском языке слово
цивилизация получает широкое распространение в 60-х годах 19 века и включается в
первое издание словаря В. И. Даля: ''Цивилизация – общежитие, гражданственность,
сознание прав и обязанностей человека и гражданина''.
Впоследствии цивилизация стала многозначным понятием. Существует более
100 определений цивилизации. Наш соотечественник, великий русский ученый Лев
Мечников, считал, что ''основной причиной зарождения и развития цивилизации
являются реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза,
всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа
земной поверхности''. Обращаясь к определению своего современника, французского
ученого П. Мужоля, он подчеркивает, что понятие цивилизации '' является одним из
самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных
человеком, и всех изобретений, оно определяет сумму идей, находящихся в
обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники, оно показывает данное
состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных
учреждений. Наконец, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни,
взятых в их совокупности''.
Согласно словарю Вебстера (1966 г): цивилизация – общество с достаточно
высоким уровнем производительных сил, преобладание города над деревней, со
сложной социальной организацией и наличием письменности. В современном
энциклопедическом словаре: цивилизация – это заключительный этап развития какой-
либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых
характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства,
в первую очередь литературы.
Цивилизации – крупные социокультурные системы. Каждая цивилизация
существует отдельно и имеет самобытный характер. Своеобразие цивилизации
проявляется в различении содержания духовной жизни, структур и исторических
судеб. Каждая цивилизация зиждется на какой- либо исходной духовной
предпосылке, большой идее, ценности, вокруг которых складываются сложные
системы, придающие смысл и единство остальным компонентам.
Цивилизации присуща своя динамика, охватывающая длительные исторические
периоды, в течение которых она проходит через различные циклы: генезиса
(рождения) – роста – созревания – увядания – упадка – распада. При всех этих
изменениях цивилизация сохраняет самобытность, хотя содержание ее элементов
может меняться. Динамика определяется внутренними закономерностями, присущими
каждой цивилизации. Взаимодействие между цивилизациями основано на принципе
самоопределения.
Механизм жизнедеятельности цивилизации определяется целым комплексом
факторов: человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с
обществом и общество как саморазвивающаяся система.
На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций,
обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами.
Соотношение понятий «культура » и «цивилизация»
Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало работ
известных ученых. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества. Рассмотрим основные традиции понимания
соотношения культуры и цивилизации.
1. Историческая традиция: цивилизация обозначает историческую эпоху,
конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи
дикости и варварства, для которого характерно появление классов, городов,
упорядоченность общественного строя, государства, торговли, частной
собственности, письменности. Эта точка зрения принадлежит Ф. Энгельсу и Л.
Моргану.
2. Цивилизация является синонимом культуры, одно понятие замещало другое
в Новое Время. Цивилизация понималась как продукт духовного развития
человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.
3. Цивилизация - смерть культуры, конечный момент ее развития. Эта точка
зрения принадлежит немецкому ученому О. Шпенглеру (1880-1936). О.Шпенглер в
своей книге ''Закат Европы'' сформулировал свое понимание цивилизации. По О.
Шпенглеру, каждому культурному организму отмерен заранее определенный срок.
Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть
свое рождение, свое детство, юность, возмужалость, старость, смерть. Стадия
рождения и развития - собственно культура, стадия старения и умирания –
цивилизация. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. На стадии
цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствует техника,
политика, спорт.
Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную
рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену
душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки,
безрелигиозность и тому подобные явления.
4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной
деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических
отношений и учреждений, а культура рассматривается как проявление духовной
сущности человека. Эту точку зрения разделяют Н. А. Бердяев (1874-1948 г.)- русский
религиозный философ и С.Н. Булгаков (1871-1944 г)- русский философ, экономист,
богослов.
5. Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии
культуры отдельных народов и регионов. Эта точка зрения принадлежит А.Тоинби
(1889-1975 г.)- английскому историку, культурологу, социологу и П.Сорокину
(1889-1968 г.)- русско-американскому социологу, философу и культурологу.
Во всех рассмотренных случаях культура и цивилизация тесно связаны друг с
другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. В плане
применения понятие культура – шире. С цивилизацией ассоциируются материальные
успехи, а с культурной – духовный мир человека. Понятие культура – более
самостоятельно, это общечеловеческое понятие, это база в развитии цивилизации.
Цивилизация – это временно'е понятие, социально-техническое измерение культуры.
Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных
системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер.
История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в
жизнь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация
может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих
культурных смыслов.
6. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех
культур. Культура составляет стержень цивилизации.
7. В еврейском сознании утвердилось представление о цивилизации как
вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса,
внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С
цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир
человека.
Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры, она
предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень
очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации.