Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Л.С. Выготский рассматривает сознание, как «проблему структуры поведения», — причем в историческом плане. Согласно Л.С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развивались его новые потребности, а его природные — изменились. Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он ввел исторический принцип к исследованию психической жизни человека.
Новорожденный сразу попадает в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только материальные предметы, но и представления о них, идеи ценности и т. д. Есть особые предметы — знаки — обладающие двойной (материальной и идеальной) природой.
С одной стороны — материальной формой (зрительной, слуховой и т. д.), а с другой стороны — они содержат в себе значения, вбирающие в себя идеальные представления (образы) предметов или явлений. Т.е., знаки являются заменителями реальности. Чаще всего такими знаками являются слова человеческой речи. Например, слово «колокольчик» имеет предметную форму (его можно увидеть, услышать, записать). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в сознании совершенно определенный образ, который не связан с его звуковой или графической формой.
Л.С. Выготский считает, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознавать себя, свои действия и овладеть ими.
Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным.• Сказав, что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и отношение к нему.• Исследования показывают, что любое речевое расстройство (афазии) повышает зависимость человека от ситуации. Он становится рабом зрительного поля. Именно речь делает поведение человека свободным и осознанным. Кроме речи средствами осознания и поведения могут служить образцы, правила или способы действия.
СОЗНАНИЕ человека с позиций культурно-исторической концепции Л.С. Выготского имеет опосредствованный характер.
Человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности с помощью:
• образцов человеческой деятельности;
• произведений искусства;
• правил социального поведения;
• научных понятий.
Над «нижними этажами «психики» (врожденными и приобретенными условными рефлексами), надстраиваются высшие психические функции, которые имеют основу той культуры, в которой воспитывается ребенок.
Высшие психические функции (ВПФ) по своей природе опосредованны и произвольны. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, запомнить что-то, вести себя соответствующим образом и т. д.
Эти ВПФ и составляют сущность и своеобразие человеческой психики, отличной от психики животных. Развитие ребенка является процессом развития и присвоения культурно заданных средств или становление ВПФ. Каким образом возможно это освоение?
Ведь сам ребенок не откроет функцию знаковых средств, не научится говорить, не научится работать на компьютере и тем более не овладеет своим поведением. Он может это сделать только с помощью взрослого человека, который является посредником между ним и окружающим миром.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть прежде всего культурное развитие. Носителем этой культуры для ребенка являются взрослые. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.
Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми(социальный план). И существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.
В последствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризируется), т. е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму (психологический план). Сначала функция в социальном плане, а затем в психологическом.