В этом сложном процессе обучения и развития выступает новый фактор — активность самого человека. (Схема 6.)
Схема 6. Активность человека как условие психического развития его личности
Активность ребенка развивается на всех этапах его психического развития в разных видах деятельности.
Общепсихологическую теорию деятельности разработал Л.Н. Леонтьев. Деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности человека на определенной стадии его развития называется ведущей деятельностью.
Главным условием эффективности деятельности - ее личностная значимость для ребенка.
Развивающие возможности каждого вида деятельности в их содержании и способах организации. Новые знания, навыки, умения взрослый вводит в процессе обучения ребенка, используя разнообразные методы. (Схема 7.)
Схема 7. Роль методов обучения и активности ребенка в развитии его психики
Ребенок под руководством взрослого активно включается в процесс усвоения значимого для него материала в ведущей деятельности. В результате у него развиваются психологические механизмы усвоения знаний, навыков, умений, развиваются различные стороны личности. Все это требует от взрослого изменения методов обучения по включению ребенка в активный процесс усвоения им более сложного материала и т. д.
Активная деятельность самого ребенка в условиях присвоения общественно-исторического опыта под руководством взрослого, применяющего все более совершенные методы обучения, способствует его психическому развитию.
В развитии активности ребенка большую роль играет взрослый. (Схема 8.)
Если взрослый требует послушания, тихого поведения, то имеет место задержка психического развития ребенка. При этом страдает:
а) произвольность, целенаправленность психических процессов (дисциплинарная установка блокирует активность ребенка, подавляет его инициативу);
б) познавательная активность, любознательность (теряется интерес, появляется бессмысленность восприятия окружающих явлений);
в) эмоциональность (сила переживаний: радость, страх). Резкий раздражительный тон, увеличение дистанции межличностного общения не развивает эмпатии (сопереживания), сочувствия. Не развивающаяся общительность ведет к задержке развития речи, ее эмоциональной стороны.
Если взрослый поощряет активность (познавательную, коммуникативную, моторную и др.) ребенка и руководит ею, то развиваются психические новообразования, различные стороны личности ребенка.
Схема 8 РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Если взрослый требует послушного, тихого поведения, | Если взрослый поощряет активность ребенка и руководит ею, |
то: задерживается психическое развитие (ЗПР) 1. Произвольность, целенаправленность психических процессов Дисциплинарная установка блокирует активность ребенка, подавляет его инициативу. 2. Произвольная активность, любознательность Снижение активности ведет: к потере интереса, к проявлению бессмысленного восприятия окружающих явлений 3. Эмоциональность, сила переживаний (радость, страх) Резкий, раздражительный тон увеличивает дистанцию межличностного общения, НЕ развиваются: эмпатия, сочувствие, сопереживание Неразвивающаяся общительность ведет к задержке речи, ее эмоциональной стороны | то: развиваются новые психические образования; развиваются различные стороны личности ребенка Взрослый руководит: 1) познавательной, 2) коммуникативной, 3) моторной и другой активностью ребенка |
Даже яркие таланты не могут раскрыться в полной мере, если их скрывать от людей.
Скромным, не активным людям тяжело подняться по лестнице карьерного успеха и занять достойное положение в обществе. Ведь их зачастую просто не замечают. Не восхищаются ничем, кроме их пресловутой скромности. Такое положение сказывается на уровне их сознания. Становятся неуверенными. «Ничего хорошего во мне нет» — думают они.
Достигают больших успехов те, которые думают о себе немного лучше, или что есть на самом деле.
☻☻☻
В целях развития познавательной, коммуникативной, моторной активности:
1)необходим СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенком.
• Если игра есть свободный выбор, то ребенок будет играть до тех пор, пока он выбирает эту игру.
• Наличие ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ той или иной деятельности — залог активности ребенка.
2)необходимо наличие ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.
Для достижения положительной мотивации существенны:
• и объективные УСПЕХИ в деятельности (игре, учении и др.);
• и субъективное восприятие детьми этих успехов;
• их уверенность, что они хорошо и правильно действуют, что они умные, догадливые, сообразительные.
Дети должны постоянно получать информацию о подтверждении, что у них все идет хорошо.
ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: Во время самостоятельной работы:
• детей, сидящих в 1-м ряду, несколько раз похвалите (за аккуратность, прилежание и пр.),
• сидящих во 2 ряду несколько раз поругайте,
• к сидящим в 3-м ряду ни разу не подходите.
Сделайте выводы: какой ряд справился с заданием лучше? Почему?
(Обычно наилучшие результаты бывают у тех, кого хвалили, а худшие — к кому не подходили, не выразили никакого отношения).
3) в ходе обучения дети должны осознавать то, что подлежит усвоению.
ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
• С 1-й группой, изучая правило, что клички животных пишутся с большой буквы, предложите упражнение: выписать из предлагаемых слов отдельно клички коров и отдельно клички собак.
• Со 2-й группой изучая то же правило, предложите упражнение: из предлагаемых слов выписать клички животных.
В первом случае у вас было задание на осознание проблемы выбора: КОРОВА-СОБАКА. Во втором; предметом осознания были КЛИЧКИЖИВОТНЫХ.
Сравните результаты, сделайте выводы об осознании предмета действия. (Обычно усваивается лучше то, что становится предметом осознания).
4)учебный материал, предназначенный для «поля сознания» должен быть ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕН, ВЫДЕЛЕН цветом, графикой, подчеркиванием и пр.
И побеспокоиться: чтобы интерес (внешний) перерастал в интерес познавательный (внутренний).
НЕЛЬЗЯ сводить проблему «включения» сознания ТОЛЬКО к повышению ИНТЕНСИВНОСТИ воздействия и к УСИЛЕНИЮ эмоциональной окрашенности.
5)когда речь идет об активности ребенка, то иметь в виду:
— и те манипуляции, которые ВИДНЫ ВСЕМ (внешняя деятельность);
— и те процессы, которые ПРОИСХОДЯТ В СОЗНАНИИ: перцептивные, мыслительные, мнемические (внутренняя деятельность).
Учитель на уроке должен:
— как можно меньше говорить и делать сам;
— и как можно больше говорить и делать должны учащиеся.
Успех обучения зависит от того, обеспечили ли
рассуждения и демонстрации учителя успешность
собственной работы учащихся с подлежащим усвоению материалом.
6)не любая собственная работа учащихся обеспечивает усвоение, а лишь строго определенная, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ МАТЕРИАЛУ, АДЕКВАТНАЯ ЕМУ.
Это та самая работа:
• которую человек выполняет быстро, владея материалом, когда им пользуется;
• когда человек может использовать материал в разных ситуациях по назначению. (См. схему 9.)
Схема 9