Глава 3. факторы психического развития

Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и ее высшим отделом — корой головного мозга.

В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от:

воспитания и обучения,

активности самого ребенка,

среды,

наследственности.

Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов в становлении личности человека, движущих сил его психического развития по-разному рассматривается представителями разных теорий.

Воспитание и обучение

как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта представлены на схеме 4. Развитие человека происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом (миром человеческих предметов и миром человеческих отношений). Каждый человек входит в культурное общество, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Именно этому социальному наследованию и обязана эволюция человека:

изменению общей структуры его поведения;

появлению новых его форм и видов структур отражения действительности.

Схема 4. Воспитание и обучение как способы передачи общественно-исторического опыта

глава 3. факторы психического развития - student2.ru

Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности.В совместной деятельности ребенка и взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребенка. Руководство деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно-исторического опыта — воспитания и обучения.

Опосредствуют деятельность и процесс обучения, знаки и речь, как средство фиксации и передачи опыта.

В процессе исторического развития ребенка развиваются средства передачи общественно-исторического опыта. Овладение этими средствами и определяет процесс психического развития ребенка, его индивидуальности.

В процессе исторического развития психики ребенка развиваются средстваосуществления деятельности (счеты, арифмометр, компьютер) и способыпередачи общественно-исторического опыта (теории обучения).

Процесс психического развития ребенка (человека) и его индивидуальность определяются овладением все более совершенными «средствами» передачи общественно-исторического опыта.

В исследованиях Д.И. Фельдштейна доказывается, что процесс присвоения ребенком социальных норм, принципов жизнедеятельности представляет собой единство и противоречие двух сторон: социализации и индивидуализации. Социализация — как приобретение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация — как постоянное открытие и формирование себя как субъекта. При этом ребенок преодолевает объективно возникающие на разных этапах онтогенеза преграды, обусловленные степенью развития психических, психофизиологических, потребностно-мотивационных и других компонентов его характеристики как индивида.

Социализация представляется как процесс многоплановый, в котором происходит воспроизводство ребенком социального опыта (при его индивидуализации) не только на сегодняшнем уровне, но и уровне будущего с элементами творчества.

Социализация выступает не как ряд локальных действий присвоения мировой культуры, общечеловеческих качеств, но и как отношение ко всему этому самого индивида, активизирующей его «Я», раскрытием возможностей потенциалов личности, ее творческой природы.

Иглавным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, а степень ее самостоятельности, инициативности,проявляющаяся в реализации социального в индивидуальном.

То есть индивидуализация есть неизбежный результат (оборотная сторона) процесса социализации и, обратно, развитие индивидуализации возможно лишь «через» социализацию, лишь на ее основе, только социализация дает «материал», из которого могут строиться индивидуальные «формы поведения».

Социализация в широком понимании, заключает Д.И. Фельдштейн, как сложный процесс социализации-индивидуализации, объективно задаваемый социальной действительностью и социальными задачами, требованиями общества, выступает одновременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка. И результатом социализации-индивидуализации как составных содержательных моментов развития в онтогенезе является степень социальной зрелости растущего человека, т. е. накопление им в себе социального как человеческого свойства.

В связи с этим большое значение приобретает решение проблемы соотношения обучения и развития. В ее решении есть несколько направлений:

1. Жан Пиаже, Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. А воспитание аолжно следовать за развитием. Как бы «идет в хвосте развития». Учитель должен считаться с тем уровнем развития ребенка, которого он достиг. И приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития.

Спонтанность развития по Ж. Пиаже в том, что существуют строго определенные стадии развития. Например, для возраста 7—10 лет характерен уровень конкретных операций с предметами. Лишь к 11 — 12 годам складываются словесные или формальные операции.

В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значительно раньше при соответствующем обучении с помощью мерок.

2. Торндайк, Уотсони др. отождествляют обучение и развитие. Обучение и развитие совершаются параллельно, то есть каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

Л.С. Выготский, критикуя, писал, что развитие ребенка никогда не следует как тень, за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением.

3. Дж. Брунерсчитает, что обучение не зависит от развития. Поэтому любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет. Все зависит от методики обучения. Правда Дж. Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Л.В. Занков в своей теории основывается на том, что обучение должно вести за собой развитие.

Л.С. Выготскийподчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка. Что обучение всегда должно идти впереди развития. (Схема 5.) Но насколько впереди?

Л.С. Выготский выделил 2 уровня развития детей:

1. УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения.

2. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью. То есть — это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что — при помощи взрослого.

Схема 5 Зоны развития ребенка (по Л.С. Выготскому)

глава 3. факторы психического развития - student2.ru

Учитель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, завтра он сможет выполнять сам.

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и зависят оттого объективного содержания, на котором они формируются. Он отмечал, что каждая теория обучения включает в себя определенную теорию развития, точно также каждая теория обучения заключает в себе и определенную теорию обучения.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов.

Зона ближайшего развития (ЗБР) динамична, имеет определенное структурное строение. Гипотетически ЗБР может быть представлена в виде пространственной модели, в центре которой располагается уровень актуального развития.

Исследования А.Я. Ивановой, А. Буастоманте, ГА Варданяна, И.А. Корепановой и др. (рис. 1). В него входят:

  1. обучаемость;
  2. способность к переходу от развернутой к сокращенной форме выполнения действия;
  3. уровень выполнения действия в форме: моторной, громкоговорящей, умственной и т. п.;
  4. минимальная компетентность, наличие необходимых предварительных знаний и умений;
  5. ЗБР — сотрудничество со взрослым;
  6. ребенок в сотрудничестве со сверстником принимает на себя рациональные формы поведения: все то, что приобретено в общении со взрослым. Роль критика, контролера, лидера, организатора. Ребенок, учитывая точки зрения других, отстаивает собственную позицию. Ребенок рефлексирует то, что было приобретено в общении со взрослым;
  7. и наконец, будущий актуальный уровень.

Рисунок 1

глава 3. факторы психического развития - student2.ru

Психологи (Л.А. Венгер, П-Я. Гальпернн, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) доказали, что включение в содержание и обучение специальных средств приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий интеллектуального развития, процессов, которые считались неизменными. Что это за специальные средства?

а) ЭТАЛОН: величины, цвета, формы при сенсорном развитии.

б) МЕРКА: при обучении математике.

в) МОДЕЛЬ: во всех видах обучения.

г) ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ /ООД/ (система ориентиров по П.Я. Гальперину).

Долгое время разработка проблемы обучения и развития осуществлялась по линиям:

глава 3. факторы психического развития - student2.ru выявления условий. при которых обучение становится развивающим.

глава 3. факторы психического развития - student2.ru определения конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей различного возраста.

При этом:

глава 3. факторы психического развития - student2.ru решающее значение придается изменению содержанию обучения(Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

глава 3. факторы психического развития - student2.ru развивающий эффект обучения достигается главным образом посредством усовершенствования обучения (Л. В. Занков);

глава 3. факторы психического развития - student2.ru эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности (Н. А. Менчинская, Д.И. Богоявленский, Е.И. Кабанова-Меллер и др.);

глава 3. факторы психического развития - student2.ru исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие (П.Я. Гальперин. Н.Ф. Талызина);

глава 3. факторы психического развития - student2.ru исследовали воздействие разных методов обучения (Б.Г. Ананьев, А.А.Люблинская);

глава 3. факторы психического развития - student2.ru исследовали роль проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М- Матюшкин).

Особую роль имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности учащегося, на становление ого мировоззрения, убеждений.

Наши рекомендации