Виды корпоративной культуры

Выделяют следующие виды корпоративной куль­туры:

о культура власти;

о ролевая культура;

0 культура задачи;

0 культура личности.

Корпоративной «культуре власти» присущи следующие ха­рактеристики:

0 особая роль лидера, его личных качеств и способностей;

о источник власти — в основном ресурсы, находящиеся в распоря­жении того или иного руководителя;

0 жесткая иерархическая структура;

0 осуществление набора персонала и продвижения по ступеням ие­рархической лестницы преимущественно по критериям личной преданности;

0 распространение в малых предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финан­сами;

0 централизованный контроль через отобранных для этой цели лиц, осуществляемый на основе некоторых правил и приемов и не­большой доли бюрократизма;

0 решение проблем по большей части на основе баланса влияний, а не на процедурной или логической основе;

о быстрое реагирование на события, но сильная зависимость от принятия решений руководителя из центра;

0 стремление привлечь тех, кто ориентирован на власть, любит рис­ковать и невысоко ценит безопасность;

0 сила ресурсов — основа власти, с некоторыми элементами персо­нальной власти в центре;

о масштаб организации — это проблема для культуры власти: при соединении многих видов деятельности сложно сохранить кон­троль.

Такую структуру можно представить в виде паутины. Власть исходит из центрального источника и распространяется в виде центральных волн

§ 10.2. Виды корпоративной культуры 139

Чтобы уживаться с культурой власти, работник должен быть сориентирован на власть (силу), не бояться рисковать в небезо­пасных ситуациях. Он должен быть уверен в себе, а не в других членах организации, сориентирован на результат, быть достаточ­но «толстокожим», чтобы выдержать жесткую конкуренцию.

Корпоративной «ролевой культуре» присущи следующие ха­рактеристики:

строгое функциональное распределение ролей и специализация функциональных участков;

функционирование на основе системы правил, процедур и стан­дартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность;

основной источник власти - положение, занимаемое в иерархи­ческой структуре, а неличные качества;

успешная деятельность в стабильной окружающей среде, со ста­бильным рынком, предсказуемым и контролируемым, и где «жизнь» продукта длительна;

олицетворением ролевой культуры является классическая, строго распланированная организация (более известная как бюрокра­тия), которую можно представить в виде храма. Этот тип орга­низации характеризуется строгими функциональными и специа­лизированными участками, такими, как финансовый отдел и тор­говый отдел (ее колонны), которые координируются узким связывающим звеном управления сверху; высокая степень формализации и стандартизации; регулирование деятельности функциональных областей и их взаимодействие по определенным правилам и процедурам, опре­деляющим разделение работы и власти, способы связи и разреше­ние конфликтов между функциональными участками; основной источник силы — сила положения (к силе личности от­носятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте, влияние регулируется правилами и проце­дурами);

зависимость эффективности от рационального распределения ра­боты и ответственности, а не от отдельных личностей; слабая адаптируемость к изменениям, плохо «осознает» необхо­димость изменений и медленно на них реагирует.

Организации с ролевой культурой функционируют там, где стабильность производства важнее гибкости, там, где техническая

140 Глава 10. Корпоративная культура

компетентность и глубина специализации важнее внедрения но­вой продукции или стоимости обслуживания.

Отдельному работнику ролевая культура дает чувство защи­щенности и возможность стать компетентным специалистом. Ис­полнительность поощряется по соответствующей шкале оплаты и, возможно, продвижением по службе внутри функциональной области. Но эта культура разрушительна для честолюбивых, ори­ентированных на власть и стремящихся управлять своей работой специалистов, для тех, кого больше интересует результат, чем ме­тоды. Они будут удовлетворены, только занимая позицию в топ-менеджменте. По-видимому, ролевая культура подойдет ме­неджерам, которые любят безопасность и предсказуемость, хотят достигнуть цели, выполняя известную роль, а не добиваясь вы­дающихся личных достижений, и тем, кого интересует возмож­ность квалифицированно применять принятую методологию и безразличен окончательный результат.

Корпоративной «культурезадачи» присущи следующие харак­теристики:

0 ориентация в первую очередь на решение задач, реализацию про­ектов;

0 зависимость эффективности деятельности организации от про­фессионализма работников и кооперативного группового эффек­та;

0 наделение большими властными полномочиями тех, ктовданный момент является экспертом в ведущей области деятельности и об­ладает максимальным объемом информации;

0 высокая эффективность в тех случаях, когда ситуативные требова­ния рынка определяют деятельность организации;

0 главная задача — скорейшее завершение работы за счет соедине­ния соответствующих ресурсов и подходящих работников на нуж­ном уровне;

0 высокая эффективность работы коллектива и объединение лич­ных целей с целями организации. Это культура команды, где ре­зультат команды важнее индивидуальных целей, положения и стилевых различий;

0 влияние эксперта, специалиста больше, чем влияние силы или положения личности. Влияние здесь распространяется шире, чем в других типах корпоративных культур;

§ 10.2. Виды корпоративной культуры 141

О высокая адаптируемость: группы, проектные бригады или спе­циальные команды создаются для конкретных целей и после их достижения могут быть переформированы, распущены или остав­лены. Организация может быстро реагировать на изменения внешней среды, так как каждая группа в идеале содержит все не­обходимые элементы, позволяющие принимать решения;

о осуществление основного контроля высшим руководством, кото­рое распределяет проекты, людей и ресурсы и частично сохраняет текущий контроль;

О высокая степень автономии отдельных работников и подразделе­ний, оценка работы по результатам и дружественные рабочие от­ношения внутри групп, причем взаимное уважение основано на способностях, а не на возрасте или положении. Поэтому культура задачи подходит там, где жизнь продукта скоротечна и где важна скорость реакции.

Структуру этой культуры, ориентированной на проект или ра­боту, лучше всего представить в виде сетки, некоторые нити кото­рой толще и сильнее других, причем власть и влияние расположе­ны в местах пересечения этой сетки, в узлах. Одним из примеров культуры задачи является организация с «матричной структурой». Перечисленным достоинствам противостоят трудности уп­равления большой подвижной организацией, связанные с созда­нием рациональной структуры, а также трудности достижения профессионализма. Управление в этих организациях затрудни­тельно.

Такая организация хорошо работает в благоприятных услови­ях, когда ресурсы доступны всем, кто в них нуждается. Однако ес­ли ресурсы менее доступны, руководство начинает контролиро­вать работу и результаты, а руководители подразделений могут на­чать конкуренцию за ресурсы, используя политическое влияние. Работа при этом приносит меньше удовлетворения, и работники начинают действовать в своих личных интересах. Это делает необ­ходимым установление определенных правил и процедур работы. Следовательно, культура задачи может перейти к ролевой культу­ре или культуре власти, когда ресурсы ограниченны или организа­ция функционирует не эффективно.

Большинство менеджеров среднего или низшего уровня пред­почли бы работать в организации с культурой задачи, где делается акцент на группы и возможности специалиста (эксперта), возна-

142 Глава 10. Корпоративная культура

граждение осуществляется по результату, личные и групповые це­ли объединяются. Это хорошо согласуется с современными тен­денциями к изменению и адаптации, индивидуальной свободой и низким различием статуса, но это подходит не для всех ситуаций. Менеджеры в такой культуре должны быть гибкими и уверен­ными, имея дело с неустойчивой и, возможно, кратковременной работой. Они должны быть готовы к оценке своей деятельности по результатам и чувствовать себя «на высоте», координируя рабо­ту коллег, каждый из которых, возможно, более компетентен, чем менеджер, в отдельных аспектах задачи. При этом каждый в под­разделении может ожидать контроля над своей деятельностью. Полагают, что этот тип культуры предпочитает большинство ме­неджеров среднего уровня.

Корпоративной «культуре личности» присущи следующие ха­рактеристики:

0 объединение людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы эти люди могли добиваться собственных целей; например, адвокатские конторы, союз архитекторов, мелкие консультирую­щие фирмы часто ориентированы на «личность»;

0 основа власти — близость к ресурсам, профессионализм и способ­ность договариваться;

О координирующий характер власти и контроля.

Этот тип культуры необычен. Здесь личность находится в цен­тре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям, для содействия им в реализации их собственных интересов. Более того, для этой культуры невозможен контроль или даже иерархия управления. Организация подчиняется личности и обязана ей своим сущест­вованием.

Личность может покинуть эту организацию, но у организации редко есть сила «выселить» личность. Влияние распределяется по­ровну, а основа власти при необходимости — это сила специали­ста: человек делает то, что хорошо умеет делать, поэтому к нему прислушиваются.

Эти личности мало преданы своей организации и рассматри­вают ее как место совершения своих собственных дел с некоторой выгодой для работодателя. Ими нелегко управлять. Будучи клас­сными специалистами, они легко могут найти другую работу. Здесь сила положения, не подкрепленная силой ресурсов, не ра-

§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры 143

ботает. Эти личности не признают силу экспертов и не подчиня­ются силе принуждения. На них обычно не влияют групповые нормы и отношения с коллегами, что могло бы умерить их лично­стные амбиции.

§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры

В настоящее время стало традиционным выде­лять три уровня корпоративной культуры:

1)поверхностный (символический) уровень - все то, что человек может увидеть, услышать, потрогать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг и гимн фирмы, особая ар­хитектура здания и т.п., а также легенды и истории, связанные с основанием организации, деятельностью ее руководителей и вы­дающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно переда­ются устно;

2)подповерхностный уровень - объединяет ценности и нормы, со­знательно зафиксированные в документах организации и при­званные быть руководящими в повседневной деятельности чле­нов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав»;

3)базовый (глубинный) уровень — базовые предположения, возни­кающие у членов организации, подкрепляемые или изменяю­щиеся в результате успешного опыта совместных действий и в большинстве случаев неосознаваемые, а также некий «воздух» корпоративной культуры, который не имеет «запаха» и «вкуса», которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти ба­зовые предположения трудно осознать даже членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение лю­дей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпо­ративную культуру.

Некоторые исследователи предлагают более дробную структу­ру корпоративной культуры, выделяя такие ее компоненты, как мировоззрение, корпоративные ценности, стили поведения, нор­мы, психологический климат.

144 Глава 10. Корпоративная культура

1. Мировоззрение — это представления об окружающем мире, приро­
де человека и общества, направляющие поведение членов органи­
зации и определяющие характер их отношений с другими работ­
никами, клиентами, конкурентами и т.д.

Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представле­ниями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для существенных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно и требуется спе­циально прилагать усилия, чтобы работники с разными система­ми взглядов достигли некоторого взаимопонимания. Заметим, что далеко не каждый в состоянии объяснить основные принци­пы, лежащие в основе его поведения, так как мировоззрение ин­дивида трудно выразить в четких словесных формулировках.

2. Корпоративные ценности — предметы и явления организационной
жизни, важные, значимые для духовной жизни работников. Цен­
ности выступают связующим звеном между культурой организа­
ции и духовным миром личности, между корпоративным бытием
и индивидуальным.

Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценност­ных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. По­этому возможно как неполное, неадекватное отражение личност­ных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения.

Ценности могут сохраняться, даже если в организации про­изошли значительные кадровые изменения. В то же время воз­можна смена определенных ценностей, что скажется и на поведе­нии членов организации.

Корпоративные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отли­чающая его от многих других.

3. Стили поведения, характерные для работников конкретной орга­
низации, а также специфические ритуалы и церемонии; язык, ис-

4.

§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры 145

пользуемый при общении; символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации. Важным эле­ментом корпоративной культуры может стать какой-либо персо­наж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры, и служащий ролевой моделью поведения для работников. Поведение работников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоре­чие с описанными выше компонентами корпоративной культуры.

4. Нормы - совокупность формальных и неформальных требова­
ний, предъявляемых организацией к своим работникам. Они мо­
гут быть универсальными и частными, императивными и ориен­
тировочными и направлены на сохранение и развитие структуры
и функций организации.

К нормам относятся так называемые правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления членом органи­зации.

5. Психологический климат в организации представляет собой преоб­
ладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, оп­
ределяющую отношения членов коллектива друг к другу и ктруду.

Ни один из перечисленных компонентов в отдельности не мо­жет быть отождествлен с культурой организации. Однако в сово­купности они дают довольно полное представление о корпоратив­ной культуре.

Многие компоненты корпоративной культуры организации трудно обнаружить постороннему человеку. Можно довольно длительное время провести в организации, но так и не понять ос­новных положений корпоративной культуры, управляющих по­ступками людей.

Каждый работник, поступая в организацию, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюан­сы, которые в совокупности образуют корпоративную культуру.

Существует много подходов к анализу содержательной сторо­ны той или иной корпоративной культуры.

Ф. Харрис и Р. Моран выделили 10 содержательных характери­стик, свойственных любой корпоративной культуре. 1. Осознание себя и своего места в организации, например в одних культурах ценятся сдержанность и сокрытие работником своих

146 Глава 10. Корпоративная культура

внутренних настроений и проблем, в других — поощряются от^ крытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление пе­реживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотруд­ничество, а в других — через индивидуализм.

2. Коммуникационная система и язык общения, например исполь­зование устной, письменной, невербальной коммуникации, «те­лефонного права» и открытости коммуникаций варьируется от организации к организации; профессиональный жаргон, аббре­виатуры, язык жестов специфичны для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежно­сти.

3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе, например разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодорантов и т.п. свидетельствуют о сущест­вовании множества микрокультур.

4. Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пи­щи, например организация питания работников, включая нали­чие или отсутствие столовых и буфетов, участие организации в оплате расходов на питание, периодичность и продолжительность питания, совместное или раздельное питание работников с раз­ным организационным статусом и т.д.

5. Осознание времени, отношение к нему и его использование, на­пример восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение времен­ных параметров организационной деятельности.

6. Взаимоотношения между работниками, например влияние на
межличностные отношения таких характеристик, как возраст,
пол, национальность, статус, объем власти, образование, опыт,
знания, соблюдение формальных требований этикета или прото­
кола, степень формализации отношений, получаемой поддерж­
ки, принятые формы разрешения конфликтов.

7. Ценности — совокупности представлений о том, что хорошо, а что — плохо; нормы — набор предположений и ожиданий в отно­шении определенного типа поведения.

8. Мировоззрение, в частности вера или отсутствие веры в справед­ливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопо­мощи, к этичному или недостойному поведению, убеждение в на­казуемости зла и торжестве добра и т.п.

§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры 147

9. Развитие и самореализация работника, например бездумное или осознанное выполнение работы, опора на интеллект или силу, свободная или ограниченная циркуляция информации в органи­зации, признание или отказ от рациональности сознания и пове­дения людей, творческая обстановка или жесткая рутина, призна­ние ограниченности человека или акцент на его потенции к росту. 10. Трудовая этика и мотивирование, например отношение к работе как ценности или повинности, ответственное или безразличное отношение к результатам своего труда, отношение к своему рабо­чему месту, качественные характеристики трудовой деятельно­сти, достойные и вредные привычки на работе, справедливая связь между трудовым вкладом работника и его вознаграждением, планирование профессиональной карьеры работника в организа­ции.

Перечисленные характеристики корпоративной культуры ор­ганизации в совокупности отражают и придают смысл концепции корпоративной культуры.

Отличительной чертой той или иной культуры является при­оритетность формирующих ее базовых характеристик, указываю­щая на то, какие принципы должны превалировать в случае воз­никновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте не приходится говорить о корпоративной куль­туре как однородном феномене.

В любой организации потенциально заложено множество суб­культур. Фактически любая из них может стать доминирую­щей, т.е. собственно корпоративной культурой, если она целена­правленно поддерживается и используется руководством органи­зации как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.

В организации могут существовать и такие субкультуры, кото­рые упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достиг­нуть.

Среди этих корпоративных контркультур могут быть выделе­ны: о прямая оппозиция ценностям доминирующей корпоративной культуры; о оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;

148 Глава 10. Корпоративная культура

0 оппозиция образцам отношений и взаимодействия, поддержи­ваемых доминирующей культурой.

Контркультуры в организации появляются обычно тогда, ко­гда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле корпора­тивные контркультуры являются выражением недовольства тем, как руководство организации распределяет организационные ре­сурсы. Подобная ситуация особенно часто возникает в период ор­ганизационных кризисов или реорганизации. В этих условиях не­которые «контркультурные» группы могут стать достаточно влия­тельными или даже доминирующими.

Корпоративная культура проявляется в следующих факторах:

0 индивидуальная автономность — степень ответственности, неза­висимости и возможностей выражения инициативы в организа­ции;

0 структура — взаимодействие подразделений и работников, дейст­вующих правил, прямого руководства и контроля;

0 направление — степень формирования целей и перспектив дея­тельности организации;

о интеграция — степень, до которой подразделения (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуще­ствления скоординированной деятельности;

0 управленческое обеспечение — степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникативные связи, по­мощь и поддержку своим подчиненным;

о поддержка — уровень помощи, оказываемой руководителями сво­им подчиненным;

о стимулирование — зависимость вознаграждения от результатов труда;

о идентифицированность — степень отождествления работников с организацией в целом;

0 управление конфликтами — степень разрешаемое™ конфликтов;

0 управление рисками — степень, до которой работники поощряют­ся в инновациях и принятии на себя риска.

Наши рекомендации