Виды корпоративной культуры
Выделяют следующие виды корпоративной культуры:
о культура власти;
о ролевая культура;
0 культура задачи;
0 культура личности.
Корпоративной «культуре власти» присущи следующие характеристики:
0 особая роль лидера, его личных качеств и способностей;
о источник власти — в основном ресурсы, находящиеся в распоряжении того или иного руководителя;
0 жесткая иерархическая структура;
0 осуществление набора персонала и продвижения по ступеням иерархической лестницы преимущественно по критериям личной преданности;
0 распространение в малых предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами;
0 централизованный контроль через отобранных для этой цели лиц, осуществляемый на основе некоторых правил и приемов и небольшой доли бюрократизма;
0 решение проблем по большей части на основе баланса влияний, а не на процедурной или логической основе;
о быстрое реагирование на события, но сильная зависимость от принятия решений руководителя из центра;
0 стремление привлечь тех, кто ориентирован на власть, любит рисковать и невысоко ценит безопасность;
0 сила ресурсов — основа власти, с некоторыми элементами персональной власти в центре;
о масштаб организации — это проблема для культуры власти: при соединении многих видов деятельности сложно сохранить контроль.
Такую структуру можно представить в виде паутины. Власть исходит из центрального источника и распространяется в виде центральных волн
§ 10.2. Виды корпоративной культуры 139
Чтобы уживаться с культурой власти, работник должен быть сориентирован на власть (силу), не бояться рисковать в небезопасных ситуациях. Он должен быть уверен в себе, а не в других членах организации, сориентирован на результат, быть достаточно «толстокожим», чтобы выдержать жесткую конкуренцию.
Корпоративной «ролевой культуре» присущи следующие характеристики:
строгое функциональное распределение ролей и специализация функциональных участков;
функционирование на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность;
основной источник власти - положение, занимаемое в иерархической структуре, а неличные качества;
успешная деятельность в стабильной окружающей среде, со стабильным рынком, предсказуемым и контролируемым, и где «жизнь» продукта длительна;
олицетворением ролевой культуры является классическая, строго распланированная организация (более известная как бюрократия), которую можно представить в виде храма. Этот тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, такими, как финансовый отдел и торговый отдел (ее колонны), которые координируются узким связывающим звеном управления сверху; высокая степень формализации и стандартизации; регулирование деятельности функциональных областей и их взаимодействие по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками; основной источник силы — сила положения (к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте, влияние регулируется правилами и процедурами);
зависимость эффективности от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей; слабая адаптируемость к изменениям, плохо «осознает» необходимость изменений и медленно на них реагирует.
Организации с ролевой культурой функционируют там, где стабильность производства важнее гибкости, там, где техническая
140 Глава 10. Корпоративная культура
компетентность и глубина специализации важнее внедрения новой продукции или стоимости обслуживания.
Отдельному работнику ролевая культура дает чувство защищенности и возможность стать компетентным специалистом. Исполнительность поощряется по соответствующей шкале оплаты и, возможно, продвижением по службе внутри функциональной области. Но эта культура разрушительна для честолюбивых, ориентированных на власть и стремящихся управлять своей работой специалистов, для тех, кого больше интересует результат, чем методы. Они будут удовлетворены, только занимая позицию в топ-менеджменте. По-видимому, ролевая культура подойдет менеджерам, которые любят безопасность и предсказуемость, хотят достигнуть цели, выполняя известную роль, а не добиваясь выдающихся личных достижений, и тем, кого интересует возможность квалифицированно применять принятую методологию и безразличен окончательный результат.
Корпоративной «культурезадачи» присущи следующие характеристики:
0 ориентация в первую очередь на решение задач, реализацию проектов;
0 зависимость эффективности деятельности организации от профессионализма работников и кооперативного группового эффекта;
0 наделение большими властными полномочиями тех, ктовданный момент является экспертом в ведущей области деятельности и обладает максимальным объемом информации;
0 высокая эффективность в тех случаях, когда ситуативные требования рынка определяют деятельность организации;
0 главная задача — скорейшее завершение работы за счет соединения соответствующих ресурсов и подходящих работников на нужном уровне;
0 высокая эффективность работы коллектива и объединение личных целей с целями организации. Это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей, положения и стилевых различий;
0 влияние эксперта, специалиста больше, чем влияние силы или положения личности. Влияние здесь распространяется шире, чем в других типах корпоративных культур;
§ 10.2. Виды корпоративной культуры 141
О высокая адаптируемость: группы, проектные бригады или специальные команды создаются для конкретных целей и после их достижения могут быть переформированы, распущены или оставлены. Организация может быстро реагировать на изменения внешней среды, так как каждая группа в идеале содержит все необходимые элементы, позволяющие принимать решения;
о осуществление основного контроля высшим руководством, которое распределяет проекты, людей и ресурсы и частично сохраняет текущий контроль;
О высокая степень автономии отдельных работников и подразделений, оценка работы по результатам и дружественные рабочие отношения внутри групп, причем взаимное уважение основано на способностях, а не на возрасте или положении. Поэтому культура задачи подходит там, где жизнь продукта скоротечна и где важна скорость реакции.
Структуру этой культуры, ориентированной на проект или работу, лучше всего представить в виде сетки, некоторые нити которой толще и сильнее других, причем власть и влияние расположены в местах пересечения этой сетки, в узлах. Одним из примеров культуры задачи является организация с «матричной структурой». Перечисленным достоинствам противостоят трудности управления большой подвижной организацией, связанные с созданием рациональной структуры, а также трудности достижения профессионализма. Управление в этих организациях затруднительно.
Такая организация хорошо работает в благоприятных условиях, когда ресурсы доступны всем, кто в них нуждается. Однако если ресурсы менее доступны, руководство начинает контролировать работу и результаты, а руководители подразделений могут начать конкуренцию за ресурсы, используя политическое влияние. Работа при этом приносит меньше удовлетворения, и работники начинают действовать в своих личных интересах. Это делает необходимым установление определенных правил и процедур работы. Следовательно, культура задачи может перейти к ролевой культуре или культуре власти, когда ресурсы ограниченны или организация функционирует не эффективно.
Большинство менеджеров среднего или низшего уровня предпочли бы работать в организации с культурой задачи, где делается акцент на группы и возможности специалиста (эксперта), возна-
142 Глава 10. Корпоративная культура
граждение осуществляется по результату, личные и групповые цели объединяются. Это хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и адаптации, индивидуальной свободой и низким различием статуса, но это подходит не для всех ситуаций. Менеджеры в такой культуре должны быть гибкими и уверенными, имея дело с неустойчивой и, возможно, кратковременной работой. Они должны быть готовы к оценке своей деятельности по результатам и чувствовать себя «на высоте», координируя работу коллег, каждый из которых, возможно, более компетентен, чем менеджер, в отдельных аспектах задачи. При этом каждый в подразделении может ожидать контроля над своей деятельностью. Полагают, что этот тип культуры предпочитает большинство менеджеров среднего уровня.
Корпоративной «культуре личности» присущи следующие характеристики:
0 объединение людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы эти люди могли добиваться собственных целей; например, адвокатские конторы, союз архитекторов, мелкие консультирующие фирмы часто ориентированы на «личность»;
0 основа власти — близость к ресурсам, профессионализм и способность договариваться;
О координирующий характер власти и контроля.
Этот тип культуры необычен. Здесь личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям, для содействия им в реализации их собственных интересов. Более того, для этой культуры невозможен контроль или даже иерархия управления. Организация подчиняется личности и обязана ей своим существованием.
Личность может покинуть эту организацию, но у организации редко есть сила «выселить» личность. Влияние распределяется поровну, а основа власти при необходимости — это сила специалиста: человек делает то, что хорошо умеет делать, поэтому к нему прислушиваются.
Эти личности мало преданы своей организации и рассматривают ее как место совершения своих собственных дел с некоторой выгодой для работодателя. Ими нелегко управлять. Будучи классными специалистами, они легко могут найти другую работу. Здесь сила положения, не подкрепленная силой ресурсов, не ра-
§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры 143
ботает. Эти личности не признают силу экспертов и не подчиняются силе принуждения. На них обычно не влияют групповые нормы и отношения с коллегами, что могло бы умерить их личностные амбиции.
§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры
В настоящее время стало традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:
1)поверхностный (символический) уровень - все то, что человек может увидеть, услышать, потрогать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг и гимн фирмы, особая архитектура здания и т.п., а также легенды и истории, связанные с основанием организации, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно;
2)подповерхностный уровень - объединяет ценности и нормы, сознательно зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав»;
3)базовый (глубинный) уровень — базовые предположения, возникающие у членов организации, подкрепляемые или изменяющиеся в результате успешного опыта совместных действий и в большинстве случаев неосознаваемые, а также некий «воздух» корпоративной культуры, который не имеет «запаха» и «вкуса», которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти базовые предположения трудно осознать даже членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру.
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру корпоративной культуры, выделяя такие ее компоненты, как мировоззрение, корпоративные ценности, стили поведения, нормы, психологический климат.
144 Глава 10. Корпоративная культура
1. Мировоззрение — это представления об окружающем мире, приро
де человека и общества, направляющие поведение членов органи
зации и определяющие характер их отношений с другими работ
никами, клиентами, конкурентами и т.д.
Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для существенных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно и требуется специально прилагать усилия, чтобы работники с разными системами взглядов достигли некоторого взаимопонимания. Заметим, что далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения, так как мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках.
2. Корпоративные ценности — предметы и явления организационной
жизни, важные, значимые для духовной жизни работников. Цен
ности выступают связующим звеном между культурой организа
ции и духовным миром личности, между корпоративным бытием
и индивидуальным.
Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения.
Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли значительные кадровые изменения. В то же время возможна смена определенных ценностей, что скажется и на поведении членов организации.
Корпоративные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других.
3. Стили поведения, характерные для работников конкретной орга
низации, а также специфические ритуалы и церемонии; язык, ис-
4.
§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры 145
пользуемый при общении; символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации. Важным элементом корпоративной культуры может стать какой-либо персонаж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры, и служащий ролевой моделью поведения для работников. Поведение работников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с описанными выше компонентами корпоративной культуры.
4. Нормы - совокупность формальных и неформальных требова
ний, предъявляемых организацией к своим работникам. Они мо
гут быть универсальными и частными, императивными и ориен
тировочными и направлены на сохранение и развитие структуры
и функций организации.
К нормам относятся так называемые правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации.
5. Психологический климат в организации представляет собой преоб
ладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, оп
ределяющую отношения членов коллектива друг к другу и ктруду.
Ни один из перечисленных компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они дают довольно полное представление о корпоративной культуре.
Многие компоненты корпоративной культуры организации трудно обнаружить постороннему человеку. Можно довольно длительное время провести в организации, но так и не понять основных положений корпоративной культуры, управляющих поступками людей.
Каждый работник, поступая в организацию, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности образуют корпоративную культуру.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной корпоративной культуры.
Ф. Харрис и Р. Моран выделили 10 содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре. 1. Осознание себя и своего места в организации, например в одних культурах ценятся сдержанность и сокрытие работником своих
146 Глава 10. Корпоративная культура
внутренних настроений и проблем, в других — поощряются от^ крытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление переживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм.
2. Коммуникационная система и язык общения, например использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникаций варьируется от организации к организации; профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичны для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности.
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе, например разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодорантов и т.п. свидетельствуют о существовании множества микрокультур.
4. Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи, например организация питания работников, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов, участие организации в оплате расходов на питание, периодичность и продолжительность питания, совместное или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.д.
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование, например восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности.
6. Взаимоотношения между работниками, например влияние на
межличностные отношения таких характеристик, как возраст,
пол, национальность, статус, объем власти, образование, опыт,
знания, соблюдение формальных требований этикета или прото
кола, степень формализации отношений, получаемой поддерж
ки, принятые формы разрешения конфликтов.
7. Ценности — совокупности представлений о том, что хорошо, а что — плохо; нормы — набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения.
8. Мировоззрение, в частности вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убеждение в наказуемости зла и торжестве добра и т.п.
§ 10.3. Структура, содержание и факторы корпоративной культуры 147
9. Развитие и самореализация работника, например бездумное или осознанное выполнение работы, опора на интеллект или силу, свободная или ограниченная циркуляция информации в организации, признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей, творческая обстановка или жесткая рутина, признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту. 10. Трудовая этика и мотивирование, например отношение к работе как ценности или повинности, ответственное или безразличное отношение к результатам своего труда, отношение к своему рабочему месту, качественные характеристики трудовой деятельности, достойные и вредные привычки на работе, справедливая связь между трудовым вкладом работника и его вознаграждением, планирование профессиональной карьеры работника в организации.
Перечисленные характеристики корпоративной культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции корпоративной культуры.
Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте не приходится говорить о корпоративной культуре как однородном феномене.
В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из них может стать доминирующей, т.е. собственно корпоративной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется руководством организации как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации могут существовать и такие субкультуры, которые упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть.
Среди этих корпоративных контркультур могут быть выделены: о прямая оппозиция ценностям доминирующей корпоративной культуры; о оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
148 Глава 10. Корпоративная культура
0 оппозиция образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой.
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле корпоративные контркультуры являются выражением недовольства тем, как руководство организации распределяет организационные ресурсы. Подобная ситуация особенно часто возникает в период организационных кризисов или реорганизации. В этих условиях некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными или даже доминирующими.
Корпоративная культура проявляется в следующих факторах:
0 индивидуальная автономность — степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
0 структура — взаимодействие подразделений и работников, действующих правил, прямого руководства и контроля;
0 направление — степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
о интеграция — степень, до которой подразделения (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;
0 управленческое обеспечение — степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникативные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;
о поддержка — уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
о стимулирование — зависимость вознаграждения от результатов труда;
о идентифицированность — степень отождествления работников с организацией в целом;
0 управление конфликтами — степень разрешаемое™ конфликтов;
0 управление рисками — степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.