Исследование психологического климата в организациипо Фидлеру

Уважаемый сотрудник! Для совершенствования работы коллектива просим Вас принять участие в исследовании психологической атмосферы в группе. Пожалуйста, заполните бланк, в котором приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «V», тем более выражен этот признак в вашем коллективе. Чем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе.

   
1. Дружелюбие                 Враждебность
2. Согласие                 Несогласие
3. Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4. Продуктивность                 Непродуктивность
5. Теплота                 Холодность
6. Сотрудничество                 Несогласованность
7. Взаимоподдержка                 Недоброжелательность
8. Увлеченность                 Равнодушие
9. Занимательность                 Скука
10. Успешность                 Безуспешность

Ключ к анкете

В основе исследования лежит метод семантического дифференциала. При этом методе измеряемые объекты (понятия, персонажи и т. п.) оцениваются с помощью биполярных (двухполюсных) шкал. Полюсы шкал задаются в форме слов (например, «хороший – плохой»). Шкала проградуирована, разделена на отрезки, которым присвоены баллы. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо в пределах от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «V», тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

В ГРУППЕ собираются анкеты и на основании индивидуальных профилей или мнений создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе (рассчитывается среднее арифметическое по каждому элементу дифференциала, а затем они складываются). Обработайте анкеты и предложите мероприятия по улучшению психологической атмосферы в группе.

2.3.1.«Исследование тенденций поведения личности в коллективе» (тест Томаса)

Инструкция по проведению исследования:

Магистрант заполняет анкету дома.

«Исследование тенденций поведения личности в коллективе»

(тест Томаса)

Уважаемый сотрудник! Для совершенствования работы коллектива просим Вас принять участие в исследовании тенденций поведения личности в коллективе. Пожалуйста, заполните анкету, в каждой паре суждений выбрав одно, наиболее привлекательное для вас (суждения, на первый взгляд, однообразны, но в каждой паре вопросов ситуацию нужно представлять заново, а, кроме того, при желании в утверждениях можно уловить нюансы, которые утрачены в результате тенденций опрощения языка).

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, а чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь уладить дело с учетом интересов партнера и своих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя

б) Я стараюсь добиться своего

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы окончательно решить его со временем.

б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы в другом добиться своего.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Часто я избегаю положений, которые могут вызвать споры.

б) Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю партнеру свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задевать чувств партнера.

б) Я стараюсь убедить партнера в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает партнера счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей по­зицией и точкой зрения партнера.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция партнера кажется ему очень важной, я стараюсь пойти на­встречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить партнера прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.

б) Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает партнера счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у партнера.

29. а) Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств партнера.

б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно, с партнером могли добиться успеха.

Результаты ответов членов группы надо занести в таблицу в графу «Ответ» в табл. г «Ключ к тесту» и произвести разброс ответов по пяти позициям. Подсчитать количество баллов (каждый ответ принимается за один балл) и построить профиль соотношения стилей поведения. Количество баллов, набранных каждым индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях.

Ключ к тесту

Таблица г. Ключ к тесту «Поведение личности в коллективе»

Ключ к ответам № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А Б    
  А Б    
  Б     А
Б   А    
  А   Б  
  А   Б  
А       Б
    А Б  
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А
Сумма          

Согласно проведенному исследованию, в изучаемой группе тот стиль поведения, в том числе в конфликтной ситуации, по которому набрано наибольшее количество баллов.

Магистрантом должны быть сделаны выводы о путях корректировки тенденций поведения отдельных личностей в коллективе.

Наши рекомендации