Показатели, необходимость и проблемы измерения эффективности управления человеческими ресурсами.
Необходимость оценки эффективности УЧР заключается в том, чтобы понять, ту ли стратегию мы выбрали, те ли методы мы используем и какое их влияние на конечный результат.
Каждая организация будет разрабатывать свой собственный подход для оценки эффективности отдела ЧР и его работников. Самый заметный и самый важный показатель эффективности УЧР — это мнения главных заинтересованных лиц. Другими словами, самое большое значение имеет именно качественная интерпретация происходящего теми, кто находится у власти.
Тем не менее эти исследователи понимали, что «наряду с финансовыми критериями желательно ясно определить цели и количественные показатели».
Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, дисциплина, текучесть кадров.
Количественная оценка показателей собственно экономической эффективности деятельности служб управления персоналом предполагает обязательное определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики организации. При этом следует учитывать не только общие затраты организации на персонал, но и издержки по содержанию самой кадровой службы, реализации ею функций управления
Еще одним показателем, характеризующим деятельность служб управления персоналом, являются средние затраты на кадровые мероприятия в расчете на одного работника, например:
средние затраты на «новичка»
затраты на отбор персонала = ———————————————— ;
количество отобранных
кандидатов
средние затраты на обучение = общая стоимость обучения
одного работника количество обучившихся
Показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом
Показатели собственно экономической эффективности | Показатели степени укомплектованности кадрового состава | Показатели степени удовлетворенности работников | Косвенные показатели эффективности |
Соотношение издержек, необходимых для обеспечения организации квалифицированной рабочей силой соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятельности Затраты на отдельные направления и программы деятельности кадровых служб в расчете на одного работника Эффект воздействия отдельных кадровых программ на результативность деятельности работников и организации в целом Отношение бюджета подразделения управления персоналом к численности обслуживаемого персонала | Соответствие численности работников числу рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава) Соответствие профессионально-квалификационных характеристик работников требованиям рабочих мест, производства в целом (качественная укомплектованность кадрового состава) | Степень удовлетворенности работой в данной организации Степень удовлетворенности деятельностью подразделений управления персоналом | текучесть кадров уровень абсентеизма производительность труда показатели качества продукции (процент брака, рекламаций и пр.) количество жалоб работников уровень производственного травматизма и профзаболеваний |
Показатели:
1. Мнение руководящего состава,которое основано на:
• понимание организации — ее миссии, ценностей, решающих факторах успеха, стратегий продукт-рынок, технологий и методов работы и отличительных способностей;
• эффективность участия в группе высшего руководства, ответственной за принятие решений по корпоративным/коммерческим вопросам;
• объем новаторских, реальных и убедительных предложений по стратегиям и программам ЧР;
• способность выполнять свои обещания;
• качество советов и услуг, которые предосавляет отдел ЧР, оцениваемое, главным образом, субъективно;
• способность устанавливать и поддерживать прочные и партнерские отношения с профсоюзами;
• способность управлять сложными ситуациями, такими, как сокращение штатов;
• вклад, в самом широком смысле слова, который сотрудники отдела ЧР вносят в развитие корпоративной культуры: их влияние на стиль управления и их способность содействовать изменениям и управлять ими;
• надежность и способность работать в качестве полноправного члена команды менеджеров высшего звена.
Эти во многом субъективные мнения были дополнены анализом ключевых показателей работы с персоналом, таких, как текучесть кадров, невыходы на работу, принятые предложения и их реализация, статистика несчастных случаев и результаты опроса клиентов относительно их удовлетворенности работой компании.
В некоторых организациях проводились официальные опросы линейных менеджеров об услугах, которые они получают от отдела ЧР; в качестве способа оценки использовались также опросы работников об их отношении к работе.
Проблема субъективности не должна мешать решительным попыткам измерить эффективность ЧР, и ниже обсуждается ряд подходов, которые могут быть для этого применены.
2. Экономические показатели(чем они выше,тем круче работает учр)достижение конкурентного преимущества, увеличение добавленной стоимости и введения всеобщего качества.
УЧР должно сделать следующее для увеличения эк показателей фирмы
• выработка позитивного психологического контракта;
• повышение мотивации и приверженности;
• повышение квалификации работников и расширение набора основных навыков;
• предоставление работникам широкого круга обязанностей, чтобы они могли максимально полно применять свои навыки и способности;
• разъяснение возможностей карьерного роста и четкие требования к уровню квалификации;
• структурирование процессов управления показателями труда и постоянного развития;
• применение систем управления оплатой труда, отражающих уверенность организации в их важности и ее готовность обеспечить материальное и нематериальное вознаграждение;
• разработка стратегий, которые дадут работникам право голоса.