Статья 2. Правовое регулирование отношений
В области туризма и туристской индустрии
В Российской Федерации
Правовое регулирование отношений в области туризма и туристской индустрии осуществляется настоящим Федераль-
Приложения 221
ным законом, принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Имущественные отношения в области туризма и туристской индустрии, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников регулируются настоящим Федеральным законом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты в области государственного регулирования туризма и туристской индустрии лишь в той мере, в какой это не противоречит установленным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Федеральным законом принципам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Типы ивиды туризма
1. Типами туризма являются международный и внут
ренний туризм.
2. Международный туризм включает в себя:
1) въездной туризм — туризм в пределах территории Рос
сийской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Рос
сийской Федерации;
2) выездной туризм — туризм граждан Российской Феде
рации на территорию иностранных государств.
3. Внутренний туризм — туризм в пределах Российской
Федерации граждан Российской Федерации, а также лиц,
постоянно проживающих в Российской Федерации.
4. К видам туризма относятся социальный, культурно-
познавательный, деловой, сельский, а также другие виды
туризма, определяемые законодательством Российской Феде
рации.
222________________ *_____________________ Экскурсионное дело
5. Под деловым туризмом понимается туризм, осуществляемый со служебными (деловыми) целями, в том числе для участия в конгрессах, конференциях, переговорах, производственных семинарах, совещаниях, выставках, ярмарках и др. (деловые мероприятия).
Составной частью туристской индустрии Российской Федерации является «индустрия встреч» — индустрия проведения различных мероприятий в сфере делового туризма.
К объектам туристской индустрии, обеспечивающим функционирование делового туризма, относятся:
s бизнес-отели — средства размещения, специализирующиеся на обслуживании деловых туристов и предоставляющие им максимальные удобства для профессиональной деятельности, в том числе для проведения деловых мероприятий и т.д.;
■S бизнес-центры — многофункциональные комплексы в составе крупного предприятия или средства размещения, предоставляющие все необходимые условия для организации и осуществления предпринимательской деятельности и обеспечивающие деловые контакты между потенциальными партнерами на рынке товаров, работ и услуг.
Статья 4. Социальный туризм
1.Социальный туризм представляет собой туризм, осуществляемый полностью или частично за счет средств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
К социальному туризму, в частности, относится:
•/ детско-юношеский туризм;
s семейный туризм;
S туризм пожилых людей, инвалидов и ветеранов;
S туризм военнослужащих;
S туризм лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока Российской Федерации;
/ туризм лиц, подвергшихся радиационному, химическому и др. воздействию, вследствие аварий и катастроф (Чернобыльская АЭС и др.);
■S самодеятельный туризм;
•/ лечебно-оздоровительный туризм;
S туризм соотечественников и их потомков и др.
Приложения 223
2. Российская Федерация, субъекты Российской Федера
ции, муниципальные образования могут предусматривать в
бюджетах соответствующих уровней выделение бюджетных
ассигнований (субсидий, субвенций) для компенсации рас
ходов субъектов туристской индустрии (туроператоров, пере
возчиков, средств размещения и др.)> устанавливающих льго
ты и преимущества социальным туристам по оплате стоимо
сти своих услуг.
Порядок и условия выделения бюджетных ассигнований определяются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Государственное и муниципальное имущество может
передаваться на льготных условиях некоммерческим органи
зациям, а также субъектам малого предпринимательства для
целей развития самодеятельного и социального туризма на
территориях муниципальных образований, в том числе для
поддержания в надлежащем состоянии инфраструктуры ту
ристских и экскурсионных маршрутов, средств размещения
туристов (туристских приютов, гостиниц, кемпингов и др.), а
также объектов туристского показа и др.
4. Российская Федерация осуществляет необходимые меры
по поддержке и развитию туриз*ма с участием соотечествен
ников и их потомков, проживающих в иностранных государ
ствах.
5. Перечень и категории туристов, нуждающихся в соци
альной защите (социальные туристы), а также дополнитель
ные способы их поддержки определяются нормативно-право
выми актами Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления.