Театр как синтетическое искусство в многоуровневом процессе воспитания личности
Общеизвестно значение игры для овладения ребенком основных навыков общения с предметами окружающего мира. В истоке ее природы лежит способность человека к подражанию. Подражание есть необходимое условие моделирования любого фрагмента действительности. В театре стремление к правдоподобному моделированию бытия захватывает исполнителя и способствует явлению вчувствования в образ другого. Таким образом, театральный процесс углубляет познание мира, расширяет границы информационного восприятия и осознания реальности. Участники сценического действия приобщаются посредством театрального искусства к сокровищам мировой культуры в области литературы, музыки, хореографии, живописи, скульптуры, а также истории, этики, психологии, логики и т.д.
Все это должно стать благотворной средой для духовного питания развивающейся личности. Кроме этого, театр приучает к систематическому, целенаправленному труду, который часто бывает вознагражден успехом, что стимулирует участника творческого коллектива к дальнейшему самосовершенствованию [1,2].
Значение театра в процессе воспитания и образования трудно переоценить. Этим объясняется активный процесс включения в общеобразовательную программу средней школы определенных театральных дисциплин (игрового тренинга, актерского мастерства и элементов режиссуры, культуры речи, грима, сценического движения, вокала, хореографии, литературного творчества и т.д.). Более 15 лет в школе №2 г. Тамбова длится эксперимент по функционированию классов с углубленным изучением основ театрального искусства. Необходимо отметить значительный результат повышения интеллектуального и культурного уровня учащихся, углубления их мировосприятия и мировоззрения, повышения гибкости психического аппарата, что дает возможность достаточной стабилизации поведения в стрессовых ситуациях, расширения способности не только к формальнологическому, но и к образно-ассоциативному мышлению,
Все это говорит о том, что театр является средством и методом многоуровневого воспитания и образования личности.
Массовая культура и театральное искусство - две модели постижения реальности
Современная массовая культура есть феномен общественного сознания, базирующийся на потребности части населения в определенного рода культурных ценностях. Проблемам массовой культуры посвящают свои исследования социальные психологи, философы, культурологи, представители молодежных организаций и бизнеса. Мы отметим лишь те черты этого явления, которые непосредственно связаны с направлением настоящего рассуждения. Массовая культура охватывает, в основном, молодежную среду. Здесь она выглядит условием создания различных коммуникаций, в том числе и экономических. Унификация взглядов порождает единообразие потребностей и спроса, что влечет за собой определенную стабильность на потребительском рынке. Бизнес и массовая культура находятся в состоянии тесного взаимодействия.
Сейчас массовое сознание проходит этап «компьютеризации». Это выявляется в увеличении способности оперировать одновременно с несколькими объектами (предметами) мышления. Однако как следствие уменьшилась возможность качественного определения оперируемых предметов. Это нарушение повлекло за собой уменьшение способности к классификации различных ценностей. Подобная тенденция может привести к деградации личности, поскольку отсутствие четкой шкалы ценностей неизменно приводит к исчезновению цели и стимула деятельности человека.
Искусству, как уже было сказано выше, чужды проявления массового однообразия. Наоборот, участник творческого процесса ощущает многогранность мира, что способствует разностороннему развитию его личности. Театральное искусство обеспечивает процесс самовыражения личности, создает условие ее целостного и активного существования.
Искусство как причина коммуникаций
Театральное искусство представляется нам путем и средством многоуровневого общения. Оно объединяет людей посредством приобщения к культурным ценностям, заключенным в сценическом действии.
Многие уровни коммуникации были отмечены нами в таблице создания спектакля (драматург - пьеса - режиссер - театральный коллектив - спектакль - зритель. См. подробно табл, №1). Каждый из выявленных элементов может быть разложен на несколько элементарных видов коммуникаций, например, «зритель». Он пришел на спектакль, поскольку услышал о его успехе, в процессе спектакля зритель совместно с остальной публикой составляет новую модель общения и может передать свое впечатление будущим зрителям и т.д.
Иными словами, театр объединяет людей, помогает их информационным обменам, оказывает позитивное воздействие на условие их существования. Театральное искусство видится одним из выражений социальной природы человека.
Театральная действительность с точки зрения разнообразия мировоззренческих позиций и стереотипов поведения
Виртуальный мир спектакля есть многократное художественное отражение действительности, который часто носит индивидуальный (субъективный) характер (см. табл. №1). Погружение в него некоторого количества людей ведет за собой знакомство ихс новымиформами мировосприятия и миросозерцания. Кроме этого сценическое действие есть, в определенной мере, коррекция индивидуального сознания сознанием общественным. Причем, данный процесс касается всехреальных участников творческой коммуникации - и зрителя, и актера, и режиссера, драматурга, художника и т.д.
Мир, развиваясь, предлагает новые формы бытия, принятие которых требует уничтожения старых стереотипов и воздвижения новых.
Процесс развития мира и человека бесконечен, следовательно, последний должен быть готов к расширению своего сознания, включением в мировоззрение новых качеств, связей, отношений и моделей проведения. Современные театральные технологии призваны помочь в этом людям.
Список рекомендуемой литературы
1. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: руковод
ство по театральной и паратеатральной психологии. М., 1998.
2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: таланты и по
клонники / Пер. с англ. М., 2001.
Вопросы и задания
1. Опираясь на историю театрального искусства, обоснуйте причины
появления технологических подходов к созданию спектакля.
2. Поясните, почему за две с половиной тысячи лет существования театра так и не создано универсальной технологии производства сценического представления, гарантирующей успех зрителей. Возможно ли ее создание сейчас?
3. Расскажите о задачах и специфических функциях актерского тренинга.
4- Объясните назначение определенных разделов развивающего тренинга.
5. Исходя из предложенной схемы создания спектакля (ем. табл.1) укажите на технологические особенности этого процесса.
6. Подумайте: зачем нужны современному спектаклю оригинальные режиссерские приемы? В каких еще видах искусства применяются режиссерские технологии?
7. Перечислите основные формы режиссерской подачи информации в
спектакле («языки» режиссуры). Проанализируйте любой виденный
Вами спектакль с этой точки зрения.
8. Поразмышляйте: зачем зритель приходит в театр? Чем технологически отличаются контакты зрителя (посетителя) с театром, кино, телевидением, спортивными состязаниями, рестораном, сауной, рынком и т.д.?
9. Каковы, на Ваш взгляд, позитивные моменты влияния театрального
искусства на людей? Подумайте, возможно ли негативное влияние театрального искусства (или искусства вообще) на человека? Если «да»,
то при каких обстоятельствах?
10.Укажите отличительные черты технологий в сфере актерского мастерства, режиссуры и театральной педагогики. С применением каких технологических приемов, указанных выше, Вам приходилось сталкиваться в повседневной жизни (учеба, СМИ, общение и т.д.).