Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
Основным местом проведения досуга молодых людей традиционно считаются Дома, Дворцы культуры и Центры досуга. Молодежь же предпочитает собираться во дворах, в квартирах, на зеленых площадках, в подъездах домов по месту жительства. Взрослое население, в основной своей массе, выпадает из поля зрения культурно-досуговых учреждений и проводит свое свободное внутрисемейное время дома.
В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет вариативный характер. Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере, ликвидация многих клубных учреждений и изменение их деятельности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по интересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредственное влияние на выбор свободного времени подростков и молодежи, происходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Для того, чтобы удовлетворить запросы и интересы современного поколения, важно и нужно экспериментировать, но не по принуждению, а при условии всестороннего выявления интереса личности. Изменения, наблюдаемые во всех сферах общественной жизни, отражаются как на развитии художественной самодеятельности, так и на развитии любительства. Становится все более сложным как заниматься самим художественным творчеством, так и создавать среду его обитания, что вызывает возникновение новых проблем. Причин для этого множество:
- во-первых, информированность российского рынка, когда соотношение спроса и предложений не уравновешены;
- во-вторых, отсутствие опоры в виде теоретического опыта в организации досуговых форм, что порождает неуверенность в действиях руководителей клубных объединений;
- в-третьих, несущественная поддержка государством культурных учреждений (а иногда и вообще отсутствие ее).
Несмотря на все трудности в организации работы учреждений досуга, процесс демократизации общества усилил проявление инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к независимым и свободным видам досуга, являющимся основными в работе многих культурно-досуговых учреждений на современном этапе. Множество вариантов дискуссии о возможном перемещении клубных объединений в стены школьных учреждений, где существует довольно большое количество кружковых коллективов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возлагать на школу всю работу по организации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них, особенно в городах, страдают от нехватки помещений (занятия в две-три смены), да и школьная атмосфера не всегда располагает к свободному общению и вовлечению наибольшего количества детей и подростков в сферу любительского творчества.
В структуре социальных потребностей современного городского населения возросла тенденция к неформальному «дворовому общению». Неформальные группы существуют повсеместно, охватывая большинство подростков. Зачастую эти группы функционируют вне педагогического руководства и контроля, выпадая, таким образом, из сферы внешкольной работы.
Одним из путей решения этой проблемы явилась во всех регионах страны активизация деятельности подростковых клубов по месту жительства. К тому же с развитием подростковых клубов появилась возможность объединения усилий школы, семьи, государственных учреждений и общественных организаций для непрерывного воспитательного процесса. В книге «Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы» дается следующее определение: «Местожительство - социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, Досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни».
В некоторых регионах, городах России, контингент участия подрастающего поколения в клубах по месту жительства определяется малыми возрастными рамками - это до 15 лет. В городе Тамбове некоторые подростковые клубы посещает и молодежь до 30 лет. Там, где возрастной ценз больше, к услугам молодежи спортивные тренажеры, теннис, неформальное общение по интересам. Тем не менее, повсеместно в организации работы по месту жительства до сих пор существует ряд проблем. Среди них можно назвать следующие: устаревшая нормативно-правовая база не соответствующая новым реалиям; различные подходы к определению статуса подростково-молодежного клуба (клуб зачастую рассматривается как учреждение дополнительного образования; клуб как учреждение культуры, клуб как центр молодежного досуга по месту жительства); сориентированность многих клубов на кружково-секционную работу, отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов, недостаточная защищенность работников; слабое материально-техническое обеспечение. Эта позиция отражается многими теоретиками и практиками в области организации подростково-молодежного досуга.
В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня девиантности; активизации развивающего досуга несовершеннолетних, молодежи; формированию физической культуры и здорового образа жизни в молодежной среде.
Рассмотрим деятельность городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова. Основное содержание деятельности детских и молодежных объединений при подростковых клубах составляют программы, которые могут быть всероссийскими, областными, районными или индивидуальными, включающими в себя основную - «Взрослые и дети».
Таким образом, концепция развития городского Центра по работе с детьми и молодежью строится на реализации следующих программ:
1. Организация культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в рамках программы «Мир красотой спасется», которая направлена на духовно-нравственное развитие личности на основе познания культуры (концертные программы, театрализованные представления, викторины, конкурсы и другое).
2. Воспитание у детей и молодежи бережного отношения к природе, расширение познаний о природе родного края (программа «Экология и дети»).
3. Поддержка детей и молодежи в профессиональном самоопределении в процессе реализации программы «Сто дорог, одна моя».
4. Создание условий для освоения детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по ее возрождению и сохранению через изучение традиций родного края, календарно-обрядовых праздников, музыкальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразительного искусства (программа «Возрождение», «Изба ремесел»).
5. Создание условий для обогащения личности дошкольников и младших школьников жизненным опытом предшествующих поколений (программы: «Взрослые и дети», «Рост»).
6. Программа «Познай себя и узнаешь мир людей» направлена на формирование личности с продуктивным, творческим мышлением, на воспитание независимости в суждениях, умения дискутировать, влиять на людей и выбирать пути сотрудничества с ними на основе владения навыками культуры общения.
7. Формирование высокого уровня гражданственности, воспитание чувства хозяина своей судьбы, ответственности за принятие решений, установление контактов и вовлечение в деятельность клубов «трудных» подростков осуществляется в ходе реализации программы «Я для России», «Голиаф».
8. Формирование атмосферы, способствующей нормальной адаптации тех, чьи возможности здоровья ограничены, кто не защищен социально - главная задача программы «Милосердие и забота».
9. Создание условий для реализации военно-прикладных интересов детей и молодежи, их гуманного отношения к окружающему их миру, удовлетворение тяги подростков к приключениям, содействие более полному развитию физических, двигательных способностей в спорте, туризме, техническом творчестве, формирование навыков поведения в экстремальных ситуациях и пропаганда правил дорожного движения (программа «Алые паруса»).
В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, посещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, профилем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в различных видах искусства не только порождают у подростков и молодежи внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.
Работа подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Проведенные и планируемые исследования направлены на рассмотрение многих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы культуры. Это:
определение наиболее приоритетных видов художественного творчества;
исследование проблем бытования художественного творчества в подростково-молодежной среде;
выявление роли школьных и внешкольных учреждений в формировании творческих интересов подрастающего поколения: •
разработка рекомендаций по возрождению, сохранению и развитию любительского художественного творчества на региональном уровне и многое другое.
Анализ воспитательной деятельности любительских объединений в подростковых клубов города Тамбова показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными становятся такие формы творчества, которые способствуют воплощению идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реализации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции, музыкальные и игровые программы, а также многое другое.
Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений детского, молодежного движения, инвалидов и людей пожилого возраста. В результате заметно активизировалась работа во многих клубах и стал наиболее интересным досуг ребят.
Наибольшей популярностью пользуются традиционные формы любительских объединений и клубов по интересам, где впроцессе музыкально-педагогического воспитания формируются и развиваются индивидуальные исполнительские способности личности. Творческие, исполнительские способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, поэтому необходимо создавать такие социальные условия, которые способствуют их формированию. Среди главных и ключевых проблем подростков можно отметить организацию досуга и их поддержку в период взросления. Возникает необходимость формирования служб социально-психологической помощи подросткам и молодежи, а также возможность реализации региональных программ социально-психологической, культурно-образовательной реабилитации. А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий в учебном пособии «Социально-клубная работа с молодежью» пишут: «Нужен клуб профессионалов, нужны энтузиасты клубного дела - и, прежде всего, из числа менеджеров социальной сферы, не говоря уже о просто умных людях, способных брать на себя ответственность. В этой связи перспектива пропаганды идеологии социально-культурной работы, обработка механизмов ее внедрения и апробации - задача не только практическая, но и методологическая».
Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, питательный микроклимат познания и творчества. Масштабные акции, организуемые городским Центром по работе с детьми и молодежью (ныне Центр внешкольного образования) Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова, предлагают разнообразные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.
Педагог любительского объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для развития личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности или группы, наличие новизны в имеющихся формах деятельности и «животворящая струя» оригинальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.
В последнее время в г. Тамбове заметно повышается интерес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вовлечению «неорганизованных» любителей в коллективное времяпрепровождение и является возможностью передачи мастерства старшего поколения младшему.
Особым интересом, как среди детей, так и взрослого населения пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных массовых праздников можно назвать «Лесной карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через детское восприятие». Создание форума произошло по инициативе кафедры социально-культурной деятельности ТГУ им. Г.Р. Державина и организовано было впервые в 2000 году подростковыми клубами в виде большой творческой площадки. Она состояла из блоков: «Панорама увлечений», «Мастер-классы», «Дискуссионный клуб», «Детская тусовка - "Я + Ты"», шоу-программы «Однажды в городе» и многого другого.
Для стимулирования участия подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:
• обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художественных организациях;
• создании и реализации программ по организации неформального общения в подростковых и молодежных группах, при учете демографических данных, склонностей и интересов;
• создании условий для самостоятельного, индивидуального вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;
• осуществлении специфических условий развития каждого индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного творчества в сфере свободного времени;
• варьировании методов воспитания и увлечений в кружках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;
• привлечении местного населения в клубы по интересам и любительские объединения к живому действу гармонии, красоты и старины;
• организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья». «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».
А для этого необходимо научиться:
• работать с детьми на близкой психологической дистанции (контакт общения, внутреннее ощущение состояния каждой личности);
• организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью; привлекать в детское и молодежное любительское движение людей старшего возраста, занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства; отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края.
Таким образом, вышеперечисленные рекомендации направлены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что подростковые клубы по месту жительства - это почва для самовыражения, развития и выявления творческих способностей личности, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества. Это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи с привлечением взрослого населения в процесс воспитания, где при условии разнообразных видов деятельности происходит параллельная активизация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогического воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетителя и участника клуба.
Наше наблюдение за результатом активности и интереса населения в культурно-массовых акциях показало, что необходимо непосредственно в жилом массиве разворачивать сеть любительских объединений и клубов по интересам, так как не каждый имеет возможность посетить досуговые учреждения, находящиеся в отдалении от места жительства. Поэтому с удовольствием в досуговых акциях клубов по месту жительства принимают участие родители, жители микрорайона.
Список литературы
1.Лучанкин А.И., Сияцкий А.Л. Социально-клубная работа с молодежью; проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком, Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396с.
Дополнительный список литературы.
1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.
3. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика, 1995, №2.
4. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников.
5. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика, 1995, № 4.
6. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.
7. Дорогу осилит идущий ...Под ред. Соболевой Е.А. Армавир, 1996.
8. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.
9. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд.АПН СССР. 1989.
10. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс, 1995.
11. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д., 1993.
12. Отношения личности и вопросы воспитания. Отв. ред. Миттов Н.К. Тамбов, 1973.
13. Психология. Словарь. М., 1990.
14. Савитская Т. Ребенок в культуре XX века. Знание-сила, 1995, №4.
15. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности. Психологический журнал, 2002, № 4.
16. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.