Профессиональная задача в форме кейса «Проектирование диагностического инструментария для оценки уровня воспитанности личности»
Тип кейса: Информационный.
Характеристика доминирующей функции кейса: Разработать комплекс диагностических методик, позволяющих изучить особенности личностного развития воспитанников.
Ситуация: В начале учебного года завуч школы по воспитательной работе сообщил о том, что в целях улучшения качества воспитательной работы, в школе будет создаваться «Банк данных» об учениках. Классным руководителям было поручено организовать работу по составлению диагностической карты на каждого ученика в классе. Часть карты будет заполняться школьным психологом и учителями предметниками, часть – самим классным руководителем. Для получения объективной информации об ученике педагогам школы было поручено подобрать (разработать) специальные методы исследования личности и разработать на этой основе единый диагностический комплекс. Вы вошли в группу классных руководителей, разрабатывающих диагностический инструментарий для оценки особенностей личностного развития воспитанников.
Ключевое задание: Разработать диагностический инструментарий для изучения особенностей личностного развития воспитанников.
Задания, которые приведут к решению ситуации:
1. Познакомьтесь с диагностической картой ученика (документ 1).
2. Познакомьтесь с классификацией методов диагностики воспитанности личности (документ 2).
3. Познакомьтесь с краткой характеристикой методов диагностики воспитанности личности (документ 3).
4. Заполните диагностическую карту «Изучение особенностей личностного развития воспитанников» (документ 4).
5. Составьте «Сборник диагностических методик, позволяющих изучить особенности личностного развития воспитанников» (не менее 10 методик).
Материалы для решения ситуации:
1. Диагностическая карта.
2. Классификация методов диагностики воспитанности личности.
3. Краткая характеристика методов диагностики воспитанности личности.
4. Таблица «Методы изучения особенностей личностного развития воспитанников».
Документ 1
Диагностическая карта
Характеристика | Содержание | Исследователь | Методы диагностики воспитанности личности |
Общие сведения о воспитаннике | Ф.И.О., возраст, класс, социальная группа | Классный руководитель | |
Особенности семейного воспитания | Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку | Классный руководитель | |
Физическое развитие | Соответствие физического развития возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, вес и т.д.). Наличие хронических заболеваний. Утомляемость. | Классный руководитель и учитель физической культуры | |
Основные достижения личности | Основные учебные и внеучебные достижения личности | Классный руководитель | |
Особенности познавательной деятельности. | Внимание.Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Восприятие.Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность. Память.Быстрота, полнота, прочность запоминания. Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная). Индивидуальные особенности памяти. Особенности речи.Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи. Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря. Грамматический строй речи. Особенности письменной речи. Мышление. Особенности анализа, сравнения и синтеза. Особенности обобщения и конкретизации. Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое). Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Понимание главного в тексте. Способность делать самостоятельные выводы. | Школьный психолог | |
Особенности эмоционально-волевой сферы | Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек. Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма. Наличие дружеских и родственных чувств. Наличие патологических влечений. | Школьный психолог | |
Общеучебные умения и навыки | Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью. Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля. Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений. Самостоятельность в усвоении и применении знаний. | Классный руководитель и учителя-предметники | |
Особенности усвоения отдельных учебных предметов | Отношение к учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию. Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Самостоятельность. | Классный руководитель | |
Особенности личностного развития | - Направленность личности. - Ценностные ориентации, идеалы, устремления воспитанника. - Взгляды и убеждения личности воспитанника. - Особенности характера (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность – грубость, активность – пассивность, открытость – закрытость. доброжелательность – недоброжелательность, агрессивность и т.п.). - Интересы и увлечения. - Уровень притязаний и самооценка. - Социально значимые качества воспитанника (ответственность, толерантность, активность, целеустремленность, дисциплинированность, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, скромность, самостоятельность и др.). - Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. - Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. - Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. - Место и роль в коллективе | Классный руководитель |
Документ 2