Компоненты патриотической культуры личности
Компоненты патриотической культуры личности | Сущностные характеристики |
Патриотические знания | Система социокультурных, исторических, социально-политических знаний о своем Отечестве |
Патриотическое сознание | Результат ценностного отражения Отечества и восприятия традиций прошлого в сознании людей через призму их потребностей и интересов (И.А.Еремин) |
Патриотические чувства | Субъективное эмоциональное состояние, переживание своего отношения к Родине, выражающееся в чувствах: любви, верности, долга, ответственности, благодарности, гордости, уважения, привязанности и др. |
Патриотическое отношение | Установка личности, выражающая отношение к патриотическим ценностям |
Патриотические убеждения | Уверенность человека в правильности патриотических взглядов |
Патриотическая позиция | Избирательно-предпочтительное отношение к своему Отечеству, проявляющееся в социально- значимых действиях |
Потребность в патриотической деятельности в интересах Отечества | Мотивы и стимулы, побуждающие человека служить своей Родине |
Готовность к активной патриотической деятельности | Нацеленность личности к действию во благо своего Отечества, укреплению его могущества и независимости |
Патриотические качества личности | Сложившиеся в результате опыта патриотической деятельности свойства личности (патриотизм, ответственность, гуманизм, честь и др.) |
Патриотические ценности личности | Значимые для личности объекты окружающего мира (Родина, Отечество, Народ, Государство) |
Приложение 2.
Перечень оперативных задач, конкретизирующих тактическую задачу «воспитание патриотических чувств»
- воспитание чувства любви к своей Родине; чувства гордости за свою страну, за подвиги старших поколений;
- воспитание чувства ответственности за свой гражданский выбор, за распространение, сохранение и развитие национальной культуры, за высказывания по поводу политических институтов своей страны, государственного и конституционного строя;
- воспитание чувства долга перед Отечеством; чувства уверенности в необходимости служения Отечеству; чувства благодарности защитникам Отечества; чувства удовлетворенности своей патриотической деятельностью,
- воспитание чувства уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям, к Конституции Российской Федерации, к законам, нормам общественной и коллективной жизни, к символам Российской Федерации (Герба, Флага, Гимна), к другой российской символике и историческим святыням Отечества и др.
Документ 3
Компоненты культуры личности (по Б.Т. Лихачеву)
Направление воспитания | Компонент культуры | Определение |
Правовое воспитание | Правовая грамотность | Общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона |
Нравственно-правовое чувство | Глубокое уважение к закону как проявление воли народов. | |
Правосознание | Система правовых взглядов, чувств, ценностных ориентаций, представлений, убеждений о праве (Певцова Е.А.). Основа – правовые принципы, идеи. Главный объект – право, действующее в данном обществе (Г.А.Кузнецов) | |
Эстетическое воспитание | ||
Гражданское воспитание | ||
Нравственное воспитание | ||
Патриотическое воспитание | ||
Политическое воспитание | ||
Экономическое воспитание | ||
Экологическое воспитание | ||
Трудовое воспитание | ||
Физическое воспитание | ||
Культура быта и семейных отношений |
Документ 4.
Пример алгоритма проектирования процессуальных воспитательных задач по направлению воспитания «экологическое воспитание»
Стратегические задачи | Тактические задачи | Оперативные задачи |
1.Формирование экологической культуры школьников | 1.Формирование экологического мышления | 1.Продолжить работу, направленную на развитие способности прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. 2.Отработать умение анализировать причины возникновения экологических проблем |
2.Формирование экологически оправданного поведения | 1.Обратить внимание учащихся на необходимость экологически оправданных и целесообразных действий на отдыхе. 2.Сформировать представление школьников об экологически грамотной деятельности в природной среде. | |
4. | ||
5. |