Общеучебные и компенсаторные умения.
В процессе обучения французскому языку учащихся должны быть сформированы и развиты общеучебные и компенсаторные умения, являющиеся неотъемлемой частью содержания обучения.
Общеучебные умения помогают понять важности обучения, планировать учебный процесс, выделять основную и второстепенную информации, формулировать выводы, овладеть способами и приемами самостоятельного приобретения знаний из различных источников, оценивать и концентрироваться на достижениях, формировать у школьников способность работать в различных режимах, пользоваться техническими средствами обучения, уметь объективно оценивать себя и своих товарищей.
Компенсаторные умения - это умения, которые нацеливают учащихся на преодоление трудностей для продолжения общения; знание правил общения и умение использовать их на практике, вступать, поддерживать и завершать общение, выбирать тему для общения, стиль общения в зависимости от ситуации и своей роли в ней, использовать жесты и мимику, соответствующие ситуации общения. [7].
Учебник включает 8 тем, которые распределены на 102 академического часа.
Тема (3 часа в неделю) | Часы |
Вводный курс. Здравствуй, Франция! | |
Unité 1. Jacques Tardieu et sa famille. | |
Unité 2. La cloche sonne. | |
Unité 3. L’anniversaire de Suzanne. | |
Unité 4. Nous allons au magasin. | |
Unité 5. Mon petit chien. | |
Unité 6. En ville. | |
Unité 7. J’aime... Je n’aime pas... | |
Unité 8. Les grandes vacances, c’est magnifique! | |
Всего: |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения французскому языку в пятом классе ученик должен:
уметь:
- отвечать на вопрос, употребляя фразу «Je m'appelle...»;
- выражатьэмоциональнуюоценку: j'aime, moi aussi, je n'aime pas;
- извлекать нужную информацию из прослушанного текста;
- наизусть рассказывать стихотворения, рифмовки, считалки; описывать природу и природные явления; читать, писать слова и предложения;
- составлять несложные предложения с изученными лексическими единицами;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- составлять краткое монологическое высказывание;
- строить предложения;
- описать картинку;
- написать поздравление, записку;
- пользоваться словарём;
знать:
- буквы и буквосочетания французского алфавита;
- артикли французского языка;
- спряжение глаголов «avoir» и «être»;
- спряжение глаголов 1-ой группы в настоящем времени;
- предлоги «dans, sur, sous, près de, à, en, derrière»;
- названия французских детских печатных изданий;
- персонажи французских сказок;
- спряжение глагола «aller, vouloir, pouvoir, faire, venir, prendre» в настоящем времени;
- личные местоимения;
- имена прилагательные;
- мужской и женский род имён существительных;
- образование отрицательной формы глагола;
- порядковые числительные;
- притяжательные прилагательные.
По окончании 5 класса (первый год изучения второго иностранного языка) учащиеся должны владеть общеучебными навыками:
- различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;
- составлять моно и диалогические высказывания по образцу (объём до 10предложений);
- работать с текстом для чтения;
- списывать текст на иностранном языке, выписывать и вставлять в него слова;
- уметь пользоваться словарём.
Владеть социокультурными знаниями и умениями: учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевогоповеденческого этикета в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «В магазине», «День рождения», «Каникулы», «Времена года».
Использование французского языка как средства социокультурного развития на данном этапе включает знакомство с:
- фамилиями и именами выдающихся французов
- оригинальными или адаптированными материалами детских комиксов, сказок.[7].
Контроль уровня обученности
Ожидаемые образовательные результаты соответствуют планируемым предметным задачам, описанным в пояснительной записке данной программы.
Форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся проводится согласно уставу и локальному акту общеобразовательного учреждения.
Для контроля уровня обученности могут использоваться различные формы работ: письменные контрольные работы, устные монологические высказывания, рассказы по картинкам, ролевые игры по мини-ситуациям, работа с текстовой информацией и ее переработкой, лексико-грамматические тесты, аудирование, творческие задания.[7].
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК – Синяя птица («L’oiseau bleu») для 5 класса общеобразовательных учреждений, автор Э.М.Береговская:
- Учебник - Э.М.Береговская «L’oiseau bleu».
Настоящий учебник предназначен учащимся 5 класса общеобразовательных организаций. Он является основным компонентом УМК серии "Синяя птица", созданной при поддержке и участии французских специалистов.
В учебнике представлен самый широкий диапазон аутентичных текстов, среди которых основное место занимают отрывки из художественных произведений современных французских авторов, а также статьи из детской прессы, социологический опрос, анкета, интервью, странички из журнала мод для детей и из детского толкового словаря, рекламный текст, игра-викторина и др. На основе продуманной системы обучающих и развивающих упражнений, учащиеся овладевают различными стратегиями чтения: поисковым чтением, чтением с пониманием общего содержания, чтением с полным/детальным пониманием прочитанного.
- Рабочая тетрадь «Cahier d’activites».
Рабочая тетрадь является неотъемлемым компонентом УМК "Синяя птица" для 5 класса. Рабочая тетрадь включает: вводный курс, согласующийся с вводным курсом учебника; тренировочные упражнения по всем блокам учебника; грамматический справочник; французско-русский и русско-французский словари.
- Книгадляучителя «Livre du professeur».
Книга для учителя является неотъемлемой частью УМК. Издание содержит подробные поурочные разработки к каждому блоку учебника. В книге также представлены тематическое планирование уроков, фонетические и аудитивные упражнения, страноведческий комментарий, диктанты и описание наглядных пособий.
- Книгадлячтения «Livre de lecture».
Данное издание представляет собой книгу для чтения по французскому языку для 5 классов общеобразовательных учреждений.
- Аудиоприложение– CD MP3.
Аудиокурс является неотъемлемой частью учебно-методического комплекта "Французский язык. 5 класс" (Синяя птица) для общеобразовательных учреждений.
Аудиокурс включает тексты для чтения, упражнения, стихотворения и песни, записанные носителями языка и предназначенные для совершенствования аудирования как вида речевой деятельности.
Для реализации данной примерной программы используется дополнительная
литература:
- О.Т.Сухова Поурочные планы по учебнику Э.М. Береговской, Волгоград: Учитель, 2007
- Г.Ю. Настёнкова. Контрольные и прверочные работы по французскому языку к учебнику»Синяя птица»: 5-6классы, М.:Экзамен, 2003
- Г.М.Чернова Урок французского языка: секреты успеха: кн. для учителя,М.:Просвещение,2007.
Интернет – поддержка учебников и дополнительные материалы:
- http://www.prosv.ru/
- http://pedsovet.su/
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Федеральный государственный Образовательный стандарт общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. –М.: Просвещение, 2010.
- Книги для чтения на иностранном языке
- Пособия по страноведению Франции и франкоговорящих стран.
- Двуязычные словари
- «Теория и практика обучения французскому языку как второму иностранному»Е.Я.Григорьева. Министерство общего и профессионального образования. Москва,АПКиПРО,2003г
- Рабочие программы по французскому языку.5-9 классы. (базовый уровень)Н.А.Селиванова– М.: Просвещение, 2013.
- Книги для учителя (методические рекомендации к УМК)
Печатные пособия:
- Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала,содержащегося в стандартах для каждой ступени обучения
- Карты на иностранном языке
- Физическая карта Франции
- Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельныхдостопримечательностей стран изучаемого языка.
Экранно-звуковые пособия:
- Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка
- Видеофильмы, соответствующие тематике
Информационно-коммуникативные средства:
- Электронные учебники, практикумы и мультимедийные обучающие программы поиностранным языкам
- Компьютерные словари
- Игровые компьютерные программы (по изучаемым языкам)
Технические средства обучения:
- Мобильный компьютерный класс
- Аудио-центр (аудиомагнитофон)
- Телевизор
- Проектор
Учебно-практическое оборудование:
- Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений длякрепления постеров и таблиц
- Экспозиционный экран.
Разобрав рабочую программу, можем перейти непосредственно к структуре учебника. Учебник включает 8 тем, каждая из которых формирует на своем уровне определенные навыки. Задания в рабочей тетради по содержанию полностью соответствуют учебнику. Возьмем одну из предложенных тем - Unité 5. Mon petit chien (Мои домашние животные). Данный раздел по плану программы изучают 11 академических часов.
Содержание учебного материала: виды домашних животных; их возраст, питание, привычки; забота о них; фильмы о животных; отдых за городом.
В грамматический материал входят темы: оборот il y a; указательные прилагательные; модальные глаголы: pouvoir, vouloir; прошедшее время глаголов 1 группы (passé composé).
Формами контроля данного раздела являются: диалог-расспрос о домашних животных; аудирование; короткий рассказ о своих домашних животных.
Для формирования навыка говорения в пособии представлено большое количество упражнений. Развивая у детей диалогическую речь, обращаемся к данным упражнениям, которые обучают диалогу- расспросу и диалогу- побуждению к действию. [4].
Для достижения положительного результата навыка говорения, нужно разбавлять работу учеников заданиями из рабочей тетради: [3].
При формировании монологической речи помогут задания данного вида, с помощью которого ребенок выполняет устные задания с опорой на текст. [4].
При аудировании, владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание с последующим выполнением конкретных заданий. [4].
Для развития навыков чтения школьники учатся читать и понимать тексты с
различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения); спониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманиемсодержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующейинформации (просмотровое / поисковое чтение). [4].
Задание на чтение, представленное в рабочей тетради: [3].
Формируя навык письменной речи у ребенка, мы способствуем развитию одного из умений, как способность рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства. Для этого, в учебнике так же представлены упражнения. [4].
Для достижения адекватного произношения и различия на слух всех звуков французского языка и соблюдение правильного ударения в словах используют упражнения вида: [4].
В рабочей тетради для тренировки произношения звуков, слов представлено такое задание: [3].
Обогащать и расширять словарный запас по изучаемым темам помогают вот такие упражнения в картинках: [4].
Для пополнения словарного запаса по данному разделу, в рабочей тетради имеются очень полезные упражнения, которые стоит выполнить, наличие картинок заинтересовывает учеников и помогает лучше запомнить слова: [3].
Для усвоения грамматического материала обращаемся к упражнениям: [4].
В данном разделе частично формируются компенсаторные и учебно- познавательные умения. Ученики начинают пользоваться языковой и констектуальной догадкой при чтении, прогнозировать содержание текста по его началу; начинают использовать двуязычный словарь, отбирать нужную информацию.
Вывод
Иностранный язык, в том числе французский, входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Погружение во французский языкдолжно происходить постепенно, не перегружая мозг ребенка. В книге мы должны увидеть задания на нашем родном русском языке, так школьник точно поймет, что от него требуется, и свободно будет ощущать себя на занятии. Таким учебником является«L’oiseau bleu» («Синяя птица») Э. М. Береговской для 5 класса. В нем мы встречаем множество картинок, песенок, стихотворений, которые точно понравятся юному школьнику.
Для достижения максимального результата в формировании навыков, мы должны использовать максимальное количество представленных заданий.
Список использованной литературы
1. Григорьева Е. Я. Теория и практика обучения французскому языку как второму иностранному. Министерство общего и. профессионального образования. - М.: АПКиПРО, 2003.
2. Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Федеральный компонент государственного стандарта. - М.: Дрофа. 2009.
3. Береговская Э. М. Синяя птица, Французский язык, 5 класс. Рабочая тетрадь, 2012.
4. Береговская Э. Д. Французский язык, 5 класс, Синяя птица, 2011.
5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2010.
6. Селиванова Н. А. Рабочие программы по французскому языку.5-9 классы (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2013.
7. Рабочая программа по французскому языку к УМК «Синяя птица» 5 класса учителя французского языка высшей категории Дубыниной Ларисы Борисовны [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://ms45.edu.ru/docs/eduprogram/french_5.pdf
8. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
9. Wikipedia, Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org