Император Ираклий и потрясения византийской истории в VII веке
Император Ираклий и потрясения византийской истории в VII веке. Сразу вам скажу, что один из грандиознейших императоров Византии Ираклий правил долго, почти так же долго, как Юстиниан Великий. Время правления Ираклия — с 610 года по 646 год. Перед его правлением, естественно, произошли потрясения. Империя потеряла некоторые территории, и в самой империи воцарился узурпатор Фока. Он не был в полном смысле тираном, он был солдатским царем, но был жесток. И ромеи, византийцы его не понимали. Все ждали, когда найдется лидер. Вот и мы иногда ждем, когда найдется лидер, который прекратит неправедное правление.
Нашелся Ираклий. Ираклий был коренным ромеем, кажется с кавказской кровью, хотя точно ничего сказать нельзя. В 610 году он восстал против жестокого правления Фоки и имел успех. Его приняла и законно короновала церковь, приняла и вознесла на щите армия. В Византийской империи сохранялся замечательный, древний чин провозглашения войском императора, василевса, царя, когда солдаты ставили императора на щит, щит — на скрещенные копья и поднимали его над головами легионов. Этот чин освящен Вселенской Православной церковью. Он изложен применительно ко Христу в Херувимской песне: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Это — перенесение богослужебного действа на чин провозглашения царя войсками и именно войсками. Ираклий был признан синклитом, то есть высшими аристократами, что очень важно. Он явился восстановителем традиций. Ираклий был признан войском. Ираклий был признан константинопольским народом, то есть демократией Константинополя. Наконец, Ираклий был, несомненно, признан церковью и благословлен.
И тут же, так бывает, новоявившемуся царю досталось всё тяжкое наследие предшествующих эпох. Уже в 615 году персы, начавшие свою последнюю войну с Византией, захватили Константинополь. Уже в 617 году те же персы завоевали Египет. Имперские войска отступают. Вторая великая империя, тогда зороастрийская, империя Ирана отбирает территории, заметьте, для нас это очень важно, древние христианские земли. Правда, заметим при этом, что персы зороастрийцы были терпимы к христианам, но всё таки христианская земля сокращается. Только в 622 году Ираклий предпринимает первое наступление на персов. Но у персов находятся союзники — кочевники авары, которые основывают в регионе Каспия, в основном к западу от Каспия Аварский каганат. Кстати, заметьте, авары — это первые крупные поработители наших предков славян. В «Повести временных лет» они названы как «обры», которые «премучивали дулебов», одно из славянских племен. И преподобный Нестор Летописец приводит показательный рассказ о том, что когда авару (обру) следовало куда-то ехать, то он распрягал волов и впрягал в свою телегу дулебов.
Наступление Ираклия было успешным, но длительным. Только в 627 году он одержал крупнейшую победу на территории Ирана — битву при Ниневии, когда-то древней столицы Ассирии. В 629 году он заключил мир с персами и при это произошло еще нечто чрезвычайно важное. Западными ближайшими вассалами Ираклия становятся сербы и хорваты — славяне, переселившиеся из центральной Европы. С VII века начинается владычество сербов в Сербии, заметьте, не первых славян, а именно рода сербов, чья родня живет и до сих пор в Германии под названием «сорбов» или «сербов лужицких». Сербского государства в Сербии еще не было, то были окраинные малонаселенные земли империи, где жили верные Ираклию сербы. Вот с этого момента сербы — православные воины, с этого момента сербы — защитники православия. Заметьте, как давно — VII век. Задумайтесь о том, кого мы сейчас в сущности предаем.
У Ираклия все идет довольно успешно. Он одерживает свою величайшую победу над персидским, или иранским, что одно и то же, царем Хосровом. Хосров захватил, похитил подлинный Крест Господень в Иерусалиме. Ираклий его вернул, заставил вернуть величайшую христианскую святыню, и не только святыню, но орудие нашего спасения. Братья и сестры, вы задумывались, что только ко кресту помимо существ одушевленных мы обращаемся с молитвою. Есть и тропарь, и кондак, и молитва кресту. То есть, крест для нас тоже одушевлен. Ираклий стал, таким образом, величайшим христианским освободителем, пожалуй, за всю историю человека. Но он был и императором. У него был долг императора. Поэтому любой ценой он стремился восстановить единство империи, а христиане враждовали. Христиане сирийские, среди которых было много почитателей Нестория, были в обиде за осуждение несториан. Христиане египетские были также обижены за осуждение Деодора. Ираклий был христианин, несомненно, и надежный, крепкий император. И он пытался примирить основные группы христиан в пределах своей империи — монофизитов и православных, и пошел на неверный ход. Его, к сожаленью, в этом неверном ходе поддержал талантливый константинопольский патриарх Сергий. Они придумали примирение — «эктезис», примирение православных и монофизитов. Они придумали совершенно искусственную богословскую формулу, не имевшую за собой, заметьте, духовного опыта, что Спаситель имел, несомненно, две природы, но эти природы имели единую волю. Примирения не произошло. Вместо двух ересей явилась новая ересь — ересь монофелитства (единоволия, по-русски). Христиане монофилиты сохранялись только в Сирии и прекратили свое существование в XVIII веке. Плохо прекратили, хуже не бывает. Их присоединили к себе, к тому времени уже ставшие в сущности еретиками, римо-католики. Вот такая печальная судьба деятельности Ираклия на почве церковной. Ираклия всегда поминали великим христианским воителем. Если бы не его впадение в ересь, он, несомненно, был бы канонизован и сейчас причислялся бы к лику святых и православными, и римо-католиками. Его христианский подвиг был выше его церковной ошибки. Это очень поучительно. Мне неведомо и никому неведомо, какова посмертная судьба императора Ираклия. Думается, ему стыдно за то, что предпринял. Но осмелюсь предполагать, что люди не ошибаются, и Господь почтил Ираклия как освободителя подлинного Креста.