Почему нужно изучать историю и культуру христианской Римской империи
Интересный вопрос, братья и сестры, почему нам нужно с максимальным тщанием, с максимальным вниманием изучать и византийскую историю, и византийскую культуру, историю византийской культуры. Первый ответ, который напрашивается, — потому что мы из Константинополя приняли веру Христову, по крайней мере, в окончательном варианте, когда многие приняли, хотя на самом деле первые христиане на Руси были в апостольские времена, при святом апостоле Андрее Первозванном. Потому что научились каменному зодчеству, искусству церковной живописи, мозаике, фреске, иконе. Ну, книгописанию врядли научились, ибо грамотность на Руси была еще языческой. Сейчас в этом можно не сомневаться. Но всё-таки литературы-то языческой не было, и грамматический строй славянскому языку придали великие Солунские братья. Всё это, конечно, так, но это далеко не всё.
Ну, мало ли кто у кого учился. В конце концов все европейские народы, и мы в том числе учились у древних греков и древних римлян. Но всё-таки мы не придаем этому особенно большого значения. Ведь культура сменилась; античная ушла, а наша, новая существует уже около полторы тысячи лет. В чем же дело? Дело всё в том, что Ромейская империя или Византия есть страна одной с нами, общей культуры, культуры православной, культуры восточно-христианской. «Византия», как мы все ее называем, есть слово-то не византийское. Они себя так не называли, они называли себя «ромеями», то есть римлянами, но только по-гречески. И культура была грекоязычной. А наше совершенно неудовлетворительное школьное образование заставляет нас подробнейшим образом изучать Западную Европу вместо того, чтобы глубоко изучать Восточную Европу. Ну, представьте себе, разве французы изучают так подробно русскую культуру, русскую историю, и хотя бы не как французскую, а хотя бы как немецкую? Конечно, нет! В сто раз меньше. Потому что они с немцами, с англичанами, с итальянцами, с голландцами принадлежат западно-христианской культуре, а мы с греками, сербами, болгарами, грузинами, молдаванами принадлежим восточно-христианской культуре. И Запад, конечно, изучать надо, но не больше, чем мы изучаем исламскую культуру, тем более что западно-христианские народы теперь с нами на одной территории не живут, после того как историческую Россию под названием «Советский Союз» преступно расчленили и лишили нас русских земель, многих русских земель, российских земель. А мусульмане живут с нами по-прежнему и нам приличествует хорошо знать историю и культуру ислама. А вот даже не вполне православные восточные христиане — сирийцы, армяне, копты Египта, эфиопы — нам культурно свои. Мы с ними из одной культуры. Пора бы всем, начиная с начальной школы, понимать то, что понимают ученые и философы, что существуют великие культуры, они же цивилизации. Их немного. И наша культура есть восточно-христианская культура. Более того, Византия до середины XV века была ведущей страной восточно-христианской культуры, а с середины XV века ведущей страной стала Русь, наша с вами Россия.
То есть, мы им (византийцам, ромеям, римлянам) не только братья по культуре, мы их преемники как центральная страна, центральная нация и, кстати, заметьте, самая крупная, самая многочисленная поместная православная церковь. Мы их преемники по вынужденному положению первых, первенствующих, оберегающих церковь, оберегающих культуру, а это тяжелая ноша. Мы оберегали культуру даже в условиях советского режима, ибо русский человек будучи ученым, писателем, художником, мог даже полагать себя формально неверующим, но всё равно оставался восточно-христианским ученым, философом, писателем, потому что это сменить невозможно. Мы так рождаемся и воспитываемся, всё равно в наследии своей культуры.
Таким образом, изучать византийское наследие надо всем и постоянно, начиная с возраста детского сада, а если возможно, с ясельного возраста. Мы все с вами должны не только слушать радиостанции «Радонеж» или еще что-нибудь хорошее. Мы должны внедрять в свое сознание и в сознание окружающих, тех же нянечек, тех же воспитателей детских садов, тех же учителей начальной и средней школы, не говоря уже о высшей, что это наша культура, что мы восточные христиане, что мы все должны знать всё, что возможно, про Византию, про ее историю, про ее искусство, про ее наследие. Нам в этом всегда мешали. Задумайтесь, насколько мешали. В школьных курсах истории средних веков от силы пару уроков отводили на изучение всего византийского. Я очень хорошо помню. Это было примерно четверть века тому назад в Москве. Школьная учительница пришла в класс и заявила следующее. Конечно, я не назову ее имени. Может быть, ее уже нет в живых, а может быть, она уже давно добрая христианка. Это дух эпохи, дух советского времени. Она пришла в класс и сказала: «Дальше у нас по программе Византия. Там одни попы и монахи. Очень скучно, мы этим заниматься не будем». Там не одни попы и монахи. И про попов и монахов, кстати, тоже далеко не всегда скучно. Но это навязывалось нам со школьной скамьи.
Замечательный пример. Наверное, многие из тех, кто сейчас меня слышат, помнят, а кто-то имеет на полке знаменитое, самое грандиозное в мире издание «Библиотека Всемирной Литературы», 200 томов, толстых томов. Повторяю, такого нигде не было, ни в одной Америке. И тираж был большой, трехсоттысячный. В библиотеках они и сейчас повсюду есть. И читать их можно, они хорошо подготовлены. Так вот, на двести толстенных томов не нашлось ни одной страницы на тысячелетнюю византийскую литературу! Для сравнения, только западное средневековье занимает в «Библиотеке Всемирной Литературы» шесть томов, а мусульманское средневековье — даже семь томов! То есть, нас с вами обкрадывали, а ежели учесть, что и в Советском Союзе православных по рождению было три четверти населения, одних великороссов, которых мы сдуру именуем «русскими», хотя на самом деле русские — это не только великороссы, но и украинцы, и белорусы. Одних великороссов 50 процентов населения. То есть, на наши с вами денежки, как теперь принято говорить, «на деньги налогоплательщиков» издавали кого угодно, но не наших.
Поэтому, как это ни трудно, как это ни сложно, я рекомендую вам при любой возможности не пропускать мимо рук любую книгу по византийской истории, византийскому богословию, византийской литературе, византийскому искусству. Возьмите карандаш и бумажку. Есть несколько прекрасных историй Византии, лучшая из которых — «История Византийской империи» Федора Успенского в трех томах, величайшего русского византиниста, скончавшегося в 1926 году. Первое полное издание закончилось 4 года тому назад, совсем недавно. Не плох малый конспективный томик, перевод с французского — Шарль Диль, название то же, «История Византийской империи». Фактически это конспект Византийской истории, небольшая двухсотстраничная книжечка. Наш вузовский учебник «История Византии» Курбатова послабее. Автор в этом не виноват. Это наш крупнейший византинист, но его сдерживали советские условия. Зато «История Византии» Курбатова содержит огромную библиографию. Если вам нужно найти издание византийских памятников или учебников, пособий, исследований, то посмотрите в учебнике Курбатова. Трехтомная «История Византии» без автора, потому что там коллектив авторов, вышедшая в начале 1960-ых годов, значительно хуже «Истории Византийской империи» Успенского, но и она годится, если под рукой ничего нет. Просто коллективный труд, да еще и советский всегда хуже, чем творение одного русского профессора. Однако именно в трехтомной «Истории Византии» есть изумительные приложения, особенно, огромные хронологические таблицы по византийской истории. Поэтому и ею рекомендую пользоваться. Существует довольно много монографий, написанных такими крупнейшими византинистами нашей позднейшей истории как Удальцова, Литаврин, Каждан, Курбатов. В частности, «Ранневизантийские портреты» Курбатова. Несколько портретов крупнейших деятелей византийской культуры, византийской государственности IV-VI веков, в частности огромная развернутая биография святителя Иоанна Златоуста и огромный развернутый очерк, посвященный святому императору Юстиниану Великому. Были и популярные книжки популярной серии издательства «Наука». Поищите, не пылятся ли они у вас на полках. И такое с брошюрами бывает. Например, Литаврин, «Как жили византийцы». Каждан, «Книга и писатель в Византии». Византийскому искусству и византийской культуре в целом тоже посвящены многие книги, в том числе и прекрасный трехтомник «Культура Византии». Первый том вышел еще в середине 1980-ых годов, кажется, в 1985 году, а последний третий том «Поздневизантийский период» — в 1991 году. У них был нормальный еще тираж, довольно большой. Здесь то, что книги составлял коллектив авторов, не так страшно. Это ведь не история, а это культура. Поэтому специалист по истории права писал раздел о праве в ранний или средний период Византии, специалист по философии — соответствующий раздел, по архитектуре — свой специалист, по прикладному искусству — свой и т.д. Рекомендую всем пользоваться этим трехтомником, а особенно преподавателям. Византийского искусства маловато у нас издавали. Лучшая работа по истории архитектуры — Комич, Алексей Ильич, «Древнерусское зодчество» (полное название длиннее). Половина книги посвящена византийским корням древнерусского зодчества. Есть и совершенно изумительный альбом. Он выходил два раза, в конце 1960-ых и в конце 1970-ых годов. Это «Византийское искусство в собраниях СССР». Прежде всего в собраниях Эрмитажа, но также и в других собраниях, в частности в музеях Московского кремля. У нас великолепные византийские альбомы. Альбомы всё равно надо смотреть, потому что книги с миниатюрами вы можете увидеть только на большой выставке.
И, наконец, самое главное — надо читать самих византийцев. Нам почти не давали издавать византийское наследие. И тем не менее, оно было. В серии «Литературные памятники» выходили и византийская сатира, и византийская художественная проза, отдельно роман Никиты Евгениана «Повесть о Дросилле и Харикле» — любовный роман XI века, написанный православным византийским автором. И великая эпическая поэма IX века «Дигениc Акрит» — эпическое сказание о витязе пограничнике, в чем-то родственное нашим былинам богатырского цикла. Был даже такой прекрасный памятник, он дважды издавался, его можно найти. Назывался он «Византийские легенды». Вы не смейтесь, но это жития святых. Просто нельзя было в 1970 году выпустить под другим названием. Поэтому повесили такое, и то получили по шапке за то, что жития переводили. А переводы Поляковой, между прочим, превосходны. За последнее время переиздали много творений византийских историков. В той же серии «Литературные памятники» была «Хроника Феофана». А за последние годы переиздали и Прокопия Кесарийского, и Агафия Миренейского, и Феофилакта Симокатту, редкостного автора VII века, от которого мало что осталось. Более раннее лучше сохранилось. Были и другие переиздания. «Хроника Вриенния» недавно вышла. Посматривайте везде. Ищите повсюду византийцев. Теперь, слава богу, есть и много церковных изданий. А это ведь тоже в значительной степени литература византийская. Например, желательные, а я думаю, обязательные для любого христианина наши ранние патерики, из которых вырастает половина европейской литературы, и на Западе, и у нас. «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха. «Лавсаик» епископа Палладия. «Жизнь пустынных отцов» пресвитера Руфина. Это первые патерики, первые краткие сказания о великих пустынниках, об их суждениях, их подвигах. Входя в эту литературу, обращаешься тоже к классике. Возьмем поздневизантийский период. У нас теперь есть, например, превосходный перевод ученейшего филолога Архимандрита Амвросия Погодина «Омилии святителя Григория Паламы» в трех томах. «Омилии» значит «беседы», «проповеди». Это XIV век. И его же великолепная работа «Святитель Марк Эфесский и Флорентийская уния» с текстами самого святителя Марка. То есть, всё-таки, хоть и маленькими тиражами, самое обидное, что в том числе и святоотеческие, но выходят православные труды. И читаем мало, и покупаем мало. Но они есть. То есть, мы можем составить себе очень приличное византийское самообразование. Послушайте меня, поверьте. Это необходимо не только историкам. Это необходимо всем. Мы должны восстанавливать нашу православную восточно-христианскую образованность. И да поможет нам бог!