Проблема личности в зарубежных психологических теориях
Психика и личность человека настолько многогранна и сложна, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих психологических теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней личности человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности психики человека. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну психологическую теорию и отвергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать личность человека максимально полно и всесторонне, комплексно, необходимо знать и учитывать все существующие психологические теории и подходы, необходимо рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности человека необходимо учитывать биологическую природу (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную сферы психики, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой сферы, сущность личности, ее центр, «самость».
Психоанализ, фрейдизм
Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция фрейдизмом по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление — психоанализ (к психоаналитическим теориям относятся и теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).
Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.
Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью» включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческой психики - бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.
На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жизни). «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических, врожденных инстинктивных влечений (агрессивных и сексуальных). «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Психоаналитическая концепция развития Фрейда отмечает, что всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Эта внутренняя психическая инстанция — «ОНО» — является наследственным фактором развития, а влияние внешней среды, общества обуславливают возникновение сознания и «СВЕРХ-Я».
По мнению Фрейда
Уровень «Я» — (ЭГО) — сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
«Я» — ЭГО ответственно за принятие решений, стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО». ЭГО в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т. е. ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, принимает решения.
Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я», у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.
«СВЕРХ-Я», или СУПЕРЭГО, содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил СУПЕРЭГО на две подсистемы: совесть и ЭГО-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что долг: ен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. СУПЕРЭГО считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Таким образом, «СВЕРХ-Я» или СУПЕР-ЭГО, содержит морально-этические нормы, которым следует человек и которые формировались в результате жизни человека в обществе, в процессе родительского воспитания и социализации ребенка.
«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в дру. гие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человек! будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска,
С помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания ребенка, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с себя на других людей (проекция) — так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества. Организация защитного процесса — это важная и необходимая составная часть развития «Я». Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением — оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов — необходимые компоненты социализации ребенка, что открывает путь для новых механизмов социализации (таких как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества. Человек — противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между его бессознательными сексуальным*! желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего человек сам не знает, как он поступит в следующий момент и почему он совершит тот или иной поступок. Человек находится в значительной степени в конфликте с обществом, которое постоянно ограничивает те или иные его желания.
Таким образом, личность, по Фрейду, - это целостная структура соотношения «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». Но личность не является статическим образованием, ее развитие представлено сменяющими друг друга фазами психосексуального развития, смена которых биологически обусловлена, но их протекание и влияние на развитие личности ребенка зависит от особенностей родительского воспитания и социальной среды.
Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным развитием ребенка. Особенности протекания психосексуальных стадий развития ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная стадии) обуславливают ход жизненной судьбы, тип характера и личности, разновидность нарушений психики взрослого человека. Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.
Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.
По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т. п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, и если произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности — ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, или ораль-ко-еадиетическая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. При фиксации на оральной стадии формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие через рот — привычки курения, алкогольной выпивки, гурманства, словесной агрессивности, орального секса и т. п. Уже на оральной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказыва-
ет влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая: «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость,пунктуальность, методичность, невозможность переносить беспорядок и неопределенность.
Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета — это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.
Наконец, примерно в возрасте 4 лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и -агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5—7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется «СВЕРХ-Я» как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, в случае неполной семьи либо в случае холодности, отчужденности матери мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса, в результате чего в дальнейшей его взрослой жизни могут проявляться некоторые психологические трудности (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не может создать собственную семью, встретить свою любовь) или даже отклонения (синдром Дон Жуана, склонность к гомосексуализму, склонность к инцесту).
В случае
Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу, Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу к идентифицируются с матерью.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что они настоящие мужчины, через завоевание женщин по типу Дон Жуана (фаллически-нарциссический характер). У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Фаллическая фиксация способна обуславливать формирование истерического типа личности и характера.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полевого интереса, психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «ОНО*, энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, освоение различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семенного окружения. В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, рисовании и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обуславливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успехов любой ценой, к карьеризму, к формированию характера «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья ипр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый пласт жизни. Фиксация на латентной стадии способна обуславливать и формирование шизоидного характера.
С наступлением периода полового созревания начинается генитальныи периодсексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений «ОНО», возврат эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности, к предпочтительному выбору и общению с лицами своего пола.
При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости, главными параметрами которой являются:
в способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей; в стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии психологической зрелости достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы застревают, фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неснособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т.е. переживания раннего детства играют, критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботливости со стороны родителей, когда родители не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического типа личности и специфических отклонений.
Семья, по Фрейду, выступает как модель общества. В семье складываются межиндивидуальные отношения (ребенок - мать, ребенок — отец, ребенок — другой ребенок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпочтение того или иного начальника, образа жизни - все это задается первоначальными семейными отношениями и переживаниями. В социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях.
Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют модель того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом: мать для ребенка выступает, с одной стороны, как источник всех позитивных эмоций для него, как объект любви, а с другой стороны, мать ограничивает определенные желания ребенка и поэтому может вызывать и враждебные чувства к себе; аналогично и к обществу человек относится амбивалентно: и лояльно, и враждебно.
Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером, с властью. Люди в трудных ситуациях нуждаются в лидере, как в детстве нуждались в отце, который может и защитить, и руководить, указать, что делать, и наказать. Если в детстве у ребенка преобладали внешне открытые или внутренние конфликтные отношения с родителями, то и во взрослой жизни, такой человек будет часто склонен к конфликтным взаимоотношениям с окружающими людьми.
Фрейд полагал, что инстинкт жизни (ЭРОС) и энергия либидо побуждают людей не только к половой любви, но и к любви к родителям, к людям, к сотрудничеству и объединению с людьми, к единству человечества. В случае ослабления либидознои структуры, и как следствие потери эмоциональной привязанности, возникает такое явление, как паника. Но инстинкт смерти (Танатос) порождает агрессивность людей, враждебность между людьми, между группами, народами, в силу этого конфликты и войны неизбежны. Поэтому взаимоотношения между людьми вклк 1ают как элементы сотрудничества, объединения, так и враждебности, агрессивности, но важно не допустить перевеса инстинкта агрессивности, ибо это угрожает существованию человечества.
Все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бессознательным инстинктивным силам, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктам. Поведение человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам и силам, сути которых человек никогда не может полностью узнать.
Социально-психологические взгляды Фрейда наиболее полно сформулированы в таких его работах, как «Тотем и табу», «Групповая психология и анализ ЭГО», «Цивилизация и ее болезни».
Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества.
Психоанализ по мере своего развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:
1) эго психология Э. Эриксона;
2) социокультурная теория В'. Хорни;
3) индивидуальная психология А. Адлера;
4) теория Э. Фромма;
5) аналитическая психология К. Юнга.