Перечень вопросов для собеседования для оценки уровня сформированности компетенции ПК-6 на этапе «Владения»

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
  Русская литература в контексте искусства и культуры
1. Литература и культура Древней Руси: система жанров в искусстве и литературе. - Литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума», его идейно-художественное своеобразие. -Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве». -Демократическая сатира и смеховая литература. «Калязинская челобитная», «Повесть о Фоме и Ереме», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке».
2. Литература и культура 18 в. - Демократизация литературы в 60-70-е годы 18 века. Развитие журналистики. Журнальная деятельность Н.И. Новикова. -Развитие прозаических жанров. Романы Ф. Эмина. Предпосылки сентиментальной прозы («Письма Эрнеста и Доравры»). Темы, герои сказок М. Чулкова. -Развитие драматургии. Политическая трагедия в творчестве Я.Б. Княжнина.
3. Романтизм в русской литературе, искусстве, культуре. Поэзия пушкинской эпохи. -Литературное творчество В.А. Жуковского и эстетика романтизма. -Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза в культурологических контекстах эпохи. Альманах «Полярная звезда». Гражданская лирика К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера. Баллады П.А.Катенина. - Поэты пушкинского круга.
4. Творчество А.С. Пушкина в контексте искусства и культуры. -Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития.
5. Литературный процесс 1850-1875-х гг. XIX века в контексте развития искусства и культуры. Концепция «чистого искусства», ее европейские и русские культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины. Вопрос о принадлежности к поэтам «чистого искусства» Ф.И. Тютчева, А.. Толстого.
6. А.Н. Островский и русский театр. Творчество А.Н. Островского. Происхождение А.Н. Островского, связь писателя с купеческо-мещанской культурой Замоскворечья. Первые драматические опыты. Своеобразие поэтики драмы Островского: этнографизм, повествовательность, самоценность диалога и «речевое действие», элементы проповеднического дидактизма, «романный» психологизм, колоритность и народность языка.
7. Творчество Ф.М. Достоевского и его влияние на мировую культуру и художественное сознание. «Реализм в высшем смысле» - основное творческое открытие Достоевского. Основные черты поэтики (полифонизм, динамизм, особенности организации образов-персонажей, значение образов автора и повествователя, исповедальный пафос, своеобразие художественного времени-пространства, поэтика пограничных ситуаций, минуты, мгновения в произведениях и др.). Значение творчества Достоевского для русской и мировой культуры, литературоведение о его творчестве.
8. Н.С. Лесков и тенденции развития русской культуры. Мастерство Лескова-художника. Излюбленные приемы повествования, жанровое новаторство. Лесковский «сказ», «ложная этическая оценка» (определение Д.С. Лихачева). Анекдот и автобиографическое начало в поэтике Лескова. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. Обостренный интерес писателя к изобразительному искусству.
9. Л.Н. Толстой в контекстах мировой философии и культуры. Итоги духовных и творческих исканий Толстого. Переход на новые мировоззренческие и религиозные позиции. основной характер творчества писателя в 1880-1890-е годы. Особенности религиозно-этической и эстетической позиции Толстого, участие в общественной жизни. Мастерство Толстого-публициста, публицистические, философские, эстетические, религиозно-этические статьи, трактаты, книги писателя («В чем моя вера?», «О жизни», «Что такое искусство?», «Исповедь» и др.). «Народные рассказы». Феномен появления жанра в творчестве писателя. темы, источники сюжетов, фольклорные и древнерусские эстетические принципы в переосмыслении Толстого. Основные достижения Толстого-художника. Всемирное значение толстого как художника и мыслителя, влияние произведений писателя на последующее развитие русской и мировой литературы. Литературоведение о творчестве писателя.
10. Творчество А.П. Чехова и мировая художественная культура. Проблема жанрового своеобразия чеховских пьес, «Чайка» и «Вишневый сад» как лирические комедии. Традиционное и нетрадиционное в поэтике чеховской драмы. Звуковые и шумовые эффекты. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета. «Бессобытийность» пьес Чехова, «подводное течение» в них, своеобразие монологов и диалогов, прием «разговора глухих». Драматургия Чехова в контексте западноевропейской драмы его времени. Мировое литературоведение о творчестве Чехова.
11. Литература и культура рубежа XIX-XX вв. - Поэзия Осипа Мандельштама. Сборник «Камень». Поэтика акмеизма. Темы, мотивы, образы. Эволюция творчества. Критика. - Велемир Хлебников и мифология слова. -Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции (1910 – 1930 годы). Культурно-исторические предпосылки возникновения «второй» русской культуры в конце XIX - начале XX века. «Русские сезоны» С.П. Дягилева, их значение для имплантации русской культуры в мировую. Роль русской диаспоры в европейских контактах национальной культуры и в политической борьбе. Религиозные альтернативы русского зарубежья. Инверсионный характер взаимоотношений культур метрополии и диаспоры.
12. Основные тенденции в русской литературе второй половины ХХ в. -Основные темы и художественное своеобразие творчества Ф. Искандера, В. Рыбакова, Л. Петрушевской, В. Пелевина, А. Слаповского, П. Алешковского, Т. Толстой, Л. Улицкой, В. Нарбиковой, Н. Садур

Вопросы к зачету (Итоговый контроль)





Формулировка вопросов предполагает оценку уровня сформированности компетенций ОК-1, ОПК-4, ПК-6 на этапах «Знания», «Умения», «Владения»

  1. Специфические черты устного народного поэтического творчества. Взаимосвязь фольклора и литературы.
  2. Эпические жанры русского фольклора. Сказка и былины: тематика, художественный строй, классификация. Исторические судьбы жанров.
  3. Лирические жанры русского фольклора (песни, причитания, частушки) и их современное состояние.
  4. Летописание в Древней Руси. «Повесть временных лет»: история создания, тематика, формы повествования, приемы изображения человека.
  5. Идейное и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве», авторская позиция в произведении. Дискуссионные вопросы изучения «Слова».
  6. Бытовые и сатирические повести XVII века, отражение в них новых подходов к изображению мира и человека.
  7. Становление и развитие житийного жанра в древнерусской литературе. «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное. Художественный мир произведения.
  8. Творчество М.В. Ломоносова. Значение теоретических трудов М.В. Ломоносова для развития литературы и русского литературного языка. Идейно-художественное своеобразие од М.В. Ломоносова.
  9. Русская жизнь XVIII в. в поэзии Г.Р. Державина. Обновление художественных принципов русской поэзии в творчестве Г.Р. Державина.
  10. Творчество Д.И. Фонвизина. Комедия «Недоросль»: авторская позиция, характеры, конфликты, своеобразие художественного метода и стиля.
  11. Страна, общество, народ в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Образ путешественника; отечественная история и мысли о будущем в «Путешествии».
  12. Творческий путь Н.М. Карамзина – поэта, прозаика, историка, литературного критика. Н.М. Карамзин и русский сентиментализм. Повесть «Бедная Лиза».
  13. Творческие принципы и философская, гражданственная, нравственная тематика русского романтизма первой трети XIX века. Роль и место В.А. Жуковского в русской литературе этой эпохи.
  14. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Споры о сути конфликта пьесы в отечественном литературоведении и критике. Особенности жанра, языка, стиля комедии. И.А. Гончаров о произведении.
  15. Развитие лирики А.С. Пушкина; ее тематика, жанровое разнообразие, способы выражения авторской позиции. Поэмы в творчестве А.С. Пушкина: своеобразие осмысления романтической традиции в «Руслане и Людмиле» и «Цыганах»; нравственное и философское содержание «Медного всадника» и «Полтавы».
  16. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни» и «свободный роман»; его художественная система и проблематика; своеобразие жанра, композиции, стиля. В.Г. Белинский о произведении.
  17. А.С. Пушкин – прозаик и драматург. Роман «Капитанская дочка»: основные проблемы и их художественное воплощение в произведении. Русская история, власть и народ в трагедии «Борис Годунов».
  18. Основные мотивы стихотворений и поэм М.Ю. Лермонтова. Своеобразие метода и стиля. Философская проблематика в произведениях Лермонтова. В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова.
  19. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как социально-психологический и философский роман. В.Г. Белинский о романе М.Ю. Лермонтова и месте Печорина в ряду «лишних людей».
  20. Творческий путь Н.В. Гоголя. Основные прозаические циклы писателя: состав, герои, проблематика. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор».
  21. Поиск «живых» начал бытия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Авторский взгляд на прошлое, настоящее и будущее России. Своеобразие жанра «Мертвых душ». В.Г. Белинский и К.С. Аксаков о произведении.
  22. Вопросы теории и истории литературы в сочинениях В.Г. Белинского; эволюция эстетических взглядов критика.
  23. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Философское, психологическое, гражданственное содержание лирики, ее художественное новаторство.
  24. Лирика А.А. Фета и ее место в русской поэзии. Основные черты художественного стиля Фета; эстетическая программа поэта в контексте литературной полемики середины XIX в.
  25. Основные этапы развития лирики Н.А. Некрасова. Картины бед России и выражение народных надежд в его стихотворениях и поэмах. Широта охвата русской жизни, народного трудового и духовного опыта в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  26. Творческий путь И.С. Тургенева. Проблематика и художественное своеобразие рассказов и повестей писателя («Ася», «Вешние воды», «Фауст» и др. – по выбору студента). Народные характеры и изображение противоречий русской жизни в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
  27. Отражение и осмысление общественной жизни России 40-60-х гг. XIX в. в романах И.С. Тургенева. Основные конфликты и лица в романе «Отцы и дети». Литературная критика XIX в. о романах И.С. Тургенева.
  28. Художественное своеобразие драм А.Н. Островского. Социально-психологические и нравственные отношения, характеры и типы в драматургии А.Н. Островского. Русская провинциальная жизнь и народные характеры в пьесе «Гроза». «Гроза» в оценках Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева.
  29. Творческий путь И.А. Гончарова. Роман «Обломов»: лица, проблематика, система конфликтов. Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о романе «Обломов».

30. Творчество Н.С. Лескова. Своеобразие художественного стиля и языка писателя. Народные типы и характеры в рассказах и повестях Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Левша», «Несмертельный Голован», «Однодум», «Кадетский монастырь», «Скоморох Памфалон» – по выбору студента).

31. Н.Г. Чернышевский – общественный деятель, критик, романист. Основные положения его эстетической теории. Новые люди в романе «Что делать?»; историческая и утопическая мысль в романе.

  1. Творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Характеры и конфликты основных произведений. Своеобразие художественной манеры писателя. («Сказки», «Господа Головлевы», «История одного города» – по выбору студента).
  2. Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Общественная, нравственная, философская мысль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Система образов романа.
  3. Творчество Ф.М. Достоевского 1860-1870-х гг. Своеобразие его метода и стиля (на примере романов «Идиот» или «Братья Карамазовы» – по выбору студента).
  4. Основные этапы жизни и творчества Л.Н. Толстого. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: замысел и его осуществление; народ и история; философская и нравственная мысль в романе.
  5. Духовные и творческие искания Л.Н. Толстого в романах «Анна Каренина» и «Воскресение» (по выбору студента).
  6. Основные этапы творческого пути А.П. Чехова. Тематика, образы, особенности художественного мира прозы писателя. Проблемы жанра и стиля.
  7. А.П. Чехов – драматург. Новаторский характер его пьес; их место в истории русского театра. Лица, конфликты, авторский взгляд на время и человека в пьесе «Вишневый сад».
  8. Романтические и реалистические произведения М. Горького 90-х – 900-х годов. Тематика, композиция, персонажи. Повесть «Фома Гордеев». История русского купечества. Основной конфликт, главный герой.
  9. Драматургия М. Горького 900-х годов: («На дне», «Мещане» и др.); 30-х годов: («Егор Булычов», «Васса Железнова» и др. – по выбору студента). Двуплановость конфликтов.
  10. Основные черты критического реализма А.И. Куприна («Молох», «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет» и др. – по выбору студента). Связь между характерами и обстоятельствами, способы художественного обобщения.
  11. Жизнь России в повестях И.А. Бунина «Деревня», «Суходол». Эмигрантский период творчества: роман «Жизнь Арсеньева». Художественное осмысление проблем жизни, любви, смерти; философия времени. «Темные аллеи». Концепция любви; разнообразие женских типов. Особенности чтения, восприятия и изучения эпических произведений И.А.Бунина в школе.
  12. Нравственно-философские искания Л.Н. Андреева в прозе и драматургии («Жизнь Василия Фивейского», «Тьма», «Иуда Искариот», «Жизнь человека», «Анатэма»).
  13. Символизм, акмеизм, футуризм как литературные течения начала ХХ века. Основные представители символизма, акмеизма и футуризма (Д.С.Мережковский, В.И. Иванов, А. Белый, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, И.Северянин, Вел. Хлебников и др. – по выбору студента).
  14. Дооктябрьская поэзия А.А. Блока. Темы «страшного мира», Родины, революции и любви в поэзии А.А. Блока. Послереволюционное творчество А.А. Блока. Поэма «Двенадцать»: жанр, композиция, основные мотивы и образы поэмы. Изучение лирики А.Блока в школе.
  15. Дооктябрьская поэзия В.В. Маяковского. Основные темы и мотивы. («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник»). Послеоктябрьское творчество В.В.Маяковского: основные тенденции и их художественное выражение. Тема поэта и поэзии в поэме «Во весь голос».
  16. Лирика С.А. Есенина, ее основные мотивы и образная система. Поэма «Пугачев». Особенности изображения крестьянского бунта; система «корабельных образов». Поэма «Анна Снегина». Жанр, композиция, основные образы.
  17. Человек и Мир в прозе А.П. Платонова 20-х – 30-х годов. Диалог утопии и антиутопии. («Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар» «Чевенгур», «Котлован» – характеристика одного произведения по выбору студента).
  18. Творчество М.М. Зощенко. Эволюция типов повествования в рассказах 20-х годов. Своеобразие отражения истории и новый читатель в «Голубой книге».
  19. Проза и драматургия М.А.Булгакова. Проблематика, своеобразие поэтики (анализ 2-х произведений разных жанров – по выбору студента).
  20. Творческий путь Л.М. Леонова. Романы «Барсуки», «Соть», «Русский лес»: проблематика, конфликты, герои. Повесть «Evgenia Ivanovna». Взгляд на человека, революцию, историю. Анализ одного из произведений по выбору студента.
  21. Эпическое изображение народной жизни и революционных событий в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов как трагический герой. Роман «Поднятая целина». Взгляд писателя на коллективизацию.
  22. Война и мир в поэмах А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью – даль». Проблематика, лирический герой, сквозные образы. Тема памяти в поэмах.
  23. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака; образы России, революции, войны в его поэзии. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака: события, личность, история в романе.
  24. Творческий путь О.Э. Мандельштама («Камень», «Tristia», «Воронежские тетради»). Единство и разноликость мира в его лирике; отношение поэта к Слову.
  25. Творческий путь М.И. Цветаевой. Основные мотивы ее лирики, образная система (анализ 1 – 2 лирических произведений по выбору студента). «Поэма Горы», «Поэма Конца»; коллизии, герои, особенности поэтики. Изучение биографии писателя в школе.
  26. Основные этапы лирики А.А. Ахматовой. Лирические циклы «Вечер», «Четки», «Белая стая»: тематика, мотивы, лирический герой (анализ лирических произведений по выбору студента). Библейское начало в поэме А. Ахматовой «Реквием».
  27. Эпическая тенденция в прозе 60-90-х гг. ХХ века (произведения В. Астафьева, Ф.А.Абрамова, В.Г. Распутина, В.И. Белова, В.М. Шукшина, Е.И. Носова, Б.А. Можаева - по выбору студента).
  28. Место А.И. Солженицына в современной русской литературе («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» – характеристика произведений по выбору студента).
  29. События и люди Великой Отечественной войны в прозе 60-80-х гг. ХХ в. (произведения В. Некрасова, Г.Я. Бакланова, В.Л. Кондратьева, К.Д. Воробьева, В.В. Быкова, В.С. Гроссмана – по выбору студента).
  30. Основные направления и перспективы развития русской поэзии последних десятилетий ХХ века (Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, А.А. Тарковский, И.А. Бродский, Б.А. Ахмадуллина и др. – по выбору студента).
  31. Основные направления развития прозы 1980-1990-х годов ХХ века. Реалистическая тенденция (В.П. Астафьев, Ч.Т. Айтматов, В.В. Быков, А.Варламов, и др. – по выбору студента). Постмодернизм в современной прозе (А.Г. Битов, Вен. В. Ерофеев, Саша Соколов, Т.Н. Толстая, Вик. В. Ерофеев, В.О. Пелевин, Л.С. Петрушевская – по выбору студента).

Наши рекомендации