Перечень вопросов для собеседования для оценки уровня сформированности компетенции ОПК-4 на этапе «Владения»

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
  Русская литература в контексте искусства и культуры
1. Литература и культура Древней Руси: система жанров в искусстве и литературе. -Агиография. Жития Бориса и Глеба. Абстрагированность в житиях. -»Слово о полку Игореве». История открытия, авторство. Споры вокруг памятника, своеобразие поэтики. - Повести о нашествии монголо-татар на Русь - «Хождение Афанасия Никитина за три моря»,своеобразие памятника. - «Повесть о Петре и Февронии» литература XVI века. Публицистика XVI века Переписка Ивана грозного с Курбским. - Литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума», его идейно-художественное своеобразие.  
2. Литература и культура 18 в. -А.П. Сумароков. Одическое творчество Сумарокова. Отношение к ломоносовской реформе стихосложения и ломоносовскому творчеству. «Эпистола о стихотворстве» как программа русского классицизма. Трагедийное творчество А.П. Сумарокова. «Хорев» - конфликт, характеры, идейное содержание. «Гамлет» как пример обращения к наследию Шекспира. «Димитрий Самозванец»: своеобразие творческой манеры, комедийное творчество Сумарокова. Тресотиниус «Рогоносец по воображению». Басни, эпиграммы, сатиры.  
3. Романтизм в русской литературе, искусстве, культуре. Поэзия пушкинской эпохи. Характеристика романтизма как литературного направления. Особенности русского романтизма и традиции. Путь субъективного познания действительности. Элегический романтизм.
4. Творчество А.С. Пушкина в контексте искусства и культуры. -История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского.
5. Литературный процесс 1850-1875-х гг. XIX века в контексте развития искусства и культуры. Формирование «эстетической критики» А.В. Дружинина, В.П. Боткина и П.В. Анненкова. Спор Дружинина с литературной программой Белинского и его последователей. Идеал нравственной правды, психологической глубины и художественного изящества литературного произведения в критических статьях Анненкова. Творчество И.С. Тургенева и Л.Н. толстого как писателей пушкинской (не гоголевской) линии.
6. Творчество А.А. Фета в контексте идеологических и эстетических дискуссий середины 19 века. Творчество А.А. Фета. Дуализм личности и судьбы. Фет как поэт и помещик-прагматик. Основные темы лирики поэта. Понятие суггестивной лирики. Импрессионистический характер поэзии Фета. Образы европейского искусства и античности в поэзии Фета. Антологическая лирика. Фет как поэт-новатор. Влияние философии А.Шопенгауэра на творчество и мировоззрение Фета. Критика о его поэзии.
7. Творчество Ф.М. Достоевского и его влияние на мировую культуру и художественное сознание. «Бесы» как роман-хроника, политический роман-памфлет, философский роман. «Нечаевщина» и творческая история произведения. Общая антинигилистическая направленность романа. Христианско-нравственная авторская позиция Достоевского. Продолжение темы исторических судеб России и Запада. «Подросток» и традиции «романа воспитания» в нем. Роль замысла «Жития великого грешника» («Атеизм») в творчестве Достоевского последнего десятилетия.
8. Н.С. Лесков и тенденции развития русской культуры. Лесков в 1870-1890-е годы. Эволюция мировоззрения, характер творчества. Лесков и Толстой. Разрыв с журналами «Русский вестник», «Гражданин». Правдоискатели и народные праведники в изображении Лескова. Проблема положительного героя в творчестве писателя. «Очарованные» души и художники. Талант и творческое начало в народной жизни в изображении Лескова («Очарованный странник», «Однодум», «Несмертельный голован», «Человек на часах», «Запечатленный ангел». «Левша», «Тупейный художник», «Чертовы куклы». «Островитяне» и др.).  
9. Л.Н. Толстой в контекстах мировой философии и культуры. Мастерство Толстого-романиста. Психологизм и его характер. Роль вставных литературных форм. Искусство внутреннего монолога, художественная деталь. портрет, пейзаж. Принцип контрастного чередования картин войны и мира. 1870-е годы как кризисные в мировоззрении и творчестве Толстого. Основные направления духовных, творческих исканий. «Анна Каренина», замысел романа и его реализация, особенности жанра, социальное, философское, психологическое в произведении, смысл и назначение эпиграфа. Отражение в романе толстовского понимания пореформенного состояния общества. Художественное своеобразие романа.  
10. Творчество А.П. Чехова и мировая художественная культура. Драматургия Чехова и мировой театр. Водевили Чехова. Драматическое новаторство пьесы «Иванов». Новаторство Чехова-драматурга, понятие «новой драмы». «Чайка», оппозиция жизнь-искусство в пьесе и тема столкновения поколений в ней, история постановки пьесы. Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе «Дядя Ваня». «Три сестры», оппозиция смысла и бессмыслицы существования как основной философский конфликт пьесы, тема будущего, элементы поэтики «абсурда». Идейно-художественное своеобразие комедии «Вишневый сад».  
11. Литература и культура рубежа XIX-XX вв. - Проза Бунина: традиционное и новаторское. Философское многообразие новеллистики Бунина. Темы, образы, поэтика. Авторское отношение к изображаемому. Эволюция творчества писателя. -Александр Куприн. «Эротологическая трилогия» писателя. «Поединок» как новаторское реалистическое произведение о русской армии. -Творчество Николая Гумилева и мировая культура. Основные сборники. Романтические тенденции. Поэтика акмеизма.
12. Основные тенденции в русской литературе второй половины ХХ в. Основные темы и художественное своеобразие творчества В. Распутина, В.П. Астафьева, А.И. Солженицына, Ю. Бондарева, В. Пьецуха, Ч. Айтматова, В. Маканина, С. Залыгина, Г. Бакланова, В. Аксенова, А. Битова, А. Варламова, Д. Гранина, С. Довлатова, А. Кима, В. Крупина, В. Белова, В. Личутина, -Условно-метафорическая проза. Социальная и философская ветви. Типы условности. Сказка, миф, фантасмагория. Антиутопия и ее виды. Философские вопросы в условно-метафорической прозе.




Наши рекомендации