Коррекционно-развивающая работа с родителями (семьей)

Часто источником отклонений в развитии и поведении ребенка является неблагоприятная для ребенка ситуация в семье, причем в большинстве случаев возникновение подобной ситуации связано с неумением (реже – нежеланием) родителей (или других значимых для ребенка лиц) выстраивать гармоничные детско-родительские отношения. В данном случае необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с семьей в качестве группового клиента, как с целью разрешения конкретных проблем ребенка, так и с целью предотвращения похожих проблем в будущем.

Единственно правильной функцией педагога / психолога в работе с семьей является поддержка родителей и детей, помощь им. Родителям неважно, насколько вы умны и как владеете специальной терминологией. Им важнее знать и чувствовать, что их проблемы вам небезразличны, что вы готовы им по­мочь.

Спомощьюгрупповой работы могут быть исправлены следующие причины искажения детско-родительских отношений:

· педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

· ригидные (жесткие, неизменные) стереотипы воспитания;

· личностные проблемы и особенности родителя, вно­симые в общение с ребенком;

· влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Групповая работа с семьей проводится в двух вариантах:

1) работа с семьей как группой, в которую включены, кроме ребенка, значимые для него лица, отношения с которыми подлежат гармонизации;

2) работа с группой родителей, которые имеют сходные проблемы в выстраивании гармоничных детско-родительских отношений.Параллельная работа с группой детей позволяет увеличить эффек­тивность занятий родительской группы.

Обычногруппа родителей состоит из 10 - 15 человек (участвуют оба или один родитель). Занятия проводятся один раз в неделю в течение четырех часов. Весь курс составляет примерно 10 занятий.

Как Вы думаете, при каких условиях целесообразен тот или иной вариант групповой работы с семьей?

Цельгрупповой работы ограничена родительс­кой темой. Задачи личностного развития членов группыне ставятся. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними, а личные проблемы участни­ков группы – только в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

По стилю проведения коррекционно-развивающей работы группы структурирова­ны, т.е. темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие. Таким образом, они занимают более авторитарное и лидирующее положение.

Примерные темыкоррекционно-развивающей работы с родителями (проводят педагоги или психологи, может быть совместный вариант проведения):

· Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.

· Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоциро­вать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей?

· Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания — в обучении или общении?Каковы нравственные основы родительства?

· Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок может мешать нам жить? Оптимальная дистанция в общении с детьми.

· Наши конфликты с детьми (включается элемент проиг­рывания ролей).

· Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.

· Эмоциональные «счета» ребенку.

· Как мы наказываем детей? Как наказывать детей? Роль ярлыков.

· На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в обще­нии.

· Какими нас видят наши дети? Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующего животного».

· Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».

Продолжите список.

Основнойметодгармонизации детско-родительских от­ношений —социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг –практика психологического воздействия, в основе которой лежат методы активного социального обучения (Е.В. Руденский).

Он связан с проигры­ванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы и помогаетпедагогу-психологу настроить родителей на самоизменение и изменение взаимоотношений с ребенком.

В образовательных учреждениях при работе с родителями обычно реализуются такая разновидность тренинга как тренинг педагогического общения.

Цель тренинга педагогического общения –расширение ком­петентности родителя в сфере общения с ребенком через обогащение:

знаний (получение информации о продуктивном общении),

эмоциональной сферы (регуляция эмоций, развитие эмпатии),

поведения (расширение репертуара способов поведения в различных ситуациях общения).

Тренинг – «тренировка», «упражнение», его результатами являются:

· знания, умения и навыки эффективного общения;

· новые личностные качества (эмпатийность, ответственность, направленность на коллектив);

· творческая направленность личности (родители при общении с ребенком находятся в постоянной ситуации выбора, им приходится нестереотипно решать проблемные ситуации);

· рефлексивные навыки (осмысление собственного поведения и личности в целом, что является основой самопознания).

Основные черты тренинга, проводимого в образовательном учреждении:

· Наличие группы людей, объединенных общей целью. Максимальное число участников в группе — 25 человек, оптимальное количество — 7-9 человек (микрогруппа).

· Особая пространственная организация общения (люди собраны вместе в замкнутом пространствес достаточной звуковой изоля­цией, расположены по кругу лицом друг к другу).

· В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности, технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.

· В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура.

· Максимальное использование активных методов обучения: групповой дискуссии, ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, проективного рисования….

Наши рекомендации