III. Техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний»
«Ты-высказывания» представляют собой речевые высказывания, начинающиеся со слова «Ты», а «Я-высказывания» - со слова «Я».
«Ты-высказывания» используются в ситуации активного слушания и представляют собой максимально точное и глубокое, развернутоеописание чувств ребенка. Они также позволяют отразить и объективировать в речи чувства и переживания ребенка, обеспечивают более высокийуровень их осознания, а значит, открывают возможность сделать первыйшаг на пути овладения чувствами и произвольного управления ими. Вербальное отражение эмоциональных переживаний ребенка взрослым обеспечивает эмпатию, позволяет адекватно сориентироваться в проблемной ситуации, принять ответственность за ее решение иосуществить правильный выбор.
«Я-высказывания» используются родителем в ситуации конфликта иконфронтации, столкновения интересов ребенка и родителя. Нередко поведение ребенка вызывает у родителя негативные эмоциональные реакции,ощущение психологического дискомфорта и неприязни, это затрудняет эмпатическое принятие ребенка, создает угрозу фальши и неискренности вдетско-родительских отношениях. «Я-высказывания» позволяют родителю искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношениюк поведению ребенка в форме, необходимой, чтобы сохранить отношенияуважения, эмпатии и принятия, вместе с тем побуждая ребенка изменитьсвое поведение с учетом интересов родителя.
«Я-высказывания» представляют собой точное и аккуратноевыражение родителем своих чувств в отношении поведению ребенка, онине содержат приказаний, советов и команд, т.е. готовых решений вопроса овыходе из конфликтной ситуации, оставляя его открытым, не таят опасности низведения и унижения личности ребенка, поскольку лишены оценочных суждений и предоставляют ребенку право принять на себя ответственность за разрешение конфликтной ситуации.
Структура «Я-высказывания» включает четыре компонента.
Первый:точное и корректное описание чувств и эмоций, которые испытывает родитель в отношении поведения ребенка (Я огорчен, Я расстроен, Мне не нравится, Я не люблю). Важно отразить в Я-высказывании первичныечувства, т.е. те, что возникают сразу же в момент конфронтации или конфликта с ребенком, и быть предельно искренним в их описании. Не нужнозабывать о том, что для ребенка особую значимость имеют невербальныекомпоненты коммуникативного акта. Дети, особенно младшие, чрезвычайно чувствительны к интонации, мимике, позе, жестам. Поэтому рассогласование между вербальными сообщениями, выражающими не истинные, а нарочито демонстрируемые родителем чувства, и невербальным сообщениемоб истинном эмоциональном состоянии взрослого, безошибочно декодируемым ребенком, приводит к нарушению сложившихся отношений доверияи взаимопонимания, рождает у ребенка неуверенность и тревожность.
Второй компонент представляет собой точную характеристику поведения ребенка или ситуации, вызывающей описанные выше чувства родителя. Обычно второй компонент высказывания начинается со слова «когда».Лучше, если описание поведения ребенка дается по возможности в безличной форме, поскольку использование местоимения «ты» может создать уребенка впечатление, будто только его поведение раздражает родителя, ивызвать чувство обиды, переживание отвержения.
Третий компонент включает описание причин возникновения негативной реакции родителя. Как правило, конкретизации их предшествует оборот «потому что». Основная опасность формулирования третьего компонента Я-высказывания кроется в соскальзывании родителя наосуждение поведения и личности ребенка.
Четвертый компонент представляет собой описание возможных последствий поведения ребенка в случае, если оно будет продолжено. Здесьнельзя переходить к прямым угрозам в адрес ребенка, предупреждениям овмешательстве взрослого в его поведение.
Итак, полная структура Я-высказывания включает четыре компонента: описание чувств и эмоций родителя; характеристику поведения ребенка или ситуации, вызывающей этичувства; описание причин возникновения аффективной реакции; указаниевозможных результатов и следствий продолжения поведения ребенка.
Поскольку третий и четвертый компонент Я-высказываний, как указывалось выше, таят в себе угрозу перехода к неэффективной коммуникации, в ряде случаев оказывается целесообразно ограничиться лишь первыми двумя компонентами (например, при недостаточной коммуникативнойкомпетентности родителей или когда партнерами по коммуникации оказываются дети младшего дошкольного возраста, которые еще не могут разобраться в причинно-следственной связи компонентов высказывания).
Проблема в использовании Я-высказываний в детско-родительскихотношениях состоит в том, что дети часто их игнорируют. Тогда приходится их повторять. Нередко дети возвращают Я-высказывание взрослому,сообщая о своих желаниях и интересах (Я хочу...) и настаивая на них.
В этих случаях родителю уместно перейти к развернутому формулированию запретов и ограничений, если они еще не нарушены, либо использовать технику разрешения конфликтных ситуаций.
Ошибки общения с ребенком
Высказывания с целью воздействия на поведение ребенка.
1. Приказание, распоряжение, команда.Содержат прямую оценку того,что и как должен делать ребенок; не допускают возможности совместногообсуждения проблемы и поиска решений (Не делай..., Садись за уроки!, Убери!).
2. Угроза, предупреждение, предостережение ребенка о возможных негативных для него последствиях невыполнения приказания и командывзрослого. «Если ты поступишь так-то (нежелательное действие), то тебе за это будет (угроза)…»
Оба эти вида высказываний в скрытой форме показывают ребенкуотсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым егокак личности, недоверие к его компетентности и способности самому принять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенкастрах, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей. Негативное аффективное переживание может привести к возникновению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению кродителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой ивластью.. Любая угроза или предостережение вопреки формально запретительно-ограничительному характеру как бы приглашает ребенка исследовать еесерьезность и реальность ее осуществления, т.е. провоцируют ребенка нарушить запрет.
3. Проповедь, нотации, морализирование —высказывания, апеллирующие к власти высших авторитетов. Здесь аргументами подчинения нормами правилам, диктуемым родителями, являются мораль, нравственность, закон, долг, совесть, чувство вины и стыда. Такие высказывания также содержат описание требуемого поведения и непременно включают в свою структуру слова, выражающие долженствование: должен, обязан, надо,которые приводят к некритическому усвоению завышенных требований к себе и в конечном счете к невротизации, тревожности и личностным расстройствам в зрелом возрасте. Использование конструкции «Ты не должен делать так» подчеркивает некомпетентность и порочность ребенка, актуализирует у него чувство вины и стыда.
4. Советы и разъяснения содержат подробное описание родителем того,что и как нужно делать ребенку. Данная форма формы взаимодействия между ребенком и взрослым необходима, но систематическое ее применениепри ограничении самостоятельности ребенка приведет к формированию зависимостиребенка от взрослого, его неспособности проявлять инициативу.
5. Наставления, логическая аргументация, поучения. Высказывания, помимо описания образца желаемого поведения, содержат аргументацию, почему нужно делать именнотак, а не иначе. Взрослый выступает в роли носителя мудрости и жизненного опыта, а ребенку отводится роль некомпетентного исполнителя, неспособного к самостоятельным поступкам и решениям. Систематическое использование подобного вида высказываний формирует у ребенка чувство личностной неадекватности и неполноценности
Высказывания, направленные на оценку личности ребенка
6. Негативная оценка, осуждение, порицание, приговор. Высказываниясодержат прямую негативную оценку личности ребенка и его действий, указывают на несоответствие качеств личности, уровня достижений и поступков ребенка социальным ожиданиям и требованиям. Подобные высказывания формируют неадекватно низкую либо искаженную самооценку. Следствием систематическойуничижительной критики родителем ребенка может стать противоположный эффект: вместо исправления ребенок, обнаруживает все те отрицательные черты характера и качества личности, с которыми родители вели непримиримую борьбу.
7. Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань. Наиболее резкая и грубая форма прямой оценки личности. Оказывает разрушительное воздействие на развитие Я-концепции ребенка, формирует чувства отверженности, незащищенности, комплекса неполноценности, оборонительно-агрессивную позицию по отношению к миру. Систематическое использованиеродителями подобной формы высказываний должно быть квалифицировано как форма насилия и агрессии. Подобное обращение требуетнемедленных мер защиты психологической безопасности ребенка.
8. Похвала.При неверном применении может стать причиной негативных эффектов в развитии. Похвала, далекая от реальности либо просто не соответствующая образу Я ребенка, т.е.представлению ребенка о себе и своих качествах, может быть воспринятаим как насмешка и издевательство, или поставить под сомнение искренность родителей и понимание ими его чувств и переживаний, или будетвоспринята как попытка взрослых манипулировать им. Наконец, избытокпохвалы делает ребенка зависимым от социального одобрения, подкрепляет внутреннюю его неуверенность в себе и увеличивает тревожность. Захваливание формирует у ребенка неадекватное представление о своих способностях и возможностях, стимулирует развитие истероидно-демонстративных черт.
Высказывания, ставящие целью интерпретацию поведения ребенка
9. Интерпретация, постановка диагноза - претендует на интерпретацию мотивов, чувств и переживаний ребенка,определяющих его поведение, содержит в себе оценку мотивов и чувств ребенка. Речевая их конструкция имеет вид: Я знаю почему..., Ты ведешь себя так, потому что.... Подобные высказывания вызывают у ребенка переживание угрозы личностной безопасности, формируют чувство превосходствавзрослого и зависимости от него.
10. Вопросы, расследование, допрос. Закрытые вопросы, т.е. вопросы, требующие односложного ответа (нет или да), порождают ощущение зависимости и беспомощности перед взрослым.
Уход от коммуникации
11. Утешение, успокаивание. Вид речевых высказываний, направленных наустранение эмоционального дискомфорта, переживаемого ребенком, засчет отрицания значимости событий, его вызвавших, обесцениваниячувств ребенка: «Из-за этого события не стоит расстраиваться (плакать, огорчаться, переживать»…
Эффектом таких высказываний может стать переживание ребенком эмоционального отвержения взрослым его и его чувств, возрастание тревожности.
12. Отвлечение внимания, уход. Речевые высказывания, содержащие
предложение уйти от рассмотрения проблемы, волнующей ребенка (Не стоит об этом говорить, Это ерунда).При этом ожидание ребенком сочувствия и поддержкисменяются чувством отверженности и потерей взаимопонимания. В дальнейшем опыт такого переживания приводит к отказу от контактов с родителем для разрешения трудных и конфликтных ситуаций.