Нормативные и ненормативные семейные кризисы
Тема 2. Детско-родительские отношения как основная категория при работе с родителями
План.
1. Основные параметры детско-родительских взаимоотношений.
2. Типы семейного воспитания.
3. Обучение технике «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Родительское отношение включает в себя: субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный (люблю-не люблю), когнитивный (знаю-не знаю) и поведенческий (поступаю) компоненты.
Понятие родительская позиция используется как синоним родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями.
Используется также понятие тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
Степень вовлеченности родителя и ребенка
в детско-родительские отношения
означает степень соучастия и совместности деятельности — от полного слияния до полного отделения, дистанцированности и изоляции. Показателем родительской вовлеченности — заинтересованности может служить время и интенсивность совместной с ребенком деятельности. Высокая вовлеченность родителя означает активное его участие в жизни ребенка, низкая — уход и избегание контактов, стремление отгородиться от проблем ребенка.
Удовлетворение потребностей ребенка,
забота и внимание к нему родителя
Адекватное удовлетворение потребностей ребенка предполагает гармоничность баланса удовлетворения как витальных, так и высших (духовных, социальных, познавательных) потребностей ребенка, обеспечивающую возможности для его оптимального личностного и умственного развития.
Вариантами отклонений здесь являются потворствование (гиперпротекция), игнорирование потребностей ребенка (гипопротекция) и дисгармоничность в их удовлетворении.
Потворствование выражается в стремлении родителей к максимальному некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка по принципу «желание ребенка — закон».
Игнорирование потребностей ребенка предполагает систематическую депривацию более или менее широкого их круга. Наиболее уязвимыми при этом оказываются, как правило, высшие потребности — в сотрудничестве и совместной деятельности с родителями, в эмоциональном и познавательном общении.
Дисгармоничность удовлетворения потребностей ребенка предполагает игнорирование одних и некритичное, чрезмерное удовлетворение других. Например, при чрезмерной интенсивности познавательных форм активности ребенок может испытывать депривацию потребности в эмоциональном контакте, любви и ласке родителей. Наоборот, заласканный и избалованный домашними ребенок, не знающий отказа ни в чем, что касается еды, лакомств, малейшее желание которого немедленно угадывается родителями, буквально задыхается в затхлой атмосфере невежества, где нет места духовным интересам и познавательным видам активности.
5. социальный контроль:
требования и запреты; способ контроля; поощрения и подкрепления
Ребенок наряду с родителем является активным субъектом воспитательного процесса и детско-родительское взаимодействие приобретает диалогический характер, однако для обеспечения свободы каждого человека необходима дисциплина, определенные ограничения, ответственность за их исполнение.
Социальный контроль является важнейшим. компонентом процесса
воспитания в семье и, как система родительской дисциплины, включает:
• систему требований и запретов;
• способ контроля исполнения требований и запретов;
• систему санкций (наказаний и поощрений);
• родительский мониторинг.
Требования и запреты
Необходимо различать декларируемые и реальные ценности и цели воспитания.
Родителями декларируются, как правило, социально одобряемые, гуманистические ценности воспитания, но реальные его ценности и цели зачастую оказываются весьма далекими от них.
Например, в семье могут насаждаться ценности традиций, авторитета, необходимости их сохранения как жизненного императива; труда как закона, самоограничения и самопреодоления или ценности потребительского общества, формирующие отношение к труду, работе как средству получения материальных благ и привилегий, лишенному для личности самостоятельнойценности.
Важны не декларируемые, а реально принятые в семье жизненные ценности, определяющие конкретную систему требований, предъявляемых в процессе воспитания к ребенку.
Следует также иметь в виду противоречие, которое должен разрешить каждый родитель: многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своем ребенке — творчество, смелость, самоуважение, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, — в повседневной жизни и общении с ним могут быть не удобны родителю, поскольку удобен послушный, исполнительный ребенок, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый.
Функции требований и запретов
1. Способствуют пониманию ребенком реальных, а не декларируемых целей воспитания.
2. В них представлены образцы и правила социально желательного поведения и деятельности ребенка.
3. Создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами. Необходимость, соблюдения ограничений и запретов обеспечивает развитие саморегуляции и самодисциплины.
4. Позволяют структурировать и организовать среду, обеспечивая безопасное, т.е. прогнозируемое и поддающееся разумному контролю со стороны ребенка, пространство жизнедеятельности (ситуация неопределенности, непредсказуемости становятся причиной, порождающей тревожность и негативные эмоциональные переживания (Н. Симонов).
Требования конкретизируют позитивные ожидания, предъявляемые к ребенку, т.е. описание того поведения и тех результатов и достижений, которые хочет видеть родитель.
Запреты определяют негативные ожидания, т.е. формы поведения и личностные качества ребенка, которые родитель хотел бы избежать.
Формулирование ожиданий в виде требований является более продуктивным. Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, образец для подражания, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимости, пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотивации избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений.
Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка былосведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых избежать невозможно.
Основные необходимые запреты касаются:
•здоровья ребенка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребенка);
• физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека);
• сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (на деструктивные разрушающие действия в отношении природной и культурной среды).
Количество и содержание требований должно соотноситься с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, а также с воспитательными ценностями родителя. В зависимости от соответствия требований возрастно-психологических индивидуально-личностным особенностям ребенка можно говорить об их чрезмерности — сверхтребовательности родителя к ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном случае речь идет о недостаточности требований — вседозволенности или попустительстве в отношении воспитания ребенка.
Правила предъявления требований и запретов
1) запреты должны носить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности двойного стандарта и двойной морали.
2) запреты должны предъявляться в безличной форме. Следует избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих достоинство ребенка, проявлений неуважения к его личности.
3) запреты должны быть предъявлены в словесной форме, ясной и понятной для ребенка. Аргументация в пользу необходимости соблюдения запретов должна указывать на последствия и результаты поступков ребенка, нарушающих запреты и правила, для других людей. Обсуждение последствий нарушения запретов должно быть на языке, понятном ребенку.
4) предъявление запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать нарушение запретов и невыполнение требований, не дожидаясь момента, когда запреты будут нарушены, а требования не выполнены.
Сотрудничество ребенка со взрослым является оптимальной формой профилактики нарушения родительских требований и запретов.
Лишь после того, как ребенок уяснит их содержание, сам убедится в необходимости их выполнения, лишь по мере того, как у него будут сформированы для этого психологические предпосылки, а именно способность к произвольной регуляции поведения и воля, — лишь тогда ответственность за выполнение требований и соблюдение запретов может быть в полной мере возложена на самого ребенка. До этого момента ответственность в равной мере должна быть разделена между ребенком и родителями.
Запрет, предъявляемый в момент его фактического нарушения, ни в коем случае не должен подвергаться дискуссии или сопровождаться солидной аргументацией и разъяснением, почему, например, нельзя драться. Обсуждение оснований, определяющих содержание того или иного запрета, может быть уместно вне ситуации нарушения запрета.
Требования и запреты не должны противоречить друг другу. Крайне желательным является согласованная позиция всех воспитателей (членов семьи) относительно количества и содержания требований и запретов.
Способ контроля исполнения требований и запретов
Виды способов контроля:
1. Тотальный контроль охватывает фактически все сферы жизнедеятельности ребенка до мелочей. Родитель стремится быть в курсе всех мыслей,чувств и переживаний ребенка, а не только его поступков и поведения.
Результат - утрата ребенком чувства безопасности и интимности собственного внутреннего мира, рождение тревоги, потеря чувства свободы, переживание зависимости от родителя, чувство подчинения, собственной беспомощности и бессилия.
2. Систематический контроль дифференцирует сферы жизнедеятельности на зоны, подлежащие контролю со стороны родителя, и зоны самостоятельности и полной ответственности ребенка. Систематический контроль — это контроль, признающий право ребенка на самостоятельность и автономию при сохранении содержательного и стабильного наблюдения родителя за его поведением и деятельностью. Представляет собой оптимальную форму контроля. Однако при его осуществлении необходимо учитывать возрастные возможности ребенка. В идеале родитель должен стремиться к постепенной передаче функций контроля самому ребенку через этапы их совместного и совместно-разделенного контроля к самоконтролю.
3. Ситуативный (несистематический) контроль является случайным.
Это непоследовательный, непродуманный, не обоснованный возрастно-психологическими и индивидуально-личностными особенностями ребенка контроль. Несистематичность контроля зачастую приводит к формированию у ребенка стратегии выполнения требований родителя лишь при условии внешнего контроля и большой вероятности проверки. Например, ребенок выполняет домашнее задание лишь тогда, когда знает наверняка, что родитель проверит выполнение задания, и не садится за уроки, если уверен, что родитель занят и ему сейчас не до проверки. Случайный характер родительского контроля находит отражение в низкой эффективности самоконтроля ребенка.
4. Отсутствие контроля и попустительство крайне негативно влияют на развитие у ребенка чувства ответственности, способности к произвольной регуляции деятельности и воли. Для детей, воспитывающихся в атмосфере бесконтрольности и попустительства, характерны импульсивность, низкий уровень развития просоциальных форм поведения, трудности саморегуляции, низкая самоэффективность.
Контроль может осуществляться
· по результату действия (его продукту), при этом родитель не уделяет должного внимания причинам неуспешности ребенка, выяснению того, почему поведение ребенка не отвечает заданным требованиям и ожиданиям
· по способу действия – первоочередное внимание родитель уделяет именно причинам неудач ребенка и несоответствия его поведения социальным требованиям. Центральным становится вопрос о том, какая дополнительная помощь и сотрудничество необходимы ребенку для организации его деятельности, для достижения успеха. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.
Виды наказаний
1) Физические наказания, по сути, представляют собой вариант физическойагрессии — намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, низведение и унижение личности ребенка. Физические наказания представляют реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и являются абсолютно недопустимыми, будь то реальное действие или угроза физического наказания. Применение физических наказаний приводит к формированию морали власти, силы и принуждения, низкому уровню усвоения норм просоциального поведения, развитию безынициативности, покорности, зависимости, тревожности, особой житейской изворотливости, лжи, агрессивности.
2) Вербальная агрессия представляет собой достаточно распространенный вид наказания, проявляющийся в различных формах: порицаниях, упреках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке личности ребенка. Основное негативное последствие —нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Оценивая эффект вербальной агрессии в отношении ребенка следует иметь в виду, что все высказывания родителяинтерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе(какой я есть); о родителе (какой человек отец/мать); об отношении родителя к ребенку (любит —не любит). Частое проявление вербальной агрессии, негативная оценка ребенка, навешивание ярлыков приводят к переживанию им чувства отверженности и нелюбви со стороны родителей.
3) Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик). Неконтролируемые аффективные вспышки родителя ведут к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Теряется авторитет родителя. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам..
4) Лишение родительской любви. Родитель в случае нарушения ребенкомего требований демонстрирует в открытой форме свое отвержение: Я тебябольше не люблю, Ты мне не нужен. Поведенческая форма этого вида наказаний представляет собой избегание контактов с ребенком (физического, перцептивного, деятельностного), стремление уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративную от него изоляцию.
Исследования показывают неприемлемость в большинстве случаев такой формы наказания, вызывающей у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Вместе с тем иногда подобная форма воздействия оказывается весьма эффективной, если для ребенка становится очевидным преходящий, ситуативный характер родительского гнева, не выражающего устойчивого чувства и эмоционального отношения к ребенку, т.е. относящегося не к его личности, а к конкретному поступку.
При такой форме воздействия родитель использует технику Я-сообщений (Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно). Поскольку лишение родительской любви оказывает значительное воздействие на поведение и аффективное состояние ребенка, ею нельзя злоупотреблять.
5) Ограничение активности ребенка как вид наказания предполагает действия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребенка: поставить в угол, запереть в комнате, посадить дошкольника на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т.п.
Ограничение активности ребенка вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций. В случае систематического использования такой вид наказания негативно отразится на развитии ребенка в целом. Запирание ребенка в темных помещениях может вызвать возникновение страхов, фобий, усилить тревожность.
6) Лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке). Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок. Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он лишается вследствие проступка. Отрицательные стороны такого вида наказаний обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.
7) Инициирование чувства вины. Этот вид наказания выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Инициирование чувства вины может быть оправданно, когда система моральных норм и правил ребенком еще не присвоена. Однако даже в этом случае переживание вины не должно быть чрезмерным, не должно приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Главное —не превратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудностей и любой активности, где, как ему представляется, он может оказаться неуспешным. Если система нравственных норм и требований уже присвоена ребенком и чувство вины является ответной реакцией на собственный проступок, инициирование чувства вины может быть вредно и опасно. Наказание ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжестипроступка. При использовании такого способа воздействия на ребенка следует учитывать, что чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте.
8) Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его 'совершения. Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявление насилия и произвола со стороны родителя. Здесь возможно два негативных следствия для личностного развития ребенка —формирование негативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. К тому же постоянное принуждение ребенка к действию отрицательно влияет на развитие его самостоятельности и способности к саморегуляции.
9) Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с непосредственными результатами своих поступков. Так, в случае причинения какого-либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разлил —убрал, получил двойку —исправил, разорвал что-то —сам зашил и т.п.). Этот вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Такое поведение ребенка лучше всего воспитывается в совместной деятельности со взрослым, демонстрирующим модели желательного поведения личным примером. Трудность его внедрения состоит для родителя в том, что, как правило, ему трудно отказаться от варианта немедленного реагирования на проступок ребенка. Наиболее продуктивной здесь будет выжидательная позиция родителя, подразумевающая, например выдерживание паузы (просчитать до 15—0), предоставление ребенку возможности проявить инициативу, отказ от требования немедленных действий. Наказание естественными последствиями дозируется в зависимости от возраста ребенка и его компетентности. Его следует отличать от наказания трудом. В первом случае сам ребенок усматривает связь между трудовыми операциями и следствиями своих действий и труд для него —самостоятельный выбор пути устранения их нежелательных последствий; во втором случае труд рассматривается как принуждение, сопровождается переживанием стыда и вины и приобретает негативную эмоциональную окраску.
10) Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого. Этот вид воздействия может быть полезен, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.
11) Блокирование нежелательного действия применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных или духовных ценностей. Блокирование выступает в форме прерывания действия ребенка. Важно немедленно физически остановить действие и, если ситуация высокоаффективно заряжена, подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента эмоциональной разрядки. Объяснения, анализ и ориентировка в проблемной ситуации должны быть вынесены за пределы ситуации конфликта.
12) Логическое объяснение и обоснование направлено на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей. Конструктивность данного метода обусловлена формированием у ребенка сенситивности к результатам своей деятельности, развитием эмпатии. Такой воспитательный метод благоприятствует моральному развитию ребенка.
За исключением таких способов воздействия на ребенка, как наказание естественными последствиями, блокирование нежелательного действия и логическое объяснение, наказаний в процессе воспитания следует избегать.
Рекомендации:
· Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка.
· Наказание не должно быть отложенным, поскольку отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию.
· Родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка.
· Не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми. Соблюдение тайны скорее будет способствовать тому, что проступок больше не повторится, потому что ребенок увидит веру родителя в себя и случайность им содеянного.
Наказание следует исключить в следующих случаях:
· Если ребенок искренне раскаялся в своем поступке
· Если это случайность, проявление характера или непонимание. Необходимо постараться понять причину и объяснить, почему неверно его поведение.
· Если взрослый находится в состоянии раздражения. Нельзя наказывать, пока не улягутся страсти.
· Если ребенок уже наказан, то он не должен испытывать тяжесть наказания долгое время (например, целый день
Поощрения
1) Похвала является самым популярным методом поощрения.
Однако далеко не всякая похвала продуктивна с точки зрения формирования у ребенка личностных качеств. Если родительская похвала объективна и реалистична, т.е. адекватно отражает успехи и достижения ребенка в отношении его объективных возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивный эффект на развитие у него способности к саморегуляции. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих.
Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватна его реальным достижениям и возможностям.
Критерии оценки поступка формируются у ребенка достаточно рано. Похвала необходима тогда, когда у ребенка еще их нет. Если они уже сформированы, то может возникнуть ситуация несовпадения критериев родителей и критериев ребенка, поэтому необоснованная похвала будет восприниматься как насмешка. Чтобы избежать этого, необходимо стремиться к тому, чтобы похвала содержала максимально развернутое и обоснованное описание поступка ребенка, в котором надо выделить и вынести на передний план позитивные моменты.
Когда хвалят много, дети могут стать крайне зависимыми от похвалы —нет своего мнения, постоянная опора на взрослых.
Сравнительная похвала ставит ребенка на ступеньку ниже лица, с которым его сравнивают, что порождает конкуренцию, зависть, ревность в отношениях со сверстниками. Сравнительная похвала не признает самоценности и уникальности личности ребенка, не учитывает в должной мере его индивидуальные особенности. Крайне вредной может оказаться такая похвала в присутствии третьих лиц, особенно группы сверстников в том случае, когда оценка поступка ребенка не совпадает с оценкой группы.
2) Ласка представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребенка с родителем в вербальной и невербальной (перцептивной, тактильной) форме. Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Однако нельзя использовать ласку как единственный способ подкрепления. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.
3) Совместная деятельность включает такие способы поощрения, как совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако недопустимо, чтобы практика совместной деятельности со взрослым в жизни ребенка выступала лишь как средство поощрения. Совместная деятельность со взрослым как важный источник развития познавательных процессов и личности ребенка должна стать непременным компонентом его повседневной жизни.
4) Материальное поощрение (подарки, награды) может быть эффективно.Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований взрослых. Обещание награды за хорошее поведение или за определенный результат может с большой вероятностью привести к формированию прагматического отношения ребенка к выполнению требований и запретов взрослых, причем ребенок начнет ставить условия. Подарки, как и ласка, не должны быть жестко связаны с достижениями ребенка, они должны выступать как подтверждение его значимости и выражение любви и принятия его родителем.
5) Разрешение активности с расширением прав ребенка. Желательно, чтобы такое разрешение выступало не как награда за конкретное действие, а как оценка взрослости, самостоятельности ребенка. Другими словами, расширение прав ребенка не должно быть следствием произвола и решения взрослого, облеченного родительской властью, но признанием высокого уровня компетентности ребенка, доказанной его поступками и достижениями.
Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний.
Поощрений не бывает слишком много, но использоваться они должны
психологически грамотно.
Поощрения должны создавать особую атмосферу стимулирования ребенка к самостоятельности и творчеству, принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности.
6. степень устойчивости и последовательности(противоречивости) семейного воспитания.
Неустойчивость (противоречивость) стиля воспитания определяется резким изменением характеристик воспитания па протяжении развития ребенка либо одновременным сочетанием противоречивых его приемов, когда различные члены семьи одновременно реализуют противоположные, противоречащие друг другу приемы и методы воспитания. Например, мать реализует вариант теплого эмоционального принятия и потворствования, а отец — отвержения и сверхтребовательности. Противоречивость воспитания в раннем возрасте приводит к формированию тревожности, а в подростковом— к формированию таких черт характера, как упрямство, противостояние авторитетам, негативизм.
Гипопротекция
Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля,интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.
Гиперпротекция
Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнемпротекции.
Причины: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера; б) патологический страх несчастья с ребенком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в признании; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.
Противоречивое воспитание
Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членамисемьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.
Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом, большое количество вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих согласовывать свои воспитательные подходы.
Противоречивое воспитание приводит к росту у ребенка личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.
Воспитание в культе болезни
Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли больного члена семьи, созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль больной член семьи.
Ошибки общения с ребенком
Высказывания с целью воздействия на поведение ребенка.
1. Приказание, распоряжение, команда.Содержат прямую оценку того,что и как должен делать ребенок; не допускают возможности совместногообсуждения проблемы и поиска решений (Не делай..., Садись за уроки!, Убери!).
2. Угроза, предупреждение, предостережение ребенка о возможных негативных для него последствиях невыполнения приказания и командывзрослого. «Если ты поступишь так-то (нежелательное действие), то тебе за это будет (угроза)…»
Оба эти вида высказываний в скрытой форме показывают ребенкуотсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым егокак личности, недоверие к его компетентности и способности самому принять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенкастрах, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей. Негативное аффективное переживание может привести к возникновению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению кродителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой ивластью.. Любая угроза или предостережение вопреки формально запретительно-ограничительному характеру как бы приглашает ребенка исследовать еесерьезность и реальность ее осуществления, т.е. провоцируют ребенка нарушить запрет.
3. Проповедь, нотации, морализирование —высказывания, апеллирующие к власти высших авторитетов. Здесь аргументами подчинения нормами правилам, диктуемым родителями, являются мораль, нравственность, закон, долг, совесть, чувство вины и стыда. Такие высказывания также содержат описание требуемого поведения и непременно включают в свою структуру слова, выражающие долженствование: должен, обязан, надо,которые приводят к некритическому усвоению завышенных требований к себе и в конечном счете к невротизации, тревожности и личностным расстройствам в зрелом возрасте. Использование конструкции «Ты не должен делать так» подчеркивает некомпетентность и порочность ребенка, актуализирует у него чувство вины и стыда.
4. Советы и разъяснения содержат подробное описание родителем того,что и как нужно делать ребенку. Данная форма формы взаимодействия между ребенком и взрослым необходима, но систематическое ее применениепри ограничении самостоятельности ребенка приведет к формированию зависимостиребенка от взрослого, его неспособности проявлять инициативу.
5. Наставления, логическая аргументация, поучения. Высказывания, помимо описания образца желаемого поведения, содержат аргументацию, почему нужно делать именнотак, а не иначе. Взрослый выступает в роли носителя мудрости и жизненного опыта, а ребенку отводится роль некомпетентного исполнителя, неспособного к самостоятельным поступкам и решениям. Систематическое использование подобного вида высказываний формирует у ребенка чувство личностной неадекватности и неполноценности
Высказывания, направленные на оценку личности ребенка
6. Негативная оценка, осуждение, порицание, приговор. Высказываниясодержат прямую негативную оценку личности ребенка и его действий, указывают на несоответствие качеств личности, уровня достижений и поступков ребенка социальным ожиданиям и требованиям. Подобные высказывания формируют неадекватно низкую либо искаженную самооценку. Следствием систематическойуничижительной критики родителем ребенка может стать противоположный эффект: вместо исправления ребенок, обнаруживает все те отрицательные черты характера и качества личности, с которыми родители вели непримиримую борьбу.
7. Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань. Наиболее резкая и грубая форма прямой оценки личности. Оказывает разрушительное воздействие на развитие Я-концепции ребенка, формирует чувства отверженности, незащищенности, комплекса неполноценности, оборонительно-агрессивную позицию по отношению к миру. Систематическое использованиеродителями подобной формы высказываний должно быть квалифицировано как форма насилия и агрессии. Подобное обращение требуетнемедленных мер защиты психологической безопасности ребенка.
8. Похвала.При неверном применении может стать причиной негативных эффектов в развитии. Похвала, далекая от реальности либо просто не соответствующая образу Я ребенка, т.е.представлению ребенка о себе и своих качествах, может быть воспринятаим как насмешка и издевательство, или поставить под сомнение искренность родителей и понимание ими его чувств и переживаний, или будетвоспринята как попытка взрослых манипулировать и