Нравственных качеств у дошкольников
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности
является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс,
направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и
предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к
труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это
целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения
высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с
идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы
сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,
устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,
соответствующие современному образу жизни, сформировать активную
жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих
поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Дети
проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне
представления до полного овладения его содержанием.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально
необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние
стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть,
достоинство.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как
именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению
нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса
формирования личности ребенка.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать
следующим образом - формирование определенного набора нравственных
качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого
человека.
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных
взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение
эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня
нравственной воспитанности личности ребенка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к
воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как
перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки
поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.
Нравственность образуется от слова “нравы”. По – латыни нравы звучат как
морас – мораль.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс
формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных
чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы
сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,
устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,
соответствующие современному образу жизни, сформировать активную
жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих
поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие
педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное
поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых
знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание
сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его
названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне
знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто
существует для него, это – знание».
В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и
навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит
интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей,
накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных
поступков, развивается способность действовать в соответствии с
доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.
Социокультурная ситуация в современной России характеризуется
исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все
чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота,
замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное
воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей
общества и требует разработки новых форм организации процесса
нравственного воспитания старших дошкольников. Появление в дошкольной
педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением
ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий
современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
Образовательная ситуация- это специальное проектирование и
использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом
процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах
образовательной (непосредственно организованной образовательной
деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и
детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной,
изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении
художественной литературы).
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения
России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет
приоритет нравственного воспитания дошкольников.
Так вОбщих положенияхотмечено, чтоодним из основных принципов
ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение
следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДОпредставляет собой совокупность обязательных требований
к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-
нравственного воспитания дошкольников.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-
нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и
реализовывается в различных видах деятельности: игровой,
коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора,
конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной,
музыкально-ритмической. Втребованиях к условиям реализации основной
образовательной программы ДОговорится о том, чтоусловия, необходимые
для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:
·
обеспечение эмоционального благополучия через уважительное
отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
·
установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям;
·
взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная
культура дошкольников складывается из установки положительного
отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать
социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и
целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания
дошкольников.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала
на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к
дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений
старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей
их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к
старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают
играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к
окружающим.
В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может
возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок
может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга,
который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок
в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По
мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от
своего непосредственного источника и начинает существовать как
относительно самостоятельное субъективное явление”.
Отечественные психологи считают, что нравственное развитие
осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к
изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе
основывается на учете смены последовательных стадий нравственного
развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные
уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах
поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют
современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С.
Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой
эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной
организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с
методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В
своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных
чувств ребенка, развития нравственных отношений.
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях
отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности
ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача
нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие
моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать
внутренними стимулами развития формирующейся личности.
В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой
культурой отношений между людьми, которые будут определяться
социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое
общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности
каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного
мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных
поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности
имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к
соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы
сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала
моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и
глубокого понимания их необходимости
Семинар 9