Культуры с жесткими и гибкими временными рамками
Люди в разных частях света по-разному относятся ко времени и его планированию, поэтому различают культуры с жестким отношением ко времени (монохронные) и культуры с гибким отношением ко времени (полихронные).
Пунктуальность играет важную роль в обществах с жесткими временными рамками. “Монохронные” бизнесмены детально составляют графики с определением окончательных сроков выполнения работ, крайне редко меняют повестки дня для совещаний и заседаний. Для представителей полихронной культуры пунктуальность существенного значения не имеет, здесь ценятся свободные графики, а также деловые переговоры, во время которых параллельно может рассмариваться сразу несколько вопросов.
К полихронным культурам относят страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Арабского мира.
Представители умеренно монохронной бизнес-культуры сосредоточены в России, Австралии, Новой Зеландии, в странах Восточной и Центральной Европы.
Страны Северной Америки, Северной Европы, Германия и Япония - в высшей степени монохронные культуры.
Интересен факт: многие из упомянутых выше стран раньше относились к другому типу культур. Взять к примеру, Сингапур. Около трех десятилетий назад это было государство с ярко выраженным гибким отношением ко времени. В наши дни, Сингапур вполне можно отнести к умеренно монохронным культурам.
Отношение ко времени может существенно отличаться не только в разных странах, но даже внутри одной страны. Бизнесмены в индустриально развитых регионах гораздо больше ценят время (как свое, так и чужое), чем в менее развитых. Если, к примеру, встреча запланирована в столице, она вероятнее всего, начнется вовремя, а если в маленьком городе, то наоборот.
В обществах с жесткими временными рамками пунктуальность и надежность - взаимосвязанные понятия. Если вы опоздаете на встречу с немцами даже на пять минут, о вас сложится мнение, как о безответственном и недисциплинированном заказчике, и вряд ли сделка окончится успешно.Совсем друго дело баварцы. Предположим, ваша встреча должна состояться в Мюнхене. У местных коллег нет особо трепетного отношения ко времени, поэтому небольшое опоздание не помешает вам заключить выгодную сделку. В столице Италии ваш бизнес-партнер может появиться спустя полчаса после назначенного времени и начать переговоры, как ни в чем не бывало.Но, важно помнить следующее правило: если вы являетесь продавцом, то основным способом проявления уважения к коллегам для вас будет пунктуальность (даже в полихронной культуре).
Представители культуры с гибким отношением ко времени зачастую могут опаздывать по разным причинам (проводили собрание, помогали члену семьи или другу). В такой культуре не принято заканчивать текущее дело только потому, что началось новое. В полихронных обществах человеческие взаимоотношения ценятся больше, чем подробные расписания и обязательные сроки выполнения работ.
При взаимодействии бизнесменов, имеющих разное отношение ко времени, обе стороны могут испытывать так называемый “культурный шок”. Сторонники монохронной культуры не могут претерпеть опоздания полихронных коллег, последние же не понимают столь серьезного и непреклонного отношения ко времени представителей культуры с жесткими временными рамками.
2.1.4 Эмоционально экспрессивные и эмоционально сдержанные культуры
Гестеланд выделяет эмоционально экспрессивные и сдержанные культуры, различающиеся в паравербальном и невербальном поведении.
*паравербальное поведение (коммуникация) - громкость высказываний, значимость молчания собеседника, а также значение перебивания.
**невербальное поведение (коммуникация) - по-другому “язык тела”, коммуникация без использования слов.
К эмоционально-экспрессивным культурам относятся страны Латинской Америки, Южной Европы, Средиземноморья.
Умеренно-экспрессивные: страны Восточной Европы, Северной Америки, Южной Азии, Африки, а также Австралия и Новая Зеландия.
Представители эмоционально сдержанной культуры проживают в основном в Северной Европе, Германии, Восточной и Южной Азии.
Различная степень выражения эмоций при взаимодействии собеседников из разных культур, зачастую является источником неожиданных проблем. Здесь также необходимо помнить правило “заказчик является королем”, поэтому продавцу, заинтересованному в положительном результате сделки, следует приспосабливаться к эмоциональной экспрессивности/сдержанности покупателя.
Для представителей эмоционально экспрессивных культур характерно:
· выражение массы эмоций и чувств,
· постоянное использование жестикуляции,
· громкий, расставляющий акценты на важном, голос
Сдержанные культуры могут интерпретировать подобное поведение как оскорбление или даже сумасшествие. При общении с предсавителями такой культуры, эмоциональным коллегам следует постараться не повышать голос, контролировать выражение лица (за исключением легкой улыбки), как можно меньше жестикулировать руками.
Проблемы могут возникнуть и у спокойных, с тихим голосом, деловых людей во время проведения деловых встреч с эмоциональными партнерами. Существуют примеры, когда привыкшие к громкой, звонкой и экпрессивной речи, бизнесмены просто-навсего засыпали, слушая тихие и монотонные выступления коллег.
Значение молчания. Людям с эмоционально экспрессивной культурой даже минутное молчание приносит определенный дискомфорт. Эмоционально сдержанные люди, напротив, часто сидят молча в течение долгого времени, кажущегося вечностью для эмоциональных и нетерпеливых коллег.
Очередность в разговоре. Для сдержанных людей считается невежливым и грубым перебивать собеседника. Для экспрессивных деловых людей - это обычная практика ведения разговора. К примеру, бизнесмены из стран Северной Америки и Северной Европы иногда испытывают недовольство в связи с постоянным прерыванием со стороны коллег из Испании и Италии (согласно скандинавским исследованиям, эмоциональные испанцы прерывают сдержанных шведов почти в пять раз больше, чем шведы испанцев). Безусловно, прерывание друг друга во время деловых переговор зачастую является источником конфликтов.
Далее рассмотрим язык тела, относящийся к невербальной коммуникации.
Дистанция между собеседниками. Оптимальным расстояним между собеседниками для стран Арабского мира, Средизнемноморья, Латинской Америки и Южной Европы считается приблизительно 20-35 см (для однополых людей). Для большинства стран Азии, Северной Америки, Северной, Центральной и Восточной Европы зоной комфорта считается расстояние порядка 40-60 см.
Тактильный контакт. Представители экспрессивной культуры предпочитают более близкий физический контакт на публике, нежели сдержанные люди. К культурам с высокой степенью тактильного контакта относят Арабский мир, Средиземноморьев, Латинскую Америку и Южную Европу.
Большинство стран Азии и Северной Европы предпочитают минимум физического контакта с собеседником.
Различия в том, к кому и как прикасаться, могут стать причиной конфликтов даже для стран, находящихся очень близко. Прикосновения, приемлемые для одной культуры, могут быть совершенно нетерпимы в другой.
Самой распространенной формой тактильного контакта среди бизнесменов всего мира является рукопожатие. В таблице 1 показано, как предпочитают пожимать руки разные народы.
Национальности | Вариации рукопожатий |
Арабы, южноазиаты | нежно, часто и долго |
Североамериканцы | нечасто и крепко |
Латиноамериканцы | часто и крепко |
Британцы | сдержанно |
Французы | часто, быстро и легко |
Немцы | часто, быстро и крепко |
Корейцы | крепко и умеренно |
Большинство жителей Азии | редко и очень нежно |
Зрительный контакт. Представители эмоционально экспрессивных культур предпочитают смотреть собеседнику прямо в глаза, для того, чтобы прочитывать его эмоции и быть уверенным, что он все понимает верно. Прямой и сильный зрительный контакт - важный элемент языка тела для экспрессивных деловых людей.
Пристальный взгляд в странах со сдержанной кульутрой может интерпретироваться как угроза с вашей стороны. Например, японцы, китайцы и жители других стран Азии испытывают дискомфорт, когда им смотрят прямо в глаза.