Буреева М.С., Леонтьева Е.Г., Пушных В.А.
П91 Межкультурный менеджмент: учебное пособие / Е.Г. Леонтьева; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 206 с.
В учебном пособии изложены основные подходы к классификации национальных культур, которые помогают систематизировать знания по культуре разных стран и применять их на практике. Большое внимание уделяется описанию и разбору конкретных ситуаций (кейсов), которые происходят на стыке разных культур. Теоретический материал сопровождается контрольными вопросами, практическими заданиями и сборником кейсов. Пособие предназначено для студентов направления 080500 «Менеджмент», профиль «Международный бизнес» а также может быть полезно всем, кто участвует в международных проектах: инженерам, менеджерам, предпринимателям, преподавателям, студентам.
УДК 330.009
П 91
Рецензенты
Доктор педагогических наук, профессор ТГПУ
В. И. Ревякина
Кандидат физ. - мат.наук, доцент ТГУ
Т.Д.Кочеткова
© ФГБОУ ВПО НИ ТПУ, 2017
© Леонтьева Е.Г., 2017
© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
1. | Что такое межкультурный менеджмент? | |
1.1. История межкультурного менеджмента 1.2. Понятийный аппарат: культура и деловая культура | ||
1.2. Управление деловой культурой 1.3. Этнокультурные стереотипы 1.4. Культурный шок | ||
2. | ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР | |
2.1 Классификация деловых культур по Э.Холлу 2.1.1. Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры 2.1.2. Отношение ко времени 2.1.3. Пространство как культурный артефакт | ||
2.2 Классификация деловых культур по Р. Гестеланду 2.2.1 внимание на сделке/внимание на взаимоотношения 2.2.2 неформальные/формальные культуры 2.2.3 монохронные и полихронные культуры 2.2.4эмоционально экспрессивные/ эмоционально сдержанные культуры. | ||
2.3 Класссификация деловых культур по Р. Льюису 2.3.1 моноактивные культуры 2.3.2 полиактивные культуры 2.3.3 реактивные культуры | ||
2.4. Классификация деловых культур по Г.Хофстеде 2.4.1 Дистанция власти 2.4.2 Коллективизм/индивидуализм 2.4.3 Женственность/мужественность 2.4.4 Избегание неопределенности 2.4.5 Долгосрочность / краткосрочность | ||
2.5 Класссификация деловых культур по Ф.Тромпенаарсу 2.5.1 Культуры низкоконтекстные и высококонтекстные 2.5.2 Культуры нейтральные и эмоциональные 2.5.3. Культуры коллективизма и индивидуализма 2.5.4 Культуры общих и частных истин 2.5.5 Культуры заслуг и социального происхождения 2.5.6 Отношение к природе 2.5.7 Отношение ко времени | ||
2.6. Как не запутаться в типологиях или где золотая середина? | ||
3. | Проявление национальной культуры в различных аспектах | |
3.1. Выражение культуры народа в его языке | ||
3.2. Выражение юмора в разных культурах 3.3. Знаки, жесты, мимика в разных культурах | ||
4. | Тесты «Можете ли вы работать в условиях чужой культуры?» | |
5. | Сборник кейсов | |
6. | Список литературы |
Введение
В XXI веке, в разгар процесса глобализации и информатизации все более активно осуществляется взаимодействие между разными странами. Создание Шенгенской зоны, Евросоюза, Всемирной торговой организации (ВТО) делает этот процесс еще более тесным с одной стороны и более взаимозависимым, с другой. На глобальном рынке транснациональные компании (ТНК) дают более 50% мирового продукта и все процессы, проходящие внутри и за пределами ТНК, непосредственно связаны с взаимодействием деловых культур разных стран.
Особое место в этом процессе занимает Россия, с самыми большими в мире территориями (17 тыс.кв.км) и самым большим количеством приграничных государств (19), соседство с которыми, среди прочих факторов, оказывает влияние на формирование национальной культуры. На территории России проживает более 100 народов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, культуры которых интегрируют друг в друга. За последнее десятилетие увеличился процесс миграции населения. По данным Госкомстата РФ только за период с 2010 по 2013 гг. количество мигрантов, прибывших в Россию увеличилось с 360 тыс до 4014 тыс.человек, при этом 4002 тыс. чел. прибыло из стран СНГ, и 12 тыс. из стран ЕС, это представители более, чем 70 государств. а это значит, что и процесс интеграции различных национальных культур также принимает более широкий размах.
Все перечисленные факты указывают на то, что современные деловые отношения требуют от специалистов межкультурной грамотности, а знакомство с особенностями деловых культур разных стран способствует более глубокому осмыслению возникающих проблем. Понимание культуры другой страны, способность избежать конфликтов, основанных на межкультурной почве, ведет, в конечном итоге, к повышению эффективности международных проектов. Поэтому изучение курса межкультурный менеджмент становится все более востребованным в программах российских университетов. Актуальность и значимость данного курса предъявляет все большие требования к материалам, предлагаемым для изучения.
Вопросами межкультурного менеджмента стали заниматься только в середине прошлого века поэтому наиболее известные модели национальных культур, которые сегодня предлагаются для изучения, это, в основном, работы наших современников. В данном пособии представлены типологии наиболее известных зарубежных исследователей в области межкультурного менеджмента: британского ученого Р.Льюиса, голландского исследователя Г.Хофстеде, американского антрополога Э.Холла, голландского ученого Т.Тромпенаарса, исследователя из Дании Р.Гестеланда. Некоторые из этих работ нашли отражение в публикациях российских исследователей: С.П.Мясоедова, П.Н.Шихирева, А.Наумова, Т.А.Нестик и др., которые также использовались при написании данного пособия.
Теоретический материал учебного поосбия сопровождается контрольными вопросами, практическими заданиями и сборником кейсов. Для применения знаний на практике в рамках курса предлагается выполнение группового проекта «Проблемы межкультурной коммуникации в рамках реализации международного проекта». Описание данного проекта является частью данного пособия.
Целью данного пособия является – формирование у студентов способности эффективного взаимодействия в области межкультурных коммуникаций. В рамках данной компетенции студенты должны уметь:
• Логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, в т.ч. на иностранном языке
• Критически оценивать личные достоинства и недостатки
• Анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации в условиях другой национальной культуры
• Принимать решения и нести ответственность за принятые решения в условиях различных деловых культур
• Адаптироваться в условиях различных деловых культур
• Развивать этику профессионального менеджера, культурную восприимчивость и толерантность
Организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач в условиях различных культур