Сущность и типология культуры
«Культура" в современном социогуманитарном знании - открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Культура, в современной культурологии, предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения, а не биологического наследования. Культура усваивается личностью в процессе ее социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения. "Категория "культура" обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически наследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты).
Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самим людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения".
Т.о., культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.
Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, нравственную, правовую сферы и т.д. Эти виды культуры присущи всем культурам во все времена, но формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурных эпохах. В развитии культуры значительное место занимает технологический аспект. В зависимости от типов объектов, на созидание которых они направлены, технологии разделяются на продуцирующие и транслирующие символы, на созидающие физические объекты и на организующие системы социального взаимодействия.
В ходе совершенствования способов деятельности идет становление и развитие человеческой личности, причем личность выступает:
· объектом культурного воздействия (усваивает культуру в процессе своей деятельности;
· субъектом культурного творчества (так как включена в процесс созидания культуры);
· носителем и выразителем культурных ценностей (так как ее жизнедеятельность разворачивается в определенной культурной среде).
Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определенные достижения ( ценности ), но и как негативные последствия этой деятельности (глобальные проблемы и катастрофы). История культуры - это не только приобретения, но и потери. Поговорим о приобретениях, то есть о культурных ценностях.
В культурологии трудно обойтись без понятия "ценность", так как ценности формируют ядро той или иной культуры. Существует множество определений понятия "ценность", приведем наиболее общее. Ценность - это общепринятое убеждение относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов. Ценность - это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, задающая образцы и стандарты поведения, определяющая поведенческую модель человека. С понятием "ценность" тесно связано и понятие "норма". Культурная норма - это "устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, то есть облачено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса". Ценность формируется через синтез не только функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность подразумевает выбор и допускает полярность решений. Разветвленная система культурных ценностей и норм является необходимым условием выживания человека. Через систему ценностей и норм осуществляется регуляция человеческой деятельности. Питирим Сорокин писал: "Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук". [Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 430.]
Именно ценность является фундаментом всякой культуры. В обыденном понимании понятие "ценность", как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины или заблуждения, красоты и безобразия и т.д. При этом оценка производится с позиции своей культуры, т.е. собственная система ценностей воспринимается как "подлинная", исходная для отсчета хорошего или плохого. Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны.
В достаточно общем виде иерархию человеческих ценностей, сложившуюся как результат опыта культурной деятельности многих народов, можно представить так:
1. сфера жизненных ценностей и благ (жилище, питание, одежда, комфорт и т.д.);
2. отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.);
3. моральные ценности и прежде всего признанные ценности личности как неотъемлемого достоинства человека.
В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить так:
1. уважение к жизни (благоговение перед жизнью) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто с человека снять не может);
2. любовь к истине (искренность, любовь, трудолюбие и мужество стремления к ней);
3. любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке и т.д.).
С этим непосредственно связано и уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой в нем раскрываются его лучшие качества.
Можно выделить различные типы ценностей:
1. ценности витальные, связанные с формами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;
2. ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;
3. ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства;
4. ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, добра;
5. религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека, поиска целей для будущего;
6. художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты;
7. семейно-родственные ценности, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции;
8. ценности трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, удовлетворения результатами труда и т.п.
Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности. Такие культуры более эффективны в ситуациях внутренних или внешних кризисов. Обладая более богатым набором ценностей, они имеют более широкие возможности и для конструирования ответа, для более гибкой реакции и, следовательно, имеют более высокую ступень выживаемости.