Б1.В.ОД.4 Теория организации и организационное поведение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.4 Теория организации и организационное поведение

направление подготовки

38.04.02 Менеджмент

Профиль: «Управление экономической безопасностью»

Квалификация: магистр

заочная форма обучения

Год набора - 2017

Ростов-на-Дону, 2017 г.

Авторы-составители:

Профессор кафедры менеджмента, д.пол.н., доцент Попова Е.А.

Доцент кафедры менеджмента к.э.н. Морозова А.И.

Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент Некрасова В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 10

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 38

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 44

6.1. Основная литература. 44

6.2. Дополнительная литература. 44

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 45

6.4. Нормативные правовые документы.. 45

6.5. Интернет-ресурсы. 45

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 45

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1 Дисциплина Б1.В.ОД.4 Теория организации и организационное поведение» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-1 Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями ПК-1.1 способность управлять проектами и сетями

1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения   ПК-1.1 на уровне знаний: принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации
на уровне умений: диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; разрабатывать стратегии развития организаций и их отдельных подразделений
на уровне навыков: методы реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); современный инструментарий управления человеческими ресурсами навыки анализа существующих форм организации и процессов управления, разработки и обоснования предложений по их совершенствованию



2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 4 зачетных единицы (144/108 часа на очной форме обучения, 144/108 - на заочной форме обучения).

Для изучения дисциплины предусмотрено 144/108 часа на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- заочной формы обучения – 16/12 часов (6/4,5 часов – лекции, 10/7,5 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- заочной формы обучения – 119/89,25 часов.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина Б1.В.ОД.4 «Теория организации и организационное поведение» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент» профиль «Управление экономической безопасностью».. Дисциплина изучается на 2 курсе (5 семестр) для заочной формы обучения.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории организации, теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области управления организациями.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как: Б1.Б.1 «История и методология экономической науки и менеджмента», Б1.Б.2 «Методы исследований в менеджменте», Б1.Б.3 «Основы деловых коммуникаций», Б1.Б.4 «Разработка управленческих решений».

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, Академ. час./Астроном. час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Заочная форма обучения 5 семестр
Тема 1 Основы организационного поведения. Теории поведения в организации. 9/ 6,75 1/ 0,75   1/ 0,75   10/ 7,5 О,Р
Тема 2 Процесс восприятия и управления впечатлением. 9/ 6,75         10/ 7,5  
Тема 3 Личность и установки. 9/ 6,75 1/ 0,75       10/ 7,5  
Тема 4 Основы теории мотивации. 9/ 6,75 1/ 0,75   1/ 0,75   10/ 7,5 О,Э,Р
Тема 5 Трудовая мотивация. 9/ 6,75         10/ 7,5  
Тема 6 Научение 9/ 6,75 1/ 0,75   1/ 0,75   10/ 7,5 Дс,О,ПЗ
Тема 7 Формирование группового поведения в организации. 9/ 6,75 1/ 0,75   1/ 0,75   10/ 7,5 О,Т,Р
Тема 8 Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров. 9/ 6,75 1/ 0,75       10/ 7,5  
Тема 9 Стресс на рабочем месте. 9/ 6,75     1/ 0,75   10/ 7,5 О,Д,ПЗ
Тема 10 Власть и политика. 9/ 6,75     1/ 0,75   10/ 7,5 О,Т,Р
Тема 11 Лидерство в организации. 9/ 6,75         10/ 7,5  
Тема 12 Техника коммуникаций и межличностные процессы. 9/ 6,75     1/ 0,75   10/ 7,5 Дс,Р,Т
Тема 13 Теория и строение организаций. 9/ 6,75         10/ 7,5  
Тема 14 Организационная культура. 9/ 6,75     1/ 0,75   10/ 7,5 О,ПЗ
Тема 15 Поведенческий маркетинг. 9/ 6,75     1/ 0,75   10/ 7,5 О,Р,Э
Тема 16 Международные аспекты организационного поведения. 4/3         12/9  
Тема 17 Организационные изменения и организационное развитие. 5/ 3,75     1/ 0,75   10/ 7,5 О,Р,Т
Промежуточная аттестация 9/ 6,75           экзамен
Контроль 9/6,75            
Всего: 144/ 108 6/ 4,5   10/ 7,5   119/ 89,25  
                   

*Примечание – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), практическое задание (ПЗ), эссе (Э), реферат (Р), доклад (Д), диспут (Дс) и др.

Содержание дисциплины

Тема 5 Трудовая мотивация.

1) Подходы к трудовой мотивации. Основные звенья механизма трудовой мотивации. Взаимодополнение мотивационных факторов и организационной культуры. Факторы, влияющие на изменение системы стимулирования в современных организациях. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом. Экономические стимулы и социально-психологические основы мотивации как эффективный механизм управления ожиданиями персонала.

2) Практические рекомендации для менеджеров, вытекающие из позитивного опыта использования различных подходов к мотивации персонала.

Тема 6 Научение

1) Основы теории научения. Процесс научения. Компоненты социального научения. Процесс научения в организации.

2) Организационная социализация работника. Карьера работника. Управление процессами социализации и карьерой работника. Критерии оценки персонального развития работника в организации.

Тема 10 Власть и политика.

1) Понятие власти. Взаимосвязь и отличие власти и влияния. Власть должности. Власть личности. Авторитет.

2) Власть и политика. Типы политики в организации. Организационная политика. Политические стратегии и тактика приобретения власти в современных организациях. Политические выгоды власти.

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

  1. Организационное поведение как теория и практика.
  2. Организационная стратегия современного бизнеса.
  3. Модели, виды организационного поведения.

Контент-тест:

1. Организационное поведение — это:

a. Поведение организации и ее действия во внешней и внут­ренней среде;

b. Комплекс поступков и действий человека, отражающих ре­акцию на все обстоятельства его существования и организа­ции, точнее, в группе людей, социально-экономической си­стеме;

c. Поведение коллектива организации, основанное на его психологических характеристиках;

d. взаимоотношения между субъектами и объектами управления.

Правильный ответ: b

2. Какова цель создания организации:

a. Решение своих проблем и достижение общих целей организации;

b. Получение прибыли;

c. Повышение благосостояния общества;

d. создание дружеских взаимоотношений настроенных индивидов.

Правильный ответ: b

3. Две основные парадигмы организационного поведения:

a. Теория систем и «модель участвующих сторон»;

b. Теория Х и теория У;

c. Микро и макроуровни изучения организационного поведения;

d. разработки системы мотивации и стимулирования сотрудников в организации.

Правильный ответ: a

4. Поведение - это:

a. Функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации ( П=f (I,E), где I – особенности индивида, E- окружающая среда);

b. Действия индивида по выполнению заданий менеджера;

c. Действия индивида, основанные на личных представлениях о необходимости соответствия окружающей среде;

d. сформированный в процессе восприятия образ ситуации.

Правильный ответ: a

5. Наличие какого фактора принципиально необходимо для того, чтобы объединение работающих людей можно было считать организацией:

a. наличие общих интересов;

b. наличие общих потребностей;

c. наличие общей цели;

d. взаимодействие большого количества лиц;

e. наличие границ существования.

Правильный ответ: c

6. Положительные последствия разработки школы человеческих отношений:

a. разработаны методы анализа работы и рабочего места

b. создана теоретическая база для построения автоматизированных систем управления

c. переосмыслена правильность концепции Ф.Тейлора и его теории «кнута и пряника»

d. введена в научный оборот концепция «человека экономического»

Правильный ответ: c

7. Процессный подход позволил:

a. исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней

b. автоматизировать часть процессов управления

c. признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа

d. широко использовать математические методы в управлении

Правильный ответ: b

8. Человек в процессе производства рассматривается как «живая машина, требующая регулировки» представителями школы:

a. науки управления

b. человеческих отношений

c. научной

d. классической

Правильный ответ: c

Ценности это

a. Реакция на внутреннюю среду

b. Материальное поощрение сотрудников.

c. Набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни

d. Реакция на внешнюю среду.

Правильный ответ: c

8. Ошибки атрибуции:

a. Игнорирование ситуационного воздействия, тенденция представлять себя в благоприятном свете;

b. Игнорирование ситуационного воздействия;

c. Тенденция предоставлять себя в благоприятном свете;

d. Нет правильного ответа

Правильный ответ: a

9.Стадии восприятия это:

a. Наблюдение, селекция, категоризация.

b. Регистрация (наблюдение), селекция, организация.

c. Регистрация (наблюдение), селекция, организация, категоризация.

d. Селекция, организация, категоризация

Правильный ответ: c

10. Фрустация это:

a. Обман, тщетное ожидание, психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели.

b. Асоциальное поведение и действия.

c. Роли, которые выбирают себе индивиды в социальных организациях;

d. Форма группового взаимодействия, основанная на совместном решении задач.

Правильный ответ: a

11. Ценности это:

a. Набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.

b. Материальное поощрение сотрудников.

c. Реакция на внешнюю среду.

d. Совокупность моральных установок личности

Правильный ответ: a

Практическое задание

Задания для выполнения практического задания.

По данным статистики представить характеристику текучести кадров персонала современных организаций с дифференциаций по времени работы в организации. Обоснуйте, как социальное восприятие, его ошибки влияют на корпоративную социализацию; какие существуют приемы и стратегии управления впечатлением.

Защита результатов практического задания

По окончании работы над практическим заданием, студенты представляют свои работы индивидуально

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

  1. Теории личности. Типология личности.
  2. Сущность, функции, составляющие и изменение установок.
  3. Установки и стереортипы.
  4. Удовлетворенность трудом. Ценностное восприятие должности. Восприятие: сущность, избирательность, искажения.
  5. Управление впечатлением: способы воздействия на собеседника.
  6. Способы воздействия на сформировавшееся впечатление.

Практическое задание

Задания для выполнения практического задания.

Задание 1: 1) Проанализируйте процесс организационной социализации студентов в вашем вузе. Какие методы и формы социализации при этом используются? Какие меры, по-вашему, могли бы усилить положительный эффект социализации студентов? 2) Предложите оптимальный, на ваш взгляд, набор методов и приемов социализации для вашего вуза или какой-либо иной организации, с которой вы взаимодействуете.

Задание 2: На основании анализа ситуации проанализировать причины изменения поведения Ю. Иванова; разработать способы воздействия на Ю. Иванова для изменения его поведения.

Ситуация: Ю. Иванов работает в ООО «ААА» с 2000 г. в должности техника-технолога холодильного оборудования. За время работы его три раза отмечали за высокое качество работы и регулярно выплачивали премии по итогам года. Однако за последний год отношения Ю. Иванова с коллегами стали натянутыми. Он вообще никогда не был особенно разговорчивым, но сейчас потребовал от коллег держаться от его рабочего места подальше. Ю. Иванов дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его работы. Примерно год назад производимые им аппараты оценивались как полностью бездефектная продукция. В настоящее время при выборочном контроле оказалось, что его изделия требуют переделки в трех случаях из ста. Таким образом, уровень брака в его работе вырос с нулевого до 3 %. У его коллег брак не превышал 1,5 %. Поведение Ю. Иванова вызвало беспокойство у руководителей подразделения. Хороший работник превратился в середняка. Что могло стать причиной изменения поведения Ю. Иванова?

Используя данные таблицы, выберите из списка возможные причины изменения поведения, оцените их по 7-балльной шкале и прокомментируйте каждую из свои оценок.

Оценка причин поведения

Причины поведения
маловероятно очень вероятно
1. Низкая мотивация              
2.Недостаточная самостоятельность              
3. Проблемы со здоровьем              
4. Семейные проблемы              
5. Плохое руководство              
6. Отсутствие перспектив роста              
7. Другие причины              

Защита результатов практического задания

По окончании работы над практическим заданием, студенты представляют свои работы индивидуально

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

1. Теория гигиенических факторов Ф. Герцберга.

2. Теория существования, связей и роста К. Альдерфера.

3. Теория приобретенных потребностей Д. Макклелланда.

4. Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера.

5. Теория «X» и «Y» Д. Макгрегора.

6. Теория «Z» У. Оучи.

7. Теория ожиданий В. Врума.

8. Практическое применение теорий мотивации в трудовой деятельности.

Контент-тест:

1. В рамках школы человеческих отношений были разработаны:

a. принципы определения нормы управляемости

b. основные теории мотивации

c. основные приемы формализации управленческих задач

d. принципы нормирования труда

Правильный ответ: b

2. Факторы, влияющие на процесс мотивации, разделил на гигиенические и мотивирующие:

a. Лайкерт

b. Гилбрет

c. Герцберг

d. МакКлеланд

Правильный ответ: c

3. К содержательным относится теория мотивации …

a. ожидания

b. Портера-Лоулера

c. справедливости

d. двух факторов

Правильный ответ: d

4. Мотивация является функцией …

a. основной в цикле

b. особой, независимой

c. парной функцией

d. взаимосвязанной со всеми функциями цикла

Правильный ответ: d

Мотив это

a. Осознанное индивидом побуждение к деятельности.

b. Цель деятельности индивида.

c. Удовлетворение потребностей.

d. Внешнее воздействие, стимулирующее к проявлению активности

Правильный ответ: a

8. Какой из методов стимулирования является наиболее эффективным:

a. Метод наказания.

b. Метод поощрения.

c. Совмещение этих двух методов.

d. Ни один из перечисленных

Правильный ответ: c

Тема 5. Трудовая мотивация.

Контент-тест:

1. Вознаграждение принято делить на …

a. внутреннее и внешнее

b. официальное и неофициальное

c. текущее и ожидаемое

d. материальное и моральное

Правильный ответ: d

2. Мотивация и стимулирование соотносятся следующим образом:

a. являются синонимами;

b. независимы друг от друга;

c. кооперируются;

d. взаимодействуют.

Правильный ответ: d

3. Осознаваемая причина действий и поступков личности определятся как:

a. задача;

b. цель;

c. миссия;

d. мотив.

Правильный ответ: d

4.Представляющий ценность для персонала конечный или побочный итог деятельности, связанный с удовлетворением его акту­альных потребностей:

a. вознаграждение;

b. опыт;

c. связи;

d. конфликт.

Правильный ответ: a

Практическое задание

Задания для выполнения практического задания.

Задание 1: используя определения понятий, выделите в таблице основные факторы, рычаги и инструменты механизма организационного поведения и обозначьте порядковыми номерами логическую последовательность их формирования и применения:

составляющая составляющая составляющая составляющая
Авторитет   Инстинкты Настроение   Стимулы
Активность   Интересы   Позиция   Темперамент  
Взаимность   Качества   Потребности   Характер  
Зависимость   Мотивы   Сознание Цели

Задание 2: перечислите и проранжируйте по степени действенности известные вам стимулы к труду, заполнив соответствующий столбец в таблице. Приведите мотивы, на которые направлены выделенные стимулы, заполнив третий столбец таблицы.

Стимулы к труду Мотивы воздействия
Деньги Благосостояние
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание 3: проведите сравнительный анализ известных Вам теории трудовой мотивации и определите, какая из них и по каким признакам наиболее предпочтительна в современных условиях.

Защита результатов практического задания

По окончании работы над практическим заданием, студенты представляют свои работы индивидуально

Тема 6. Научение

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

1. Специфика и характеристика научения.

2. Необходимость научения в организации.

3. Компоненты процесса научения в организации.

4. Организационная социализация работника.

5. Карьера работника. Управление процессами социализации и карьерой работника.

6. Критерии оценки персонального развития работника в организации.

Контент-тест:

1. Научение –это

a. относительно непрерывные изменения, которые происходят в человеке под влиянием получаемого опыта

b. постоянныеизменения, которые происходят в человеке

c. теория исследования поведения человека в условиях ограниченной информации

d. постоянныеизменения, которые происходят в организации

Правильный ответ: a

Основные функции управления

a. планирование, контроль

b. планирование, организация, мотивация, контроль

c. организация, мотивация

d. организация, мотивация, контроль

Правильный ответ: b

3.Постоянная склонность чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к кому-либо рассматривается как:

a. самолюбие;

b. установка;

c. принципиальность;

d. упрямство.

Правильный ответ: b

4. Процесс формирования поведения через взаимодействие когниций (ценностей, знаний, представлений и пр.), поведения и окружения человека посредством наблюдения им и подражания другим в социальном контексте – это:

a. психологическое научение;

b. условный рефлекс;

c. социальное научение;

d. общественное научение

Правильный ответ: c

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

1. Природа, типы групп. Факторы группового поведения.

2. Формальные рабочие группы. Команда.

3. Инструменты, приемы повышения эффективности функционирования команд и рабочих групп.

4. Нормы и роли в неформальных группах.

Контент-тест:

1. Важным достоинством группового решения является …

a. эффект синергии

b. эффект масштаба

c. скорость

d. ответственность

Правильный ответ: a

2. Неформальная организация определяется как:

a. реальное поведение людей в организации, их связи и взаимодействие между собой;

b. отсутствие четкой организационной структуры в организации;

c. организация, незарегистрированная в налоговой инспекции;

d. взаимоотношения дружески настроенных людей.

Правильный ответ: c

3. В организационном поведении выделяют аспекты:

a. взаимоотношения между руководителями и клиентами;

b. отношения между поколениями;

c. поведения системы в целом и поведения людей;

d. поведения соратников.

Правильный ответ: c

4. Группа, формируемая для долговременного выполнения определенной функции, называется:

a. постоянной;

b. функциональной;

c. производственной;

d. группой по интересам.

Правильный ответ: b

6. Для группового поведения не является характерным:

a. возникновение групповых норм;

b. появление лидера или инициативного ядра;

c. упорство в заблуждениях;

d. поощрение индивидуального мнения.

Правильный ответ: d

7. В том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество, обычно применяется:

a. авторитарный стиль руководства;

b. демократический стиль руководства;

c. консультативный стиль руководства;

d. доминирующий стиль руководства.

Правильный ответ: b

8. В силу каких причин менеджеры создают свою команду? Выберите необходимую причину:

a. количество стрессовых ситуаций уменьшается, если ре­шать проблемы сообща.

b. для передачи своих профессиональных навыков своим пос­ледователям.

c. вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность.

d. команды могут рисковать в большей степени, чем каж­дый член команды в отдельности.

Правильный ответ: c

Группа – это

a. Команда единомышленников.

b. Союз двух или более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели.

c. Союз десяти и более человек, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели.

d. Союз пяти или более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретной цели.

Правильный ответ: b

Сплоченность группы – это

a. Размер группы и внешние условия.

b. Состав группы и возможности членов группы.

c. Степень удовлетворения ее членов совместной работой и привлекательности ее продолжения.

d. Показатель совместной работы членов группы

Правильный ответ: c

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

1. Признаки конфликтной ситуации.

2. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

3. Технология предупреждения и урегулирования конфликтов.

4. Переговоры как средство разрешения конфликтов.

5. Методы управления конфликтами.

6. Роль руководителя в управлении конфликтами.

Контент-тест:

1. Индикативная функция организационного конфликта проявляется в том, что он помогает …

a. определить направление будущих изменений

b. понять, от каких организационных составляющих следует отказаться

c. выделять те проблемы, которые надо обсудить в коллективе

d. высвечивать те места в организации, где старое пришло в несоответствие с новым

Правильный ответ: d

2. Современная теория рассматривает конфликт как …

a. следствие плохого характера сотрудников

b. факт, с которым надо считаться

c. инструмент для организационных изменений

d. зло, которое нельзя допускать в организации

Правильный ответ: c

3. Факторы, вызывающие помехи в процессе коммуникации из-за явлений, протекающих во внешней среде, обозначаются термином …

a. дифтонги

b. адаптеры

c. фасеты

d. шумы

Правильный ответ: d

4. Конфликт может разворачиваться на уровне …

a. индивида, группы, комитета, организации

b. индивида и группы

c. индивида, группы и организации

d. индивида

Правильный ответ: c

5. Для целей управления конфликтом используют методы …

a. структурные и воспитательные

b. структурные и межличностные

c. межличностные и организационные

d. воспитательные и организационные

Правильный ответ: d

6. Конфликт возникает, когда ролевое поведение:

a. соответствует ролевому ожиданию;

b. неопределенно;

c. явно противоречит ролевому ожиданию;

d. недостаточно соответствует ролевому ожиданию.

Правильный ответ: c

7. Предмет конфликта – это:

a. объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся причиной раздора между сторонами;

b. то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон;

c. препятствие в достижении целей;

d. несовпадение интересов.

Правильный ответ: а

8. К проявлению межгруппового конфликта относится:

a. неопределенность позиций сторон;

b. усиление взаимодействия;

c. усиление сплоченности между группами;

d. столкновение между различными группами.

Правильный ответ: d

9. Разновидность организационного конфликта, про­являющегося на уровне личности работника и обусловленного раз­личными ролевыми позициями:

a. международный;

b. ролевой;

c. вневедомственный;

d. политический.

Правильный ответ: b

10. Конфликт, который происходит между двумя и более индивидами, находящимися в оппозиции друг к другу:

a. ролевой;

b. групповой;

c. межличностный;

d. межорганизационный

Правильный ответ: c

11. Процесс выработки со­вместного решения в тех случаях, когда у заинтересованных сторон разные предпочтения:

a. конфликт;

b. совещание;

c. переговоры;

d. управление.

Правильный ответ: c

12. «Открытые» проблемы проявляют себя в:

a. дружелюбии;

b. взаимопомощи;

c. конфликтах;

d. созидании.

Правильный ответ: c

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

1. Причины и факторы стресса на рабочем месте.

2. Удовлетворенность трудом и стадии потери интереса к труду.

3. Индивидуальные и групповые факторы борьбы со стрессом в организации. Организационный и индивидуальный стресс-менеджмент.

Контент-тест:

1. Внешние источники стресса это:

a. Экономические, политические, технологические.

b. Те, которые автоматически возникают в ответ на внешние стимулы.

c. Характер выполняемой работы

d. Экономические и технологические

Правильный ответ: a

2. Организация - это:

a. Сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели

b. Сложная динамическая система, имеющая цель.

c. Жесткая структурная упорядоченность

d. Совокупность взаимосвязанных элементов, совокупность свойств которых дает новое качество

Правильный ответ: a

3. Источники повышения эффективности деятельности организации это:

a. Индивидуальная эффективность.

b. Индивидуальная эффективность, групповая эффективность, организационная эффективность.

c. Организационная эффективность.

d. групповая эффективность, организационная эффективность.

Правильный ответ: b

4. Критериальная основа, воздействующая на восприятие, это:

a. Расположения, мотивы, интересы, прошлый опыт, ожидания

b. Мотивы и стимулы

c. Прошлый опыт и ожидания

d. Нет правильного ответа

Правильный ответ: a

5. Бихевиоризм это:

a. Самоидентификация, желаемый и нежелаемый имидж, ролевые ограничения, конечные ценности, социальный образ.

b. Крупная школа психологии, охватывающая широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, образование условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков.

c. Содержательная теория мотивации.

d. Процессуальная теория мотивации

Правильный ответ: b

6. Типология личности Майерс-Бриггс выделяет следующие универсальные пары типов:

a. Экстраверт и интроверт, сенсорный и интуитивный, мыслительный и чувствующий.

b. Экстраверт и интроверт, сенсорный и интуитивный, мыслительный и чувствующий, решающий и воспринимающий.

c. Экстраверт и интроверт, мыслительный и чувствующий, решающий и воспринимающий.

d. Сенсорный и интуитивный, мыслительный и чувствующий

Правильный ответ: b

Тема 10. Власть и политика.

Примерный перечень вопросов для проведения опроса

1. Сущность и специфика власти.

2. Сущность и специфика влияния.

3. Взаимосвязь власти и влияния.

4. Типы политики в организации.

5. Стратегия и тактика приобретения власти в современных организациях.

6. Политические выгоды власти.

Контент-тест:

1. Полномочия руководителя определяются как:

a. возможность выполнять задания;

b. право принимать решения на своей должности без их одобрения вышестоящим руководителем;

c. право принимать решения по всем вопросам;

d. права руководителя.

Правильный ответ: b

2. Основой власти в организации является:

a. добровольное подчинение;

b. авторитет руководителя;

c. приказы и распоряжения руководства;

d. принуждение, ресурсы, добровольное подчинение.

Правильный ответ: d

3. Необходимость власти в организации определяется тем, что:

a. власть приводит к дезорганизации;

b. власть существует для подавления личности;

c. власть является организующим началом;

d. власть служит для обособления организации.

Правильный ответ: c

4. Эффективность работы руководителя определяется:

a. объединением людей с целью совместной работы;

b. объемом производства продукции;

c. развитием рыночных отношений;

d. предпринимательской деятельностью подчиненных.

Правильный ответ: a

5. Реализация функций, которые должен выполнять любой руководитель:

a. тактика;

b. цель;

c. управление;

d. планирование.

Правильный ответ: c

6. Методы, опирающиеся на власть руководителя, его право отдавать распоряже­ния являются:

a. демократическими;

b. организационно-распорядительными;

c. авторитарными;

d. официально-прагматическими.

Правильный ответ: b

Основы власти в организации

Наши рекомендации