Пути овладения культурой общения

Этика взаимоотношений детей и взрослых. Пути овладения комму­никативной культурой. Правила интервьюирования жителей. Прове­дение социологического опроса.

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школь­ном музее. Правила коллективного создания текста экскурсии в школь­ном музее по вновь созданной экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии по памятным местам окрестно­стей школы.

Практические занятия

Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам).

Развитие творческой активности

Практические занятия

Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «От­крытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.

Психолого-педагогическая диагностика занимающихся

Практические занятия

Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Вы­явление психолого-педагогического портрета окружения обучающих­ся. Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.

Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью опре­деления (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников.

Подведение итогов года

Подведение итогов годовой работы. Разбор деятельности каждого участника, его вклада в общее дело. Подведение итогов индивидуаль­ных проектов. Планы на следующий учебный год.

Литература

· Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. /Труды Государственного исторического музея. Вып. 52; Под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. – М.: 1980.

· Александрова Н.А. Государственные символы и награды. Справоч­ное пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в на­чальной школе. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

· Бардин К. Азбука туризма.– М.: Просвещение, 1981.

· Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.): Учебное по­собие. – М.: 1978.

· Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. – М.: Просвещение, 1974.

· Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. – М.: Мысль, 1996.

· Документальные памятники: выявление, учет, использование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.А.Аль­тман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др. Под ред. С.О.Шмидта. – М.: 1988.

· Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

· Издательская деятельность музеев: Методические рекомендации. – М., ГЦМСИР, 2010.

· Изучение материалов о Великой Отечественной войне в средней школе: Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию на материале краеведения. /Под ред.П.В.Иванова. – М.: 1975;

· Историческое краеведение. (Основные источники изучения истории родного края): Пособие для студентов педвузов /Под ред. Н.П.Милоно­ва – М.: 1969.

· Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов истори­ческих факультетов педагогических институтов: Изд. 2-е перераб. и доп. /В.Н.Ашурков, Д.В.Кацюба, Г.Н.Матюшин; Под ред. Г.Н.Матю­шина. – М.: 1980.

· Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексиевской пустыни. – Ярославль, 2015.

· Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

· Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методиче­ское пособие. – М.:, 2006.

· Константинов Ю.С. Из истории детско-юношеского туризма в Рос­сии. 1918-2008. – М.: ФЦДЮТиК, 2008.

· Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Даринского. – М.: 1987; Смирнов В.Г.

· Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985.

· Краеведческая работа в начальных классах: Из опыта работы. /Сост. И.В.Соколова. – М.: 1977.

· Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в помощь краеведам. /Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. – М.: 1990.

· Кружковая работа по истории и обществоведению: Сб. статей: Кни­га для учителя. /Сост. М.П.Простов. – М.: 1984 и др.

· Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-кра­еведческих объединений учащихся. – М.: ЦДЮТур, 1998.

· Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. /Под ред. Н.С.Борисова. – М.: 1982;

· Музейные термины. /Сб. науч. трудов Центрального музея Револю­ции СССР:

· Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История». /Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. – М.: 1988.

· Михайловская А.И. Музейная экспозиция. (Организация и техни­ка). /Под ред. Ф.Н.Петрова и К.Г.Митяева. – М.: 1964.

· Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламуно­ва, Э.А.Павлюченко; Под ред. Т.А.Кудриной. – М.: 1985.

· О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Ми­нистерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003./ Рос­сийский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 2(46) – М.: 2003.

· Огородникова С.В. Музейно-педагогическая деятельность в сельском социуме: Учебно-методическое пособие. – Киров, 2015.

· Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.

· Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.

· Описание вещественных музейных предметов. Методическое пособие. М., ГЦМСИР, 2011.

· О порядке ведения (оформления) документации при постановке на государственный учет памятников истории и культуры, объектов при­роды, хранящихся в. общественных музеях, в том числе школьных /Методическое письмо Министерства культуры СССР. – М.: 1980.

· Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТиК, 2001.

· «Отечество»: Альманах. Вып.5: Родословие: Программы, опыт, ре­комендации для руководителей объединений в образовательных уч­реждениях./ Сост. Н.А. Александрова, Ю.А.Попович. – М.: ЦДЮТур, 1998.

· «Отечество»: Альманах.- Вып. 1–7. – М.: ЦДЮТиК, 1995-2001.

· Персин А.И. Школьные музеи в России: исторический аспект. /IV Всероссийские педагогические краеведческие чтения. Сб. докладов. – М.: 1997.

· Персин А.И. Об итогах: паспортизации школьных музеев в Россий­ской Федерации по состоянию на 1996 г. /Вестник детско-юношеского туризма в России. – М.: 1997, № 2 (22).

· Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Персин А.И. Словарь юного краеведа. – М.: ФЦДЮТиК, 2008.

· Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003. № 28-51-181/16. «О деятельности музеев образовательных учреждений». / Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. № 2 (46). – М.: 2003.

· Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Рос­сийской Федерации «Отечество»/ Современное состояние и перспекти­вы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссий­ской научно-практической конференции. – М.: 1999.

· Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий. – М.: Владос, 2001.

· Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собра­ния. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.

· Решетников Н.И. Школьный музей и его деятельность: Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2015.

· Родин А.Ф. История родного села. Пособие по внеклассной краевед­ческой работе. – М.: 1954.

· Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. – М.: 2001.

· Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. –М.: ФЦДЮТиК, 1992 – 2009 гг.

· Рубцова З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. – М.: ЦДЮТур, 1998.

· Руководство для актива школьных музеев. (Методическое пособие). /Сост. З.А.Огризко. Под ред. А.В.Ушакова. – М.: 1962.

· Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности уча­щихся. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.

· Сборники докладов и аннотаций Всероссийских конференций участников туристско-краеведческого движения учащихся «Отече­ство». – М.: ЦДЮТур, 1995-2009.

· Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи./ Сост. Константинов Ю.С., Усков С.В. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. – М.: 1988.

· Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педа­гогу-краеведу. – М.: 1994.

· Сергеев И.С., Сергеева В.И. Краеведческая работа в школе. – М.: Просвещение, 1974.

· Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учи­теля: Из опыта работы. – М.:1987.

· Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителей. – М.: 1973.

· Современное состояние и перспективы развития краеведения в ре­гионах России: Материалы Всероссийской научно-практической кон­ференции: 10-11 декабря 1998 г. – М.: 1999.

· Стешенко Л.А. Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. М.: 1977.

· Строев К.Ф. Краеведение. – М.:1976.

· Словарь говора казачьего населения станицы Отрадной Краснодарского края. Сост. С.Д.Мастепанов. – Армавир-Отрадная, 2013.

· Теория и практика архивного дела в СССР: Учебник. /Под ред. Ф.И.Долгих и К.И.Рудельсон. – М.: 1980.

· Терминологические проблемы музееведения. – М.: 1986.

· Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск пер­вый: С древнейших времен до конца ХVIII века: Учебное пособие. – М.: 1962.

· Туманов В.Е. Общественные музеи. /Сб.науч.трудов. «Музейное дело в СССР»: Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на со­временном этапе. – М.; 1985.

· Туманов В.Е. Некоторые проблемы школьного краеведения Мо­сквы. /Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в по­мощь краеведам. Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. – М.: 1990.

· Туманов В.Е. Наследие в системе образования. /Информ. сб. Инсти­тута Наследия «Наследие и современность», вып. № 2: Школьное кра­еведение: программы, идеи, опыт. – М.: 1995.

· Туманов В.Е. Школьный музей. – М.:ФЦДЮТиК, 2006.

· Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей. /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П.Радищев и др.; Под ред. В.В.Титова. – М.: 1988.

· Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей./ под ред. Константинова Ю.С., Маслова А.Г. – М.: Советский спорт, 2005.

· Фондовая работа в школьном музее (методические рекомендации). – М., ГЦМСИР, 2011.

· Фоломеев В.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания. – М.: 1976.

· Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г. /Рос­сийская культура в законодательных и нормативных актах: Музейное дело и охрана памятников: 1991-1996. – М.: 1998.

· Филимонов С.Б. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). – М.: 1991.

· Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: 1987.

· Школьные музеи: Из опыта работы. /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина – М.: 1977;

· Школьные музеи: Сб. документов. М.: 1987.

· Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и со­временность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 2; Сост. и науч. ред. В.Е.Туманов. – М.: 1995.

· Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное посо­бие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – СПб., 2000.

· Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992.

· Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: Пособие для учите­лей. – М.: 1972.

· Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юноше­ства. Выходит с 2006 г. Издатель – ООО «Школьная библиотека».

· Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школь­ный, детский). – М.: НП «Стоик», 2007.

· Янбых Л.Е. Общественные музеи в системе музеев РСФСР. /Труды ГИМ, вып. № 52:

Наши рекомендации