Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания
Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания
Под методами ФВ понимаются способы применения ФУ. В ФВ применяются 2 группы методов специфические (характерны только для процесса ФВ) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специфическим методам ФВ относятся;
1)методы строго регламентированного упражнения;
2)игровой метод (использование упражнений в игровой форме):
3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения ФУ и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Применения общепедагогических методов в ФВ зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике ФВ как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач ФВ.
Тестирование как метод научного исследования в теории и методике физического воспитания
Наряду с методами традиционного педагогического, социологического и аппаратурного наблюдения в исследованиях по теории физической культуры довольно широко используется тестирование, основанное на выполнении испытуемым двигательных заданий в строго регламентированных условиях.
В отличии от других видов наблюдения, для которых характерна позиция «невмешательства» в рассматриваемый объект, тестирование влияет на состояние испытуемых, подчас весьма существенно. Это принимается во внимание при организации процедур тестирования. В частности, установлены правила выбора и применения гестов в соответствии с требованиями валидности, объективности и воспроизводимости результатов тестирования. Определены комплексы тестов для разносторонней оценки физической подготовленности.
Различают:
• тесты для определения уровня общей физической подготовленности,
тесты, для оценки степени развития физического качества, тесты, для оценки физического состояния занимающихся и др.
На основании полученных данных:
определяется уровень соответствия физической подготовленности возрастным требованиям,
проводится контроль успеваемости по предмету «физическое воспитание»,
осуществляется отбор занимающихся в группы и секции по физической культуре и спорту,
ведется наблюдение с цель контроля развития физических качеств,
определяется уровень дозирование нагрузки,
проводятся исследования физиологического состояния занимающихся и основных
процессов, происходящих при выполнении физической нагрузки, и т.д.
Тестирование применяется для оценки двигательных возможностей, физической подготовленно-сти, его отдельных компонентов и степени их изменения под влиянием физкультурной деятельности с целью получения конкретной количественной информации об эффективности исследуемых факторов физической культуры и в других целях. Для обобщающих исследований по теории физической культуры особый интерес представляют сводные материалы массового тестирования, выявляющие степень физического развития и физической подготовленности широких контингентов населения, взятые в сочетании с информацией о воздействовавших факторах (режим двигательной деятельности обследуемых контингентов, факторы физической культуры и т.д.).
Принципы непрерывности процесса физического воспитания и системности чередования в нем нагрузок и отдыха. Требования к их реализации в процессе физического воспитания.
Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях. 1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий ф.у. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям. 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что былоприобретено ранее в процессе занятий ф.у.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха предполагает, что для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха (ординарный (полный) отдых обеспечивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия; жесткий — предусматривает выполнение очередной нагрузки на фоне более или менее значительного недовосстановления работоспособности занимающихся; Суперкомпенсаторный — обеспечивает повышенную работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку).
Подготовка учителя физкультуры к уроку (заблаговременная и непосредственная).
Организация и проведение урочных занятий представляет собой сложную многостороннюю деятельность. Поэтому для того, чтобы достичь высокого качества урока, преподавателю необходимо заблаговременно и тщательно готовиться к нему, в частности:
а) определить задачи урока;
б) разработать конкретный план его;
в) предусмотреть необходимое материальное оснащение.
Эти разделы подготовки взаимосвязаны, но в то же время каждый из них требует специальной работы.
Задачи урока, как уже говорилось, должны быть посильными для решения в данном занятии. Определить задачи урока - значит выявить его место в системе занятий и с возможной полнотой представить себе его результаты. Этому способствует рабочее планирование. Однако действительный ход учебно-воспитательного процесса всегда вносит коррективы в планы. Поэтому поставленные задачи всякий раз необходимо уточнять на основе тщательного анализа результатов предыдущего урока или ряда уроков и учета количества оставшегося времени во всей серии занятий. Только так можно обеспечить должную преемственность планируемых уроков.
Правильность постановки задач урока и порядка их решения определяется во многом педагогическим опытом преподавателя и его творческими способностями. Однако никогда не следует переоценивать личный опыт, так как глубокое и всестороннее познание учебно-воспитательного процесса достигается только в результате коллективных усилий. Поэтому при постановке задач урока возникает необходимость в изучении новейших данных о методических путях их решения. В результате предварительного изучения литературных источников в намеченные ранее задания и общий план их решения вносятся коррективы.
Следующий момент в подготовке к уроку - это составление подробного плана проведения его, плана-конспекта урока. Такое планирование позволяет более полно учесть все стороны деятель-ности занимающихся и глубже разработать ее организацию. Планирование урока начинается с определения наиболее рациональной последовательности решения задач. Обучение новому материалу, как уже говорилось, требующее наибольшего внимания и оптимальной работоспособности учащихся, планируется в основной части занятия; решение более легких задач — в начале и в конце урока. Далее подробно разрабатывается содержание основной части урока: порядок выполнения упражнений и их дозировка, объяснения, распоряжения, указания учащимся и т. д. Намечаются схемы организации учащихся при выполнении упражнений. Все это записывается в конспект.
Особое внимание следует уделять подбору упражнений, тщательно намечая основные и вспомогательные действия, необходимые для решения задач урока. В результате должен быть разработан комплекс упражнений, отражающий с достаточной полнотой методику обучения и воспитания в научно-обоснованной последовательности.
Разработав содержание основной части урока, преподаватель планирует подготовительную и заключительную части, учитывая их биологические и педагогические закономерности. При этом важно, как и при разработке плана основной части, четко продумать форму постановки задач, смысл и назначение упражнений, дозировку нагрузки, методы организации занимающихся, переходы и перестроения, свое место на рабочей площадке урока.
В заключение планируется домашнее задание. Это не исключает надобности дополнять его в связи с ошибками учащихся, допущенными в уроке.
Заблаговременно перед уроком преподаватель должен подготовить места занятий и опробовать упражнения. К подготовке мест занятий привлекаются и занимающиеся, но контроль препо-давателя при этом не снимается. Практика показывает, что именно из-за неподготовленности мест занятий бывает большинство простоев в уроках и травм.
Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания
Под методами ФВ понимаются способы применения ФУ. В ФВ применяются 2 группы методов специфические (характерны только для процесса ФВ) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специфическим методам ФВ относятся;
1)методы строго регламентированного упражнения;
2)игровой метод (использование упражнений в игровой форме):
3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения ФУ и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Применения общепедагогических методов в ФВ зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике ФВ как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач ФВ.