Ключников Сергей Анатольевич, госинспектор Национального парка «Угра».

− Всё продумано! Никакого ущерба природе не будет!

− Но вам ведь это огромные хлопоты… Зачем вы на них пошли?

− На будущее! Чтобы были ещё такие мероприятия. Пошли на все уступки. Это завтра всё будет убираться, будет порядок наводиться. Все сооружения − из сушняка. Костров − видите − нет. Для горячей еды вон полевая кухня, газовые баллоны, плиты. Что, эта трава помятая? Она через неделю будет свежей. А мелкий мусор, «бычки»… С «Экспедицией» мы договаривались, что вся территория будет просеяна. Такой договор есть. Письменный.

Пример очень грамотного сотрудничества неформалов с властями. Гармонично использован целый комплекс мер. Важнейшим фактором является наличие неформальных отношений с местными жителями, то, что Полина назвала «Полисский их приучил...». Выбор места в заповеднике с явными неудобствами − даже костры нельзя жечь − совершенно нетипичное решение. Но зато это место имеет свою историю («Стояние на Угре»), перекликается одновременно с патриотическими и экологическими настроениями молодёжи и, в то же время, не имеет отношения к экологам-экстремистам-грантоедам. Территория двойного подчинения − район и заповедник, иногда в таких местах легче лавировать между несколькими властями. При двух властях «наверх» уходят сразу два «плюсика» − отчёта о проведённых мероприятиях. В глубинке властям минимум дела до политики, но они более зависимы от своего населения, от местного общественного мнения. Из рассказа можно неявно предположить, что «Экспедиция» пользовалась и традиционными для нашего времени бизнес-методиками.

Будить надежду

- Меня зовут Кравцов Александр, я − первое лицо «Экспедиции». У меня есть много визиток, на одной написано «Главный бабуин», на другой «Брендмастер», на одной «Президент группы компаний «Руян», которой принадлежит бренд «Экспедиция». Но... Мы говорим о музыке? Или мы говорим о философии? Или мы говорим об организации?

- Об отношении вашей коммерческой структуры к...

- А с чего вы взяли, что мы коммерческая структура?

- У меня пока ограничен словарный запас. Я два часа назад пришёл из внешнего мира на эту поляну. Это полностью новое для меня сообщество...

- О, «сообщество», − это уже лучше! Хотите чаю?

- Не откажусь. Основная моя тема в журналистике, больше всего моих текстов опубликовано про неформальные сообщества.

- О, тогда вы по адресу!

- Но я ещё не знаю вашего сленга и системы понятий. Когда я называю вещи, я, конечно, ошибаюсь…

- Ничего страшного.

- …стараюсь выражаться очень осторожно, но всё равно «попадаю» в те слова, которые здесь имеют другое значение, чем в сленгах других сообществ или в обыденном языке. Итак, отношение вас к происходящему на этой поляне?

- Мы − сообщество людей, которым нравится такой образ жизни. Иногда это приносит прибыль, иногда это не приносит прибыли. Но в любом случае нам нравится так жить, и у нас это хорошо получается.

Такой ответ типичен для информальных предприятий. Для них ценность образа жизни важнее ценностей нормы прибыли.

– Вы в известном стандартном языке не находите слова, понятия, которое бы описывало отношения между вами и остальной частью того, что на этой поляне происходит?

– Почему? Находим. У нас главная цель − мы пытаемся в людях будить надежду на то, что можно всё делать лучше своими руками. Базовая фраза: «Дороги хватит на всех». Мы не музыканты, мы не джипперы, мы не каякеры, не спелеологи, не парашютисты, не геологи. Мы не ищем экстремальных приключений, но если они нас находят, то мы умеем себя в них хорошо вести. Обычно мы много путешествуем на оранжевых машинах, любим вертолёты.

– Вы − сообщество, и то, что на поляне − тоже сообщество. Вы часть этого сообщества, или они часть вас? Или как?

– Нет, скорее... Мы, «Экспедиция», это некий бриллиант, у которого много граней. Каждую грань мы шлифуем. Тщательно. Ну, а музыка − важная грань и та попытка, которая предпринята на этой поляне частью нас, частью Кожекина Володи или Козловского Андрея. Мы пытались собрать музыку разных жанров. Мы назвали это «Живая музыка». Жанр не важен, главное, чтобы это было от души, чтобы это было талантливо. Эта попытка не несёт пиар-цели и, тем более, она не несёт коммерческой, ну, или как минимум прямой коммерческой выгоды.

Сюда приехало много людей, которые с нами работают, много наших друзей, даже моя собака. Давайте я попробую сформулировать кто тут люди в оранжевых футболках, почему здесь стоят эти чУмы. Чумы, кстати, это жилище народов Севера, традиционное. В России промышленно их никто, кроме нас, не производит...

Мы не часть этого сообщества, которое на этой поляне. И это сообщество − не часть нас. Мы пытаемся создавать площадку, на которой разного рода живые люди из разных видов деятельности, из разных увлечений, из разных образов жизни знакомятся, общаются и… ну, мы как можем, с одной стороны, пытаемся этому способствовать, с другой стороны, нам самим это очень нравится.

Мы считаем, что в нашей стране есть очень много того, чем можно гордиться. В прошлом году начали такой проект «Культурная навигация». Описали 500 точек, самых значимых для России, примерно по 10 срезам: самые смешные, самые трагичные, самые интересные, яркие, великие, природные... Но на самом деле описать-то каждый может. Мы их собрали. А «собрать» − это значить приехать своими ногами, взять GPS координаты, сфотографировать, так, чтобы это место было идентифицировано в пространстве. Чтобы эти точки стали контрольными. Вполне вероятно, что завтра мы окажемся на каком-нибудь джип-фестивале на Байкале. А если окажемся не мы, то там окажутся наши друзья, которые туда приедут в оранжевых футболках. Не на оранжевых машинах, но на машинах, обклеенных нашими оранжевыми логотипами.

Из этого отрывка видно, что пересечение в рамках одного пространства/времени представителей разных культур и жанров — не случайное явление, а сознательная политика организаторов фестиваля. Отсюда аналогия с бриллиантом и его множеством граней. Но транслятор используется пока старый — песенный фестиваль, появится ли принципиально новый транслятор — вопрос!

А здесь удивительное место, здесь было стояние на этой реке с татаро-монголами, здесь митьки строят потрясающие вещи. Можно считать, что мы здесь работаем на поляне: конечно, мы полевую кухню кочегарим, кормим чего-то там, машину ремонтируем, можно считать, что мы здесь отдыхаем − грань очень условная. У нас нет рабочего дня, у нас нет рабочей недели, рабочего года. Зато мы позволяем себе тридцать раз в году вот так вот лежать на разных полянах, будь то на Камчатке, или на Байкале, или в Южной Америке, или в Антарктиде, или сегодня − здесь. Мы просто не знаем другого способа более интересно, увлекательно проводить время. А то, что это нам приносит прибыль, это даже хорошо. Но один из самых известных наших проектов − гонка (на джипах) «Мурманск-Владивосток», он не приносит прибыли вообще, а большие убытки, тем не менее, мы не собираемся его закрывать, потому что нам он очень нравится. И тут сегодня будет хорошая ночь.

– Давно ваше сообщество возникло?

– Формально четыре года назад.

– А когда оранжевый цвет появился?

– Четыре года назад, когда в Москве был открыт ресторан «Экспедиция».

– Совпадение с «оранжевой революцией» — случайное? На Украине человек в оранжевой футболке демонстрирует свою приверженность определённым политическим взглядам.

– Начнём с того, что здесь нет совпадения, это раз. Это вопрос к Ющенко, а не к нам. Точнее, к американским политтехнологам. Когда Ющенко был ещё фиг знает кем, мы уже ходили в оранжевых футболках. Это цвет МЧС. У нас в ресторане стоит настоящий оранжевый вертолёт МЧС. И с этого пошёл наш оранжевый цвет. Ну, и ещё там половая чакра, оптимизм, апельсины... Жизнь прекрасна!

Синтез

— Ты Вова Кожекин? − Да.

— Я журналист Михаил Кордонский, мне Полина сказала, что ты…

- Всё, не надо рекомендаций! Я вас знаю, я читал «Технологию группы».

— Приятно слышать! Ну, давай поработаем? Как это всё официально для прессы называется?

- Ты знаешь, бардак полный, вся терминология слетела, вообще ничего непонятно. Я уж вчера говорил телевизионщикам всё... Фестиваль честной музыки... Фестиваль живой музыки... Ну, плюс джаз, этно, регги, рок, фолк, барды − всё вместе. Собрали всё яркое, что есть, вот... Ну... Трудно это описать. Давай я тебе всю историю расскажу, тебе всё будет понятно сразу. Я просто всё время боюсь, что времени не хватит.

- Вовка! Наши чуваки в списке на автобус?

- Ну, уедут, нормально всё. Ребята, не отвлекайте, а то меня сейчас заберут, а обидно...

- У меня ребята перед автобусом стоят и говорят, что у них 400 рублей с каждого требуют.

- Скажи: Кожекин сказал. Я думаю, этого хватит. Значит... Это было около года назад. Сидел великий бард земли русской Андрей Козловский и хозяин фирмы «Экспедиция»...

- Вить, вы у автобуса? Подойдите к автобусу, который по 400 рублей. Это правильный автобус. Но вы там должны быть в списке. Он говорит, что вас забыли вписать. Поэтому вы подходите к автобусу, звоните мне, я даю трубку Вовке,
и вас вписывают.

- И говорит хозяин «Экспедиции»: «Как испортилась Грушинка! Это вообще нереально! Я туда больше никогда не поеду! Вот я всегда ездил на Грушинку. А теперь я не еду!» Козловский говорит: «А что ты сделал, чтобы приятно было туда ездить?! Устроил там рекламу своей фирмы. Взрывал фейерверки, хотя там это запрещено. Катался на каких-то плотах по пруду. Ты пытался там системно изменить ситуацию? Давай соберём музыкантов − молодых, ярких, много. Давай привезём их всех на Грушу, давай сцену поставим отдельную, ну и...» Всё, видишь, уехал я. Я приеду через час, не уезжай. Автобусу скажи − отправитесь все. Скажи:
Кожекин сказал!..

Кожекин не приехал ни через час, ни через… Да ничего страшного, в общем, всё ясно. Для тех, кто понимает…

Заключение

Предварительный этап синтеза новой волны общественных движений 2010-2035 гг. начался. Предыдущая подобная эпоха приходится на 1980-е − начало 1990 гг. Снова оглянувшись на это время, можно сделать ещё несколько небесполезных выводов.

Зародышей новых движений появляется намного больше, чем остаётся потом в поле новой волны. Часть их неизбежно погибает, не выдержав «видовой конкуренции». В начале 1990-х, таким образом, погибло движение анархо-синдикалистов. Оказалось замкнутым в узкой резервации нарождающееся, и, казалось бы, очень перспективное движение клубов славяно-горицкой борьбы. Погибло движение неформальных политических информ-издательств, процветавших в период синтеза. И т.д.

Так или иначе, утверждение о том, что зародышей новых общественных движений будет больше, чем выживет, является достаточно обоснованным. Этот вывод позволяет сформулировать и ряд соответствующих следствий.

Не все из перечисленных выше зародышей эпохи синтеза разовьются в полноценные движения. Мы выбрали для примеров даже не самые мощные, а те, на которых удобно показать читателю принцип синтеза. Вполне возможно, что лидером новой волны станет пока малоизвестное движение.

Появление устойчивого транслятора более вероятно в зонах наиболее плотного пересечения различных былых движений и субкультур. Формируемый этнокод зависит от того стыка культур, в рамках которого формируется инкубатор, рождающий соответствующий транслятор. Новые движения перенимают (заимствуют, синтезируют, наследуют) черты старых, добавляя к ним что-то своё. В краткий момент инкубации процессом создания этнокода можно ограниченно управлять, добиваясь преимущества одних наследственных черт перед другими.

Будущие победители гонки не боятся генерировать в рамках собственного тела отдельные субкультуры и субдвижения. Потеря единства в этом случае − лишь видимость, так как устойчивость и ареал распространения всего движения в целом только нарастают, а несущий этнокод в целом сохраняется.

В числе свойств будущего победителя − независимость от специфического момента в случае революционной ситуации, которая длится несколько лет, а движение живёт десятилетия. Победивший транслятор будет иметь более фундаментальный характер, способный жить как в условиях революционной ситуации, так и после её окончания.

Вероятно, уже к 2013-2015 гг. большинство зародившихся движений пройдут кризисную точку. После неё станет понятно, кто «выиграл тендер» (не Кремля и БАБа, а самой социальной Природы). А кто − проиграл его и вытеснен на периферию общественного поля в виде разрозненных остатков, поглощаемых победителями, и примыкающих к оставшимся мемориальным движениям прошлой поры.

Прямое управление движением невозможно, так как движение представляет собой очень динамичную САМОорганизующуюся среду. Управление возможно лишь с помощью формирования изначального этнокода движения. А после этого, зная (или сознательно заложив) типичные реакции этого кода, − с помощью вбрасывания в среду определённых стимулов и раздражителей .

Количество инкубаторов, в рамках которых идёт синтез новых движений, стихийно нарастает и будет нарастать. Именно в эпоху синтеза движения получают тот «генетический» код (этнокод), который проносят потом через десятилетия. Изменить этот код невозможно, а задавить движение силой возможно только теоретически. Практика показывает, что в случае гонений настоящее сильное движение уходит в подполье, нисколько не зависит от отсутствия финансирования со стороны властей (и государства, и меценатов) и успешно выдерживает давление. Об этом говорит опыт хиппи, диссидентов, коммунаров, русского рока, ролевиков и многих других.

Мы не наблюдаем, как тщательно ни искали (а как хотелось бы найти...), сознательного использования социальных технологий «долгого действия» субъектами (лидерами, меценатами) происходящих сейчас политических событий.

Используемая литература и другие источники

1. Шубин А. О пользе конструктивного утопизма: http://informational.2084.ru/konstr.htm

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.

3. Краткий психологический словарь. Под ред. Петровского А.В.и Ярошевского М.Г. − М.: Политиздат, 1985.

4. Словарь Glossary.ru

5. Независимая газета, 17.03.2000. «Стон растерянного маргинала».

6. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. − Мн.: Книжный Дом, 2003.

7. Данэм Б. Герои и еретики. М., Прогресс, 1967.

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М. Айрис-пресс, 2003.

9. Гумилёв Л.Н. Биография научной теории, или Автонекролог. //Знамя. 1988. № 4.

10. Шубин А. Гармония истории. М. 1992.

11. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. − М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

12. Неформалы 2000ХХ.М., Европа, 2007

13. Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. Мозырь: Белый Ветер, 1999 г.

14. Психология. Словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. − М.: Изд-во политич. лит-ры, 1990.

15. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

16. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. − М.: «Высшая школа», 1984.

17. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. − М.: Физкультура и спорт, 1981

18. Дольник В. «Непослушное дитя биосферы» − М.: Паритет, ЧеРо-на-Неве, 2004.

19. Р. Морозовский. Лидер и законы неформальных групп. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/29/1

20. Александр Шубин. О пользе конструктивного утопизма http://informational.2084.ru/konstr.htm

21. Кьелл А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

22. А.Маслоу. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997

23. http://svetilkin.livejournal.com

24. http://borkhers.livejournal.com

25. http://iriney.ru/links/sites/rahmanov/www.entheta.ru/public/tenquest.html

26. Итоговое заявление международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», май 1994 года, Москва. http://iriney.ru/document/005.htm

27. Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты − угроза религиозного экстремизма», декабрь 2002. http://iriney.ru/document/018.htm

28. Данилин П. Новая молодёжная политика 2003-2005. − М.: Европа, 2006.

29. Сопротивление − вперёд! Рассказ Ильи Будрайтскиса. http://altruism.ru/sengine.cgi/13/14#sv

30. «Я. Путь стать властью». Издана для внутреннего пользования молодёжной политической организацией «Молодая гвардия» в 2006 г.

31. Путч грантоедов. http://kreml.org/opinions/87340042

32. Агитон К. «Альтернативный глобализм». − Москва: Гилея, 2004.

33. «Мастера». Альманах. http://www.alexander6.ru/alexander6/41009

Вверх


[1] Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) — британский историк и общественный деятель. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд — фундаментальное 12-томное «Исследование истории» (1934-1961) — принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. (6).

[2] Валерий Абрамкин — директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, автор многочисленных публикаций и докладов для международных правозащитных организаций и правительств. В 70-х — один из трех сопредседателей Московского (практически всесоюзного) Совета КСП.

[3] По некоторым источникам в недавней переписи населения РФ около 200 000 взрослых людей самоопределились как «эльфы» и «гоблины». По этому поводу было множество публикаций, свидетельств переписчиков, но на официальном сайте Переписи таких национальностей не находится. При переписи в Австралии 70 тыс. граждан в графе «вероисповедание» написали: «религия Джедай». Мы не имеем возможности проверить точные цифры, но уверены, что такие случаи вполне могли быть.

[4] «...Бытие социально-классовой организации общества может быть представлено как бесконечное количество непрерывно сменяющих друг друга социально-классовых фракталов».(6)

[5] О.В. Лишин — один из основателей научной неформальной педагогики в России, доктор психологических наук. Его разработки использованы в этой книге (11).

[6] Клуб «Город мастеров» − один из осколков Системы «Рассвет», в которой технология ролевых игр применялась в педагогических целях ещё задолго до «эпохи толкиенизма».

[7] Использованы материалы из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13).

[8] Ниже использованы отрывки из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13).

[9] В случае, если авторы − внешние наблюдатели − с этим согласны, такой частный случай неформальной группы маркируется термином «информальная».

[10] Геодакян Виген Артаваздович, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова АН СССР. Биолог-теоретик. Научные интересы − связанные с полом проблемы эволюции, генетики, экологии, асимметрии мозга и психологии, а также вопросы информации и организации систем.

[11] Ассоциация Action pour une taxe Tobin d'aide aux citoyens (За налог Тобина в помощь гражданам). «Налог Тобина» предполагает отчисления со всех международных финансовых операций в размере 0,1%, что, по мнению его сторонников, сократит масштабы «вредных» кратковременных финансовых спекуляций.

[12] Уманский Л.И. (1921-1983) — доктор психологических наук, проф. Курского гос. педагогического института, затем Костромского и Ярославского университетов. Основатель Курской педагогической школы. Автор научных трудов по социальной психологии молодёжных групп и лидерству в коллективе. (15). См. также: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. (16).

[13] Своеобразна в этом смысле ситуация у оппозиционных политических организаций. Но они нетипичны для неформального поля — их численность очень мала на фонемассовых аполитичных неформальных сообществ. И даже они стараются действовать в рамках закона, не переносить идейную конфронтацию с властями в плоскость бытового конфликта.

[14] Есть некоторые отличия. Например, среди неформалов практически нет представителей так называемых «новых религий» — мормонов, Свидетелей Иеговы и т.п. Есть неформальные сообщества, среди которых процент религиозных больше или меньше, чем в среднем. Например, скауты, в основном, православные, а политические левые — атеисты.

[15] Информационно-консультационный Центр священномученика Иринея Лионского − научно-богословское учреждение Русской православной церкви, занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов, а также социальной психологии, психологии насилия, проблемами прав человека и др.

[16] В бытовой речи иногда называют баптистами всех «неофициальных верующих», используя это слово как синоним слова «секта». Подчеркиваем, что мы имеем в виду одну конкретную конфессию — евангельских христиан-баптистов. Это легальная религиозная организация (точнее — сеть организаций), официальное православие именует её не сектой, а церковью. РПЦ поддерживает официальные дружественные контакты с Союзами церквей евангельских баптистов в парадигме экуменизма — движения за воссоединение христианских церквей. Кстати, основатель экуменизма Джон Мотт, получивший за это в 1946 году Нобелевскую премию мира, был и основателем одного из первых в мире неформального молодёжного движения — Всемирной студенческой христианской федерации. В начале 20-го века в движении участвовали многие христианские конфессии, в том числе и евангельские баптисты, и русские православные студенты.

[17] Берн (Bern) Эрик (1910-1970) — американский психиатр и психоаналитик, создатель трансактного анализа. «Берновские сценарии» изложены в книгах «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» и других.

[18] Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) — педагог и психолог. Начиная с 1929 г., одной из магистральных тем его работ (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. Работы Д.Б. Эльконина являются одним из фундаментальных источников принятой в современной педагогической психологии теории деятельности.

[19] Детская парусная флотилия «Каравелла», фактически – учреждение дополнительного образование в г.Екатеринбурге. Основатель и наставник «Каравеллы» педагог и детский писатель Владислав Крапивин является основоположником неформального педагогического движения РВО РазноВозрастных Отрядов.

[20] А также к «Идущим вместе», «Молодой гвардии», «Местным» и т.п. Население, несмотря на обилие оригинальной атрибутики, их нередко путает. Слово «Наши» имеет некоторые тенденции к тому, чтобы стать нарицательным. Аналогичные тенденции более ярко проявились с названием некогда молодёжной, а ныне коммерческой организации «Green Peace». Теперь во многих сленгах есть слово «гринписы», обозначающее экологов-экстремистов.

Наши рекомендации