Псевдорелигиозные отношения в неформальных сообществах: самоконтроль против перерождения
Ярлыки ярлыками, но практически все церкви когда-то были неформальными сообществами. Неформальной группой в период зарождения было и христианство. Апостолы вокруг Христа представляли собой «замкнутую группу людей», которая «противопоставляла себя» иудейским ортодоксам-фарисеям, то есть «представителям официальной церкви» того времени в том регионе. Налицо «культ вождя» (то есть Христа), «безоговорочное подчинение рядовых членов руководству организации» (всё тому же Иисусу), «строгое соблюдение предписанных норм и установок, претензии на исключительность собственных доктрин, настроения избранничества, стремление к нравственному самосовершенствованию, равенство всех членов группы» (Иисус постоянно это подчёркивал, но при этом оставался вождём), «отрицание института священства» (священство появилось в христианстве много позже). Даже о «психологическом давлении» говорить можно, например, случай, когда Иисус сказал Петру, что не успеют петухи пропеть три раза, как он трижды отречётся от учителя. Не поверить Иисусу нельзя (ибо маловерие осуждается), предавать − тоже. В итоге, говоря языком нынешней психологии, − стрессовое состояние. Современными психологами и сектоведами Иисус Христос с апостолами вполне мог бы сейчас быть обвинён в тоталитарном сектантстве, что только подчёркивает расплывчатость данного понятия.
Но в то же время в нашей современности действуют «Белое братство» и «Аум Синрикё» − реально существующие и опасные религиозные организации, причём новые: всего пару десятилетий назад они ещё были неформальными группами. Значит, такая трансформация, хотя и чрезвычайно редка, но в принципе возможна.
У серьёзных успешных неформалов существует строгий самоконтроль, иначе они бы не были успешными. Самоконтроль необходим в отношении всех опасностей перерождений, как спаивания (алкоголя) и старчивания (наркотиков), так и псевдорелигиозных отношений − «сектантства».
Мы предлагаем несколько своих рекомендаций самоконтроля и ранней самодиагностики этой опасности.
В сектах строгая информационная иерархия. Есть уровни посвящения. И если ты на нижней ступени, ты НИКОГДА не узнаешь, что происходит на верхней, даже если будешь интересоваться и специально спрашивать. Обычно на следующем уровне выясняется, что на самом деле смыслы существования организации совершенно иные, чем это представлялось на нижних ступеньках. Смыслы меняются с каждой ступенью.
- Секта стремится погрузить неофита в себя полностью, без остатка времени и энергии на что-то ещё. Она рубит внешние контакты.
- Выйти из секты тяжело. За тобой ходят, преследуют, запугивают (вплоть до смертельных угроз) − для удержания и контроля.
Напомним, что одним из системообразующих признаков неформальных сообществ мы считаем полную свободу выхода. Это даже отличие неформальных групп от формальных. Хотя в свободном обществе человек может сменить работу − уйти из формальной группы, но всё же это связано с какими-то материальными стимулами. Свобода − не бинарное понятие «есть-нет», её может быть больше или меньше, бывают степени свободы. Неформалы более свободны, чем «формалы».
Больший риск сползти в псевдосектантские отношения имеют группы, которые не осознают необходимость борьбы с явлением клубной ревности. То же можно отнести и к любителям ранжировать информацию по уровню посвящения. Предпочтительно выступать всегда «с открытым забралом».
Если руководители неформальных объединений осознают этот минимальный набор черт, то достаточно принять и жёстко выполнять нехитрый свод правил, чтобы полностью обезопасить себя от нежелательного перерождения. В подавляющем большинстве неформальных сообществ эти правила выполняются сами собой, автоматически. Но всё-таки напомнить нелишне.
- Информация не скрывается, особенно если новичок задаёт прямой вопрос, пусть он даже и неудобен для лидера группы.
- Контакты вовне приветствуются (с другими клубами, средами и т.д.), кроме тех случаев, когда подобные контакты являются оправданием безответственности. Например, человек не пришёл, когда его ждали, а он обещал и брал ответственность за некое действие, и теперь оправдывается тем, что был в другом клубе. В этом случае есть претензии, но не к другому клубу, а к человеку: он подвёл, оказался необязательным. Он в это время мог и лежать дома на диване − претензий к дивану не предъявляется.
- Процедура выхода из сообщества должна быть разработана и НИКОГДА не затягиваться.
В детском коммунарском «Клубе маленьких фонарщиков» (Краснодарский край) и связанных с ним кругах и системах детских клубов из разных городов тогда ещё СССР был общий закон: «Я хочу домой». Клубы часто ездили по стране друг к другу в гости, ходили в туристские походы. Где бы ни находилась в данный момент группа, пусть далеко в горах, ребёнка, который заявил любому из педагогов эту нормативную фразу, отправляли домой. Педагоги не имели права уговаривать ребёнка остаться. Все дети и родители заранее были осведомлены о законах клуба и об этом − в первую очередь. Из дальних мест отправляли, естественно, с сопровождающим − взрослым и сдавали на руки родителям. Как бы это ни было технически трудно, но маршрут ухода начинался не более чем через сутки после заявления в походе (в городе, конечно, быстрее − через пару часов). Для этих случаев (а они реально бывали) приходилось содержать дополнительный штат, тратить заметные дополнительные средства на проезд. Однако это всегда делалось − исключительно из идеологических соображений!
Проблемы отношений с властями и отношений с соседними клубами взаимосвязаны и пересекаются. Во многих случаях враждебные действия властей взаимосвязаны с действиями соперников. Принцип уклонения от конфликта и желательности сотрудничества относится к властям так же, как и к другим неформалам. Генеральный метод борьбы против навешивания ярлыков и чёрных меток, в частности, клёветнических обвинений в сектантстве и психологическом насилии, − профилактика, создание положительного образа клуба в общественном мнении через СМИ. Для преодоления реально существующих опасностей перерождения − алкоголя, наркотиков, псевдорелигиозных отношений, экстремизма и других требуется строгий самоконтроль и соблюдение ряда правил, главными из которых являются возможность свободного выхода из сообщества и информационная открытость.
Лестница странников
Предыстория
Странные люди с интересными идеями появлялись в начале 90-х в сообществе инновационной педагогики. Их выношенные годами идеи лежали «в столах», так как пробиться через академические заслоны официальной науки было непросто. И вот они почувствовали, что их время настало. Казалось, что начался пересмотр всей системы образования, стали востребованы новые подходы и взгляды − и ждавшие этого годами воспарили. Среди моря халтуры и идиотизма, обрушившегося на нас со всех сторон в то время, некоторые идеи действительно стоили того, чтобы на них обратили внимание.
Одна из них, под названием «Лестницы Странников», прижилась, так как оказалась очень удобной для использования в нашей педагогической практике. Автора её никто уже и не помнит. Приходил в одну из Точек потоков некий человек и читал лекцию, а мы задавали ему коварные вопросы. Человека мы потом уже не нашли, говорят, что он эмигрировал. Может быть.
Теперь трудно даже сказать, в чистом виде мы излагаем его концепцию или в своей переработке. Но так ли это важно? Она зажила своей жизнью, терминология разошлась по среде педагогов, самодеятельных социологов и социотехников − лидеров неформальных объединений.
Концепция
Каждые три года в мышлении человека образуются некие доминанты, которые становятся в центр его восприятия действительности. Мышление по ряду своих характеристик напрямую зависит от этих доминант. Осваивая новый стиль мышления, человек переходит к следующей ступени, которая закономерно вытекает из предыдущей. Новая ступень задаёт новые рамки картины мира, формирует мышление − и так далее, до некоего рубежа.
При нормальном развитии сдвиг «по Лестнице» осуществляется каждые три года, в период от рождения до 24 лет. Некоторые из педагогов, правда, оспаривают этот тезис, утверждая: к следующей ступени человек переходит, только освоив предыдущую ступень, и это напрямую не зависит от возраста.
Пояснение, или Почему данная тема важна для рассмотрения
Для нас чрезвычайно важно, что независимо от авторов «Лестницы Странников» неформальная практика установила типичное время жизни клуба (или цикл его развития до кризиса) примерно такое же − 3,5 года. (Из них несколько месяцев уходит на процесс «бунта стариков», конфликты и разборки, так что реальные цифры практически совпадают.)
В любом коннективе эволюционным путём устанавливается определённая сетка ролей: лидер, энтузиасты, ведомые, старейшины и т.д. Каждый занимает нишу, соответствующую уровню его развития как вообще, так и с точки зрения освоения деятельности. Стабильность этих ролей детерминирует стабильность группы. Если предположить, что каждые три года формируются новые структуры в мышлении молодого человека, и он склонен по-другому смотреть на вещи и перестраивать характер взаимоотношений с окружением, если каждые три года происходит следующий шаг в развитии, и люди поднимаются по ступеньке «Лестницы», − то, естественно, они выбирают другие роли в группе, а старые часто оказываются неприемлемыми. Конечно, есть какие-то факторы, задающие консервативность в поведении, например, берновские сценарии[17]. Но всё равно, изменение ситуации становится столь значительным, что старые связи разрушаются, происходит кризис, эффективность работы группы падает. Возникает вероятность появления новых лидеров.
Пользуясь гипотезой «Лестницы Странников», лидер неформальной группы или педагог получает новый инструмент для прогнозирования, повышения эффективности группы и взращивания новых молодёжных групп. «Лестница Странников» помогает нам разобраться в нюансах молодёжных субкультур. Подростковые клубы и студенческие − не одно и то же. Да и подростковые, до 13-14 лет, с 14 до 17 − не одно и то же с точки зрения особенностей поведения. Мы рассматриваем то, что важно учитывать при создании новых клубов, как в рамках существующего движения, так и при синтезе принципиального нового.
Наконец, это помогает работать и со взрослыми людьми, например, с менеджерами движения, с педагогическим коллективом, использующим неформальную педагогику. Необходимо на разных этапах освоения деятельности задавать и учитывать разную культуру, обладающую определёнными свойствами.
Предмет
Первым в этом ряду стоит предметное освоение мира. Пик его приходится на начало жизни до трёх лет. Ребёнок осваивает мир, находящийся вокруг него, через освоение окружающих предметов. Он пробует их на ощупь, на вкус, на вес. Он осваивает цвета предметов, их яркость или тусклость и т.д. Ребёнок изучает вещь. Потом бросает её, переходя к следующей. Какие-то из вещей становятся любимыми, какие-то нет. (Но это вопросы из другой области знания.) Знаковое слово данного этапа − «ПРЕДМЕТ».
В принципе, в этом утверждении нет ничего нового. Ещё Эльконин[18], работы которого изучаются в большинстве педагогических и психологических вузов страны, утверждал то же. Правда, на первые полгода-годжизни он выделял как ведущую деятельность − общение ребёнка с матерью (или её аналогом, т.е. с тем, кто за ним ухаживает). Потом действительно шла деятельность предметного освоения, потом игровая деятельность, потом учебная (она приходилась на начальные классы, когда ребёнок часто достаточно охотно учится). Затем − социально значимая деятельность (она ложилась на сложный подростковый возраст, когда интерес к учёбе нередко падал, зато начинались «подростковые похождения»); и деятельность профессионально ориентированная (старшие классы и студенчество).
Таким образом, в начале «Лестница Странников» фактически совпадает с теорией Эльконина.
Пространство
Второй этап в формировании мышления человека (период от 3 до 6 лет) открывается при освоении ПРОСТРАНСТВА, в котором находятся предметы. Освоив то, что, собственно, существует в этом мире, человек начинает осваивать, как эти предметы расположены относительно друг друга. Это становится наиболее значимым и определяет соответствующий набор деятельностей.
Вот собака − она обычно сидит под столом, а не на столе, или в будке, а не на дереве. А вот стул − на нём сидят люди, и его тоже, как правило, задвигают за стол. Ребёнок любит изображать предмет, имитируя его свойства и помещая его в соответствующую часть пространства. Отсюда − игра как ведущая деятельность, выделенная Элькониным. Например, ребёнок играет в собачку: лает из-под стола. При этом старая деятельность − предметная, не исчезает полностью, а лишь отодвигается на второй план. Мы имеем дело с суперпозицией, наложением одного на другое. (Здесь зарождается и третий этап, задавая новые мотивы в поведении, но ведущими они станут только на следующем этапе.)
С пространственным освоением связаны такие явления как боязнь темноты или замкнутых пространств (часто дети боятся спать с закрытой дверью − потом это проходит). И то, и другое ограничивает видимое пространство. По той же причине дети совершают свои детские подвиги, выбегая в неизведанное пространство: обежать дом, выбежав за пределы двора; залезть в какое-то немыслимое место и т.д.