Проблемы исторического центра
В 1960— 1990-е гг. новое жилье в российских городах часто возводилось по «бульдозерному принципу» — путем вытеснения и сплошной «зачистки» пространства от старых домов, которые объявлялись ветхим жилым фондом. Причина в том, что на реставрацию исторического фонда всегда требуется очень много средств, а в городском бюджете просто не хватало денег. Проще было все снести и отстроить заново либо обустроить многочисленные пустыри в новых районах. В результате городскому пространству и самому городу как социальному организму наносился непоправимый вред: уничтожались вековые связи, традиции, уклад — то, что сегодня принято называть «духом места», а раньше называлось душой города. Социальный опыт и культурный капитал местности растворялся, превращаясь в строительный мусор вместе со сносом старого дома, переездом жильцов в новые кварталы, где обитали такие же культурные изгнанники — внутригородские переселенцы,
разорвавшие связь со своим кровным местом (рождение, детство, школа, игры, друзья, подруги, первые свидания — все там).
Современный город, особенно крупный, представляет собой сложный строительно-инженерный комплекс, систему инженерных сооружений и коммуникаций (водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных линий электропередач, устройства городского транспорта и т.п.), необходимых для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой жилых районов, территорий промышленных предприятий, конечных пунктов внегородского транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания благоприятных условий проживания имеет уровень благоустройства города — развитие городского транспорта, функционирование коммунально-бытовых учреждений, городского освещения, проведение мероприятий по озеленению города, их санитарной очистке и многому другому.
Но, кроме того, это еще и сложный строительно-архитектурный комплекс, внутри которого приходится каким-то образом улаживать отношения между историческим центром города, формировавшимся на протяжении многих веков, и районами новостроек, возникшими всего несколько лет назад. Многовековое культурное наследие, как правило, сконцентрировано в одном месте, а не распределено равномерно по всему городскому пространству. Такую сверхконцентрированную среду называют историческим центром или старым городом.
Историко-архитектурное наследие выполняет ряд полезных функций, о которых мы не всегда задумываемся. С одной стороны, ветхий фонд постоянно требует затрат на эксплуатацию и капитальный ремонт. С другой стороны, именно он притягивает миллионы туристов, которые приносят город-
Врезка
Пешеходный центр Мюнхена
С 1960-х гг. реконструкция городских центров приобрела новое направление. Начал Амстердам. Программа развития транспортной сети предусматривала прокладку через исторический центр линии метрополитена. Калькуляции экономистов показывали, что снести три десятка старинных кварталов и проложить линию открытым способом значительно дешевле, чем вести прокладку туннеля с помощью подземного «щита». Городские власти даже приняли соответствующее решение, но нараставшая из месяца в месяц кампания протеста приобрела вскоре такой размах, что решение пришлось изменить. Вслед за голландцами в кампанию «реабилитации» городских центров включились жители Германии, Великобритании и других стран. Разумеется, для того чтобы закрыть улицу для транспорта и отдать ее в полное распоряжение пешехода, недостаточно установить знаки, запрещающие въезд. Надо перестроить весь центр города. Вот как это происходило в Мюнхене с 1967 по 1972 г.
Речь о центральной площади средневекового центра, Мариенплац со зданиями Новой и Ста-
рой Ратуши, о старейших в городе Вайнштрас-се и Кауфингерштрассе. Поскольку пешеход освобождается от напряжения, создаваемого транспортным потоком, его взгляд становится внимательнее, значит, все здания необходимо тщательно отреставрировать. Переставая бояз-
ливо коситься по сторонам, пешеход начинает замечать, что у него под ногами — у пешеходных улиц и площади появляется «пол». Следовательно, нужна новая замостка, и вместо безразличного, безразмерного асфальта появляется сложный, индивидуально проработанный рисунок плит. Становятся видны все ниши и
скому бюджету колоссальные доходы, а горожанам дают работу. В одних городах дебит сходится с кредитом, а в других, как, например, в сезонно подтопляемой и грозящей окончательно уйти под воду Венеции, туристических денег не хватает, поэтому правительство изыскивает их в федеральной казне и даже обращается за помощью к международным организациям.
Облик таких городов складывается в результате взаимодействия разновременно сложившихся элементов, придающего ему индивидуальные, порой неповторимые черты. В небольших исторических городах (Бухара, Псков) и особенно в городах-заповедниках (Суздаль) историко-архитектурное наследие является важным фактором, формирующим их облик. В крупных, быстро развивающихся исторических городах оно становится лишь фрагментом современного города, сохраняя ведущее значение в композиции районов исторического центра (Москва, Ярославль, Прага).
Многие старые европейские города сохраняют свое историческое ядро, включающее иногда постройки античного времени (акрополи, форумы, театры и т.д. в городах Средиземноморья), но чаще средневековый центр с замком (кремлем), рыночной площадью, с характерной для многих городов в средневековый период радиально-кольцевой планировкой и узкими кривыми улицами. К средневековому ядру примыкают кварталы XVIII — первой половины XIX в., обычно с регулярной планировкой и парадными ансамблями нового центра; кольца бульваров занимают место снесенных городских укреплений. Городские дворянские усадьбы и особняки XVII — первой четверти XIX в. соседствуют с кирпичными фабричными корпусами второй половины XIX в., деловыми зданиями (банки, биржи, конторы), вокзалами, многоквартирными доходными домами.
выступы, все углы зданий, все отступы, изгибы и изломы улицы. Значит, необходимо тщательнейшим образом проработать каждый «пятачок», продумать его использование в качестве уличного кафе или площадки отдыха перед фонтаном.
Рисунок мощения улицы прорабатывался так, как если бы это была графическая структура дорогого книжного издания. Подбор растений для высадки в пешеходной зоне осуществлялся с тем же вниманием, что и при организации крупной выставки цветов.
Для организации пешеходной зоны в центре Мюнхена потребовалось осуществить реконструкцию двух линий скоростного трамвая. Отрезки рельсовых линий, пересекающие главную ось пешеходной зоны, пришлось опустить под землю и там заново построить узлы пересадки на метрополитен. В конце пешеходной улицы, на Карлсплац, потребовалось перестроить и заглубить отрезок линии метрополитена, в результате возникла трехэтажная площадь с удивительным фонтаном посредине. К общественным зданиям, конторам и магазинам, выходящим на пешеходные улицы и площадь, нужно обеспечить подвоз грузов — с боковых уло-
чек, через задние дворы, и, как следствие, пришлось устраивать подземные проезды. Кроме того, понадобилось около 2500 мест в подземных гаражах.
Добавьте необходимость переложить 10 км труб для стоков, 16 км кабеля, почти по километру магистральных водо- и газопровода — вот чем оборачивается осуществление невинного вроде бы замысла закрыть улицы для транспорта.
Сложнейшие инженерные работы дали колоссальный эффект: за 12 часов летнего дня пешеходная зона в центре Мюнхена пропускает 120-150 тыс. человек. Что делают здесь люди? Преимущественно «ничего не делают». Они приходят сюда, чтобы в первую очередь здесь побыть. Они воспринимают пешеходную зону как городской «интерьер» под открытым небом. Но раз уж они здесь оказались, то что-то купят в магазинах и сувенирных киосках, что-то съедят и выпьют в многочисленных кафе, так что расходы на создание «острова» быстро окупаются.
Сокращено и адаптировано по источнику: Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. Лицо города. М., 1990.
К бывшим когда-то загородными дворцам и усадьбам вплотную подходит современная городская застройка, лаконичные формы которой контрастируют с архитектурой прошлого. Шпили и купола церквей, крупные общественные здания, высотные жилые дома, телевизионные башни и заводские трубы образуют сложный силуэт современного города. Облик города в процессе его развития претерпевает изменения: новые здания и сооружения, отражающие потребности, современные эстетические идеалы и технические возможности общества, часто возникают на территории исторического ядра или в непосредственной близости от него.
Поскольку исторический центр крупного города включает самые старые здания, они нуждаются в постоянном ремонте, как капитальном, так и профилактическом. Часто ядро города наполовину состоит из так называемого ветхого фонда, который требует постоянного контроля, ремонта и консервации. Так, в Санкт-Петербурге около 15 млн кв. м общей жилой площади по техническому состоянию или из-за морального износа нуждаются в проведении реконструкции или капитальном ремонте с заменой изношенных конструкций и оборудования. Из них почти 9,5 млн кв. м приходится на центральные районы, причем 4,8 млн кв. м находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии и требуют неотложного комплексного капитального ремонта или реконструкции. В 1997 г. в центральных районах в удовлетворительном состоянии было только 46% жилого и 40% нежилого фонда, а в неудовлетворительном — 26% жилого и 22,6% нежилого фонда. В среднем в год выполняется менее 5% требуемых объемов ремонта, что неизбежно ведет к ухудшению общего состояния зданий и жилого фонда.
Специалисты верно заметили: в центре исторические памятники и прекрасная архитектура соседствуют с подворотнями и антисанитарными условиями; а в пестрой выразительной толпе центра неизбежны нежелательные встречи с убожеством нищих и наглостью хулиганов. Например, в Венеции вплотную к Дворцу дожей и рядом с центральным собором Сан-Марко размещалась одна из самых страшных тюрем Европы, причем трупы из тюрьмы сбрасывали прямо в воду канала, отделяющего храм и дворец от тюрьмы. Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, вошедшая в ядро исторического центра города, никогда не участвовала в сражениях, а почти с самого основания была превращена в тюрьму6.
Придание центральным улицам статуса исторического центра или пешеходной зоны не всегда проходит безболезненно. И на Западе, и в нашей стране подобные попытки властей нередко наталкиваются на пассивное либо активное сопротивление тех групп населения, интересы которых могут пострадать. Так, в 2002 г. администрация Владивостока решила демонтировать 180 торговых павильонов в центре и на их месте создать пешеходную зону, нечто вроде московского Арбата, но встретила сопротивление бизнесменов «Торговой улицы», поскольку многие из них заплатили вперед за аренду киосков. Столкновения предпринимателей с сотрудниками милиции произошли утром 9 июля в центре Владивостока. Предприниматели попытались помешать им и даже на время перекрыли движение по соседней улице, чтобы не пропускать машины к торговому комплексу. Однако добиться им ничего не удалось.
'' http://www.udrf.ru/Projectold/N3N3.htm.
КОММУНАЛКИ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА
Обязательным элементом исторического центра многих российских городов, особенно крупных и древних, являются коммунальные квартиры (коммуналки). Они возникли после Октябрьской революции 1917 г. в результате переселения городских рабочих и городских низов в многокомнатные квартиры буржуазии и дворянства, которых большевики не только потеснили в пространственном отношении, но значительную часть выслали за границу или расстреляли.
Большинство людей земного шара не знает, что это такое. Так уж случилось, что в силу определенных исторических пертурбаций коммуналки появились только в России и только после 1917г. Стремясь уравнять все слои населения в правах, в том числе в праве на жилье, и не имея необходимых средств на строительство новых домов, большевики подселяли в квартиры к богатым по нескольку семей бедняков, либо вовсе выселяли богатых и на их место вселяли бедных. Этот процесс именовался по-разному: расселение бедноты, уплотнение буржуазии, восстановление справедливости. В результате появился особый социальный феномен, специфический уклад быта, правила общежития и субкультура.
Онтология коммуналки
Это понятие будем применять при описании устройства, планировки и быта коммунальной квартиры, поскольку онтология — это учение о бытии, сущем, происходящем вокруг в отличие от феноменологии — учения о том,
Врезка
Коммунальные страдания
В самом центре Москвы, на Мясницкой улице, есть коммунальная квартира, где давно нет горячей воды, телевизоры принимают только одну программу, а температура в комнатах зимой порой опускается до плюс 9 градусов. Жильцы этой квартиры борются за свое право жить в нормальных условиях с конца 1950-х гг. Дом был построен в 1900 г. под общежитие для медсестер, которые работали в больнице для бедных. Вскоре общежитие превратилось в коммунальную квартиру. Когда-то в каждой из 13 комнат жило по 5-6 человек, теперь осталось 4 семьи. Эта квартира поражает своими размерами — огромный коридор, высокие потолки, две большие кухни, очень маленькие комнаты и два туалета такие крохотные, что в них просто невозможно разместить современную сантехнику. История борьбы жильцов этой квартиры за существование довольно интересна. В 1958 г. они пишут в своем письме члену Президиума ЦК КПСС Екатерине Фурцевой: «Мы взяли на себя смелость беспокоить вас своим заявлением, потому что вы как женщина скорее поймете, как тяжело жить в таких условиях. У нас 8 пенсио-
неров, 9 детей, а всего в квартире 45 человек. Теснота страшная, о ванной мы и не мечтаем». В 1963 г. в письме председателю постоянной жилищной комиссии при Моссовете они пишут: «Бытовые условия наши ужасные: помещение для кухни совершенно не приспособлено — кухня проходная, здесь готовится пища, здесь сушка и стирка белья, купание детей, ежедневно по 3-4 хозяй-
ки стирают белье (бак с бельем кипятится рядом с кастрюлями с пищей). О душевой или ванной комнате остается только мечтать. Половина жильцов нашей квартиры живет над котельной, которая работает на газовом топливе, непрерывный шум и вибрация от мотора не дают людям возможности нормально ночью отдыхать». Источник: Независимая газета. 2001. 29 июня.
как нам является это сушее, почему оно кажется таким, а не другим и по каким причинам явление расходится со своим содержанием. Короче, феноменология — мир людей, а онтология — мир вещей.
Коммуналки можно условно разделить на два типа: 1) собственно коммунальные квартиры с коридорной системой, где живет 6—7 семей, и 2) обычные двухкомнатные, в которые заселены 2 семьи. Первые возникли в историческом прошлом, вторые — в недавнем настоящем.
Общий коридор, начинающийся у входной двери (если она одна, поскольку бывает еще черный выход) и заканчивающийся обычно у кухни, прямолинейный,-зигзагообразный, а той лабиринтообразный, — главная жизненная артерия коммуналки любого типа. Он может быть коротким, средним или длинным, но всегда выполняет функцию центрального проспекта для коммунального сообщества. В длинных коридорах, если выключить свет, даже в солнечный день царит полумрак. Каждое утро по нему перемещается несколько десятков людей, спешащих занять свое место в туалете или ванной комнате, приготовить завтрак и обед, выправить другие надобности. После этого жизнь в коридоре затихает, поскольку все жильцы либо большая их часть отправляется на работу. Главная улица коммуналки вновь оживает к вечеру: та же толпа народа перемешается в разных направлениях, выполняя самые разные функции, в том числе коммуникационные и досуговые.
Общий коридор имеет четко распланированное (при помощи формальных или договорных правил) социальное пространство.
В прихожей и по всей длине коридора многочисленные двери ведут в комнаты жильцов. Обычно небольшая полоса территории коридора, прилегающая к двери в комнату, рассматривается как часть владений этого жильца. У двери лежит коврик или тряпка для вытирания ног перед входом в комнату. Если ширина коридора позволяет расположить у двери какую-нибудь мебель, то обычно там появляются вешалка, крючки, шкафы и тумбы для одежды и обуви. В публичном пространстве хранятся вещи жильцов, но не где попало, а лишь в специально выделенных зонах. Освещение коридора производится либо лампочками, принадлежащими конкретным жильцам, либо лампочками «общего пользования». В обоих случаях освещение, как правило, довольно скудно и ревностно контролируется: кто включил и зачем. Дежурная лампочка на весь коридор бывает одна7.
Если в квартире отсутствует специальная кладовая или так называемая пустая комната, куда складывают ненужные вещи, общий коридор берет на себя дополнительную роль. Длинный широкий коридор бывает завален самыми разными, но всегда одинаково ненужными в хозяйстве вещами: сундуки, на котором отсыпается подвыпивший хозяин, картонные коробки из под телевизора или магнитофона, узлы со старым бельем, безногий шкаф или стул с качающейся спинкой, детский велосипед со сдутыми шинами, сломанный зонтик, которым еще можно пользоваться на даче, труба от потерянного самовара, батареи бутылок и банок, санки, обувь, одежда всех времен и народов. Это музей нужных и ненужных артефактов, которые коммунальные жильцы не в состоянии разместить в своих небольших комнатах, а выбросить жалко.
По неписаным правилам коммунального быта коридор — это хранилище исторической памяти народа, куда выносится все ненужное, забытое, но до
1 Виртуальный музей: Коммунальная квартира. — http://www.aanet.ra/~wwwkl l/MUSEUM/kvl/a6.htm.
боли знакомое и дорогое. Его нельзя назвать историческим музеем, так как вещи здесь не выставлены напоказ, а как бы на время заброшены (вдруг понадобятся). Коридор выполняет роль перевалочного пункта между магазином, где приобретается новая вещь, и свалкой, куда ее выбрасывают, когда она становится непригодной. Это место, где хранятся вещи «про запас». Их, возможно, отвезут на дачу, где быт устроен проще.
По своей музейно-охранительной роли общий коридор может вполне соперничать с чердаком в старом частном доме. Здесь нет общего коридора, но есть вещи, с которыми жалко расставаться и которые невозможно использовать или показывать гостям. Здесь можно обнаружить антикварную полуразрушенную мебель, пожелтевшие книги 50-летней давности, подшивки старых газет, бабушкину одежду или ее любимую шляпку, флаконы вышедших из моды духов и многое другое, что будоражит память и воображение. Так, на чердаке у Алексея Федоровича Коблова, уроженца села Акшуат (1920 г.), найдена уникальная коллекция из полутора тысяч негативов —фотолетопись родного села, ведшаяся им с 1946 г., после возвращения с войны
Врезка
И. Утехин Пустая комната
Старая мебель и всевозможные вещи перемещаются туда. Одновременно такая комната может служить для сушки белья или курения. Иногда туда устанавливают телефон. Такая пустая комната — своеобразная коммунальная квартира, где живут вещи. Предназначенные для различного применения и принадлежащие разным владельцам, они обладают, тем не менее, общей судьбой совместного проживания. Пытливый глаз увидит здесь предметы двух разрядов. Во-первых, те, которыми не пользуются постоянно, потому что нужда в них бывает редко или при особых обстоятельствах: елочные игрушки, раскладушка, самовар и в меньшей степени лыжи и велосипед— эти-то могут расположиться и в прихожей или коридоре. Во-вторых, здесь обитают вещи, которые в отличие от своих собратьев, населяющих жилые комнаты, частично утратили свою дееспособность, поломавшись или просто состарившись. Их жалко выбросить — их, бывает, отвозят на дачу, где быт устроен проще, чем в городе, и там они сгодятся. Жизненный цикл вещей предполагает длительную остановку в пустой комнате по пути на помойку. Пришельцы из отдельных квартир, которых судьба заносит в коммуналку, часто не в состоянии уяснить себе отношения соседей к хламу. Опыт показывает, что бывшие жильцы коммуналок, даже получив отдельную квартиру и переехав в сравнительно более тесное жизненное пространство, продолжают сохранять вещи из пустой комнаты и заполняют ими углы и даже целые комнаты. Пустая комната редко «прибирается», пол в ней практически никогда не моют. Порядком в ней
занимаются преимущественно владельцы вещей — каждый в своем углу. Иногда при ремонте или значительных перестановках в жилых комнатах какого-нибудь соседа количество хлама здесь вдруг резко возрастает. Сосед уверяет, что это — временное явление. Плачевное состояние комнаты в коммуналке, ставшее аргументом,
чтобы признать ее нежилой и пустить под склад старых вещей, никак не изменяется; ремонт здесь не сделали в свое время и не станут делать в будущем. Дети любят заходить в пустую комнату — там хорошо прятаться или просто разглядывать ее загадочное содержимое, которое старше их иногда на несколько поколений. Родители не запрещают детям этого, но неодобрительно относятся к таким играм: слишком пыльно, или потому, что дети могут случайно повредить соседские вещи. Кроме курильщиков, частыми посетителями пустой комнаты являются пожилые люди и старики. В квартирах, где пустой комнаты нет, строго распределены места для полок, крюков и мебели, установленной в публичном пространстве.
Сокращено по источнику: Утехин И. Пустая комната. — http://www.aanet.ru.
(Россия. 2002. 26 февр.). В 2002 г. на чердаке сельского дома нашли письма Василия Шукшина, считавшиеся утерянными. В Москве на чердаке жилого дома нашли мумию. На чердаках обнаруживают боеприпасы, иконы, сломанную мебель, архивы, старые документы, письма, дневники и черновики статей, картины, старые лампы, ворованые веши и ценности, минералогические коллекции, дореволюционные журналы, хрусталь 1960-х гг., стальной рыцарский хлам, книги, переплетенные в железо и кожу, истлевшие одежды и полчища голубей.
Рис. 57. Антресоли могут выполнять функцию перевалочного пункта для старых вещей, откуда они отправляются на дачу или на свалку
Аналогом чердака в современных квартирах на одну семью выступают антресоли. Там можно хранить теплое одеяло в летнее время, старые обои (на случай, если придется латать фрагменты тех, что наклеены на стенах), кусочки шлангов для водопровода и обрывки проводов, если вдруг придется чинить электрику, старые сумки, портфели, чемоданы, рюкзаки, бытовую технику в нерабочем состоянии и вышедшую из употребления, картонные коробки из-под бытовой аппаратуры и обуви, посылочные ящики, старую или несезонную обувь и одежду, ковровые дорожки, свернутые в рулоны, малярные кисти, банки с краской; в коробках и ящиках — слесарные и столярные инструменты банки и коробки с гвоздями и шурупами; топоры, пилы и лопаты; детские санки, лыжи и другой спортивный инвентарь; старые книги и грампластинки, использованные тетради.
Если для старых вещей в квартире не хватает места, то в качестве подсобных помещений используют: пространство от верхней части шкафа (мебельной стенки) до потолка, место под диваном и кроватью, упаковочное место в самом диване между днищем и спальным матрацем, пустующие углы и уголки, например между капитальной стеной и мебельной стенкой, место под ванной, встроенный шкаф в туалете, предназначенный для того, чтобы закрывать трубы (обычно здесь устраивают полки для инструментов).
Как и коммунальный коридор, антресоли, а также указанные выше места могут выполнять функцию перевалочного пункта, где вещи дожидаются своего часа перед отправкой на помойку или на дачу.
Наконец, у общего коридора существует еще один культурный соперник — подвал в обычных домах постройки 1950—1970-х гг., где размещаются инженерные коммуникации (трубы и электропроводка), а кроме того, небольшие сарайчики, предназначенные для хранения картофеля, бочек с солеными огурцами и старых вещей. Как и коридор, такие сараи относятся к местам общего пользования.
Если в коммунальной квартире существует кладовая комната (в просторечье «кладовка»), то она отбирает у коридора охранительно-складские функции, оставляя ему чисто коммуникационные. Кладовку еще называют пустой комнатой. Для жильцов коммунальной квартиры — это незаменимое подспорье.
Помимо кладовки рядом с кухней или ванной, где хранятся швабра, веник, совок и половая тряпка, к кухне может примыкать кладовка для хранения съестного. Здесь оказываются, с одной стороны, кастрюли и сковородки с приготовленной едой, ящики с овощами и банки с домашними заготовками — с другой.
Общий коридор, кладовка, пустая комната в коммуналке, чердак, подвал, сарай — все это своеобразные архивы социальной и культурной памяти жильцов. К ним могут добавиться шкаф и комод — более миниатюрные, но по функциям и предназначению не менее важные музеи редкостей. К их содержимому вполне применима мысль И. Бродского, писавшего о буфетах: «роль, отведенную повсеместно чердакам и подвалам, в нашем случае играли буфеты»; «содержимое этих буфетов можно сравнить с нашим коллективным подсознательным».
Туалетная комната в коммуналке имеет не меньше особенностей, чем иные элементы ее обустройства. В современной отдельной квартире, предназначенной на одну семью, порядок в туалете поддерживается самым тщательным образом. Чистота и гигиена здесь не меньшие, чем в ванной комнате. В их соблюдении заинтересованы все члены нуклеарной семьи, поскольку они знают: эта комната наша, и никого другого. Иное дело в коммуналке — здесь все общее, а поэтому вроде как ничье. Индивидуальное жильцы носят с собой: стульчак, мыло, полотенце, туалетную бумагу. Туалет и ванная в коммуналке — в буквальном смысле места общего пользования, за которыми все следят по очереди, но так, чтобы не вызвать раздражения соседей и формально выполнить свои общежитийные обязанности, поэтому коммунальный туалет правильно называть отхожим местом. Оно
не просто вынесено вне жилого пространства, но зачастую отнесено от комнаты на всю иногда немалую длину коридора, что в целом более характерно для публичных мест и учреждений, чем для городского жилища... В наши дни семейные и личные стульчаки распространены мень-
ше, чем прежде. Чаще встречается ситуация, когда все жильцы пользуются одним стульчаком, закрепленным на унитазе, и обеспечивают личную гигиену, подкладывая на стульчак полосы бумаги или старых газет, которые специально для этой цели положены в пакет, привешенный ко внутренней стороны двери туалета (иногда вместе с рулоном туалетной бумаги, что, впрочем, не типично). Подстилаемая бумага исключает телесный контакт с общим стульчаком... Использованную бумагу выбрасывают — иногда в специальное ведро или корзину, стоящую тут же... Помимо потенциально загрязняющего контакта со стульчаком, пользователя коммунальной уборной может беспокоить слишком интенсивный запах; встречается обычай жечь в унитазе бумагу для временного устранения запаха, распространяемого давно не мытым унитазом*.
Если жильцов в коммунальной квартире много, то существует не одна, а две уборных — мужская и женская. Правда, они при этом не теряют своеобразия места общего пользования: «вонь, вечно неисправная канализация и тотальное отсутствие смывных бачков, впрочем, как и средств для поддержания личной гигиены. Живя в коммуналке, о ванной и душе мечтать не приходится. Помыться здесь — это целый ритуал, событие. У каждой семьи есть своя душевая трубка — полая металлическая палка с разбрызгивателем на одном конце. Ее ввинчивают в специальное отверстие в трубе, которая находится в умывальной комнате, смежной с туалетом. По мнению водопроводчиков времен постройки дома, она вполне может называться душем»9.
Врезка
Л. Февр
На средневековой кухне
До XVIII в. французский дом не имел особой комнаты — столовой. Король Людовик XIV в обычные дни ел в спальне, за квадратным столом, лицом к окну. Сеньоры XVI столетия, более скромные, обычно обедали у себя на кухне. Здесь тепло. Или, точнее, не так холодно, как в других комнатах. Постоянно пылает огонь. Пахучий пар, вырываясь из кастрюль, создает атмосферу несколько тяжеловатую, но в общем теплую и уютную. Свежая солома на плитах пола сохраняет тепло для ног. И, кроме того, на кухне многолюдно. Люди живут локоть к локтю. На кухне собирались все и делали все или почти все.
Ночь... Никто не знает, как одолеть ночную темноту. Что лучше всего освещает кухню — так это пляшущие огни камина. Лампы? Зловонные светильники, которые коптят, трещат, чадят отравляя воздух. Мы плохо представляем себе, что творится в какой-нибудь обширной кухне после того, как в нее набилось два десятка людей в рабочих одеждах и целый домашний зверинец впридачу, — запахи животных, людей, пищи, кожаных гамаш, которые сушатся на огне, чад коп-
тящих фитилей... Можно представить себе посреди всего этого — усердного мальчика, который хотел бы позаниматься и почитать в своем уголке. Но возможно ли это в таком кавардаке? На кухне никто не читает. Впрочем, четыре или пять раз в году, когда уж слишком льет дождь и
нечего делать, кто-нибудь с горя читает вслух какую-нибудь главу из старого рыцарского романа в прозе. А иногда поздно вечером, когда все улягутся спать, хозяин достает книгу, в которой ведется запись всех семейных дел и событий, или, водрузив на стол счеты с костяшками, принимается прилежно изучать свой бюджет. Сокращено и адаптировано по: Февр Л. Главные аспекты одной цивилизации // Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 282-346.
s Виртуальный музей: Коммунальная квартира. — http://www.aanet.ru/~wwwkl l/MUSEUM/kvl/a6.htm. ' Хакимова М. Коммуналка // Аргументы и факты. 1996. № 2. С. 12.
Центром коммунального общежития, несомненно, выступает кухня. Она — во главе всего человеческого бытия. Во-первых, здесь готовят еду, а значит, выполняют основную хозяйственно-производственную функцию семьи. Во-вторых, здесь часто потребляют приготовленное, т.е. удовлетворяют главную физиологическую потребность человека в питании. В-третьих, здесь сразу могут собраться все жильцы, общаясь на всевозможные темы и решая межличностные споры. Как следствие кухня выполняет функцию вечевого собрания, народного суда и конференц-зала.
Если в коммунальной квартире и разыгрываются какие-либо сцены — трагические, драматические либо комедийные, то происходит это чаще всего именно на кухне. Такова еще одна ее функция — служить своего рода театральными подмостками. Никакие другие публичные места не могут сравниться с кухней в ее полифункциональности. «В кухне центрами сегментации пространства выступают конфорки газовых плит, пользование которыми закреплено за определенными жильцами. Кухонные столы и шкафы расположены в максимально возможной близости к соответствующим плитам. Сегодня иногда оказывается, что одна большая семья пользуется отдельной четырехконфорочной плитой; более распространена ситуация, когда две конфорки с одной (правой или левой) стороны плиты находятся в пользовании одной семьи. Поэтому случается, что моют только одну половину плиты. Кухонные столы используются для разделывания пищи, на них же выставляется грязная посуда и ожидает там помывки. В некоторых квартирах в кухне поставлены холодильники, но жильцы обычно не доверяют соседям и опасаются за сохранность продуктов и самого холодильника, поэтому при первой же возможности освобождают место в комнате и переносят холодильник туда (сложность содержания холодиль-ника на кухне заключается еще и в необходимости установки специальной электрической розетки, которая была проведена от комнаты жильца). Обычно кастрюли и сковородки с едой не оставляют на кухне на ночь (днем они могут оставаться на столах или плитах); их либо забирают в комнату, либо ставят в специально оборудованные места»10.
Кухня — самая посещаемая и экономически активная часть социального пространства коммунальной квартиры.
Очередь — неизбежный элемент коммунального быта и потенциальный источник конфликтов. В некоторых квартирах кухня используется для сушки белья, для чего в ней натянуты веревки. Веревки, пересекающие всю кухню, находятся в совместном пользовании, но зоны над столами жильцов используются преимущественно данными жильцами.
Феноменология коммуналки
Изучением коммунального быта в нашей стране занимается не так много специалистов, хотя Россия предоставляет в их распоряжение огромный эмпирический материал, который накапливался в течение 80 лет советской власти. Одно из редких исключений представляет питерский исследователь И. Утехин, много лет занимающийся этим вопросом и написавший книгу «Очерки коммунального быта»''. Ученый обстоятельно прослеживает все эта-
10 Виртуальный музей: Коммунальная квартира. — http://www.aanet.ru/~wwwkl l/MUSEUM/kvl/a6.htm.
11 Информация с веб-страницы: http://www.policy.ru/documents/I02503.html.
пы включения новичка в коммунальное сообщество, анализирует социальные нормы общежития, рассматривает культурные стереотипы, каналы массовой коммуникации, в том числе самый экзотический среди них — слухи.
Новоприбывшего жильца, попавшего в коммуналку за выселением или по обмену, на первых порах не считают «своим». Он чужак, ему еще только предстоит ознакомиться с нормами коллективного общежития, воспринять дух сообщества, познать его субкультуру, обычаи и даже фольклор. Первый этап социализации для него — ознакомление с нормами и обычаями. Что он должен узнать? Прежде всего сведения, о структуре сообщества и соответственно о структуре пространства. Представим себе гостя, впервые появившегося в квартире. Соседи ему незнакомы: выходя на общую кухню, он здоровается с ними обезличенно. Он не знает, где туалет, где можно взять мыло и полотенце, на какую плиту можно поставить чайник, где взять спички и т.п., ведь ему позволительно пользоваться только вещами — и местом — человека, к которому он пришел в гости. Ошибка может навлечь гнев соседей не столько на самого гостя, сколько на его хозяина, потому что всякое мыло, полотенце, место на плите и т.п. кому-то принадлежит.
Например, ставить свою сумку на чужую табуретку или кастрюлю на чу жой стол нельзя; случайно оставив там свою вещь, вы рискуете позже найти ее на полу. Но если хозяин стола или табуретки (и/или свидетели) сейчас отсутствуют, если чужая табуретка или стол принадлежат дружественному со-
Врезка
М. Хакимова Кухня
О, кухня! Это наверняка чисто русское изобретение. Ни один чопорный иностранец не додумается стирать на кухне, купать на кухне детей, встречать гостей на кухне, здесь же сушить белье, курить, содержать домашних животных. Коммунальная кухня — это местный очаг культуры, апофеоз общежития. Огромная, заполненная кастрюлями, горами объедков, ошметков, очистков. За отсутствием полноправных хозяев в человеческом облике давними и бессменными хозяевами здесь являются тараканы. К ним привыкли, их устали морить, они, эти вездесущие бестии всех мастей и размеров, оказались сильнее жильцов.
Чтобы помыть посуду на коммунальной кухне, надо выстоять очередь, ибо на значительное количество потребителей пищи здесь всего две раковины, причем, по правилам бесхозяйственности и разгильдяйства, одна из двух