Н. Лейкнинс Статус домохозяйки
Самая большая трудность постижения жизни — поиск своего места в этом размеренном обществе. Роли заранее предопределены и растолкованы со школы; здесь — ты налогоплательщик, здесь — работник, там — родитель и т.д. А если ты приехал из другой страны — добро пожаловать на бесплатные курсы датского языка для вживания в это общество. Интеграция — одно из самых популярных понятий этого общества! Полгода, год, полтора в школе — вот после этого начинаются уже и проблемы. Образование наше здесь не признается. Хотя большинство из нас имеет высшее. Чтобы получать социальное пособие, нужно, чтобы совокупный доход в семье был низок, и это очень редко, ведь муж-то работает. Есть еще возможность получения пособия из кассы безработицы, но для этого нужно проработать на постоянном месте в Дании не менее года и выплачивать взносы в эту самую кассу. А работу помогают искать только тем, кто получает какие-либо пособия. Так что ты вроде как есть, а вроде как тебя и нет. В Дании работает более 80% женщин, статус домохозяйки невысок. Даже если в семье денег хватает, все рав-
но неработающая женщина вызывает недоумение у окружающих. Да и трудно прожить на одну зарплату... Пытаются девушки самостоятельно найти работу — почти невозможно, здесь нет расизма, все всех любят, но почему-то именно иностранцы получают ответы: «Большое спасибо за Ваше обращение, но на собеседование
отобрали других кандидатов. Желаем Вам дальнейших успехов в поиске работы». 10-20-40-70 отказов, и идут инженеры мыть туалеты, а учителя присматривать за стариками в многочисленных домах престарелых. Сокращено по источнику: Lieknins N. Капли датского короля для русских невест. — http:// www.newwoman.ru/zamuzh_karpan.html.
Гусев А. Немного о демографии. — http://nmgazette.narod.ru/The_Article2.htm.
старалась за двоих. Американская кинозвезда Джейн Фонда была молчаливой, на все согласной матерью и домашней хозяйкой при первых двух мужьях, хотя всегда зарабатывала больше всех в семье и являлась главным кормильцем и при этом была популярной киноактрисой и сильной личностью. Три года до окончания гимназии А. Чехов жил в Таганроге один без материальной поддержки родителей, зарабатывая уроками, страдая от унизительной бедности. После переезда в Москву и поступления на медицинский факультет университета его жизнь не стала легче. Двадцатилетний студент стал единственным кормильцем многочисленной семьи, зарабатывая литературной деятельностью.
Обычная практика в европейских странах и в России такова: в случае развода ребенок остается с матерью, среди женщин выше доля единственных кормильцев семьи, и это заставляет их более высоко оценивать значимость государственной материальной поддержки в случае потери работы.
В России у жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.
КОРМИЛЕЦ — физическое лицо, обеспечивающее содержание других физических лиц или обязанное обеспечивать такое содержание. В праве социального обеспечения смерть кормильца влечет возникновение права на пенсию по случаю потери кормильца у нетрудоспособных членов семьи умершего, состоявших на его иждивении. В гражданском праве (ст. 1088 ГК РФ) в случае смерти кормильца лицо, несущее за это гражданско-правовую ответственность, обязано возместить вред, связанный с потерей кормильца.
Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли — общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.
Не менее важно, чтобы обе составляющие — престиж профессии и за-рабаток — совпадали. Преподавание — высокопрестижное, но малооплачиваемое занятие. А у жены, работающей продавцом, малопрестижное, но высокооплачиваемое занятие. При таком раскладе могут возникнуть проблемы в определении того, кто в семье выступает кормильцем. В данном примере жена кормит семью, а муж определяет ее социальный статус. В идеале желательно, чтобы обе функции выполнялись одним лицом, а именно — мужем.
Из двух характеристик — престиж и деньги —сегодня важнее оказываются деньги, а завтра, когда дети вырастут и их придется вводить во взрослую жизнь, приоритетным окажется престиж. Важно, чтобы жена, заглядывая в будущее, не разочаровалась в настоящем.
Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.
Многие женщины выполняют домашнюю работу в дополнение к своей основной деятельности, для других домохозяйка — основной и единственный статус.
Социальный партнер
Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.
Рассмотрим пример: супружеская пара принимает гостей. Как ведут себя супруги? Муж встречает гостей, а жена готовит на кухне. Это разделение труда. Но особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие поведенческие модели:
♦ способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;
♦ не противоречить, а поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;
♦ умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим. Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены
как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель разная в разных обществах и различных группах: в высшем классе (крупные бизнесмены), в среднем классе (интеллигенция), в низшем классе (рабочие).
Для каждого класса существуют свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: гостям демонстрируют шикарный особняк и автомобили, коллекцию дорогих предметов, престижные знакомства. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепления уже существующих деловых связей.
В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки — поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения — получить одобрение своих поступков от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы (друзья «лечат» душу и дают психологическую разрядку) тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу — сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья — это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.
Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социаль-
ного партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.
Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов вдвое увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними возможны дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены — заклятые враги.
Решение большинства семейных вопросов, например выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. — все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.
Социализатор
Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Создать семью и иметь детей — глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда они выходят на первый план и замещают первую из рассмотренных ролей —
сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак: одни считают мужа всего лишь средством для обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотно шения, а в детях видят обузу. Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (например, дочери передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми, гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества дочерям (вязание, шитье).
Данные социологических исследований, проведенных в нашей стране, свидетельствуют, что в большинстве случаев женщина на первое место ставит детей. Это объясняется огромным количеством разводов, непрочностью семейных уз, пьянством мужа. В случае конфликта женщины обычно оставляют себе детей, а не мужа. Вероятно, в этом проявляется более высокая социальная ответственность женщины в современном обществе и ухудшение ценностной шкалы мужчин.
В воспитании детей у супругов неодинаковая нагрузка. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Подобная диспропорция отчасти объясняется большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, когда муж недогружен домашними заботами, а жена переобременена ими.
Отцам трудно дается выполнение родительской роли. Сегодня она стала особенно сложной и проблематичной. Их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей, не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют. По мнению опрошенных уфимских школьников, отцы — свыше трети из них — практически не занимаются домашними бытовыми делами, у двух третей отцы не помогают им в учебе, не обсуждают с ними книги, фильмы, телепередачи. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» —дети, начиная с 5 класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер, — отцы. В некоторых семьях единственная форма отцовского общения с детьми — совместный просмотр телепередач, после чего семейство отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.
Р.«: --■/>. 3 восг;и!>!эш;и дтчсч у су прудив чеодиноковая нагрузка
Взаимоотношения отцов с детьми (согласно исследованиям, старшеклассники в России, как впрочем и в других странах, чаще ощущают близость с матерью и откровеннее с ней, чем с отцом) осложняется меньшей экспрессивностью мужчин, неумением большинства из них выражать сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь ценимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины.
Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим в обществе, а все другое — благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети — появятся сами собой, как приложение к социальному статусу. Возиться с детьми и разводить «телячьи нежности» — не мужское занятие. Сыновей воспитывали в дефиците эмоциональной нежности. Позрослев, они недодавали психологическое тепло своим детям и жене. Сегодня ситуация кардинально поменялась, но ус-певаютли за ней измениться инертные общественные стереотипы?
Сегодня, для того чтобы иметь авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, — чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятую в сообществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Ниже приведены фрагменты работ студентов21 в возрасте от 17 до 30 лет и старше. Ценность этой информации заключается в подлинности социальных переживаний и осмыслении автобиографического опыта. Разнообразие авторов гарантирует разнообразие жизненного опыта, который запечатлен в этих заданиях. Лучшие работы написали замужние женщины, знающие о распределении семейных обязанностей не понаслышке. По существу перед нами документы мини-опроса, так как письменные ответы на поставленную проблему можно рассматривать как документы эмпирического исследования.
Задание:Опишите правила поведения и нормы, входящие в каждую из четырех ролей ролевых наборов мужа и жены на примере собственной или родительской семьи.
Вариант 1
Нормы сексуального партнерства: 1)любить свою половину, как самого себя (т.е проявлять нежность и т.д.); 2) быть верным; 3) флиртовать разрешается только невинно (жене) и только по большим праздникам; 4) регулярно выполнять супружеский долг (не выбиваться из графика); 5) учитывать и уважать интересы другого; 6) не навязывать своих правил и прихотей, если партнеру это неприятно; 7) ночь проводить только дома (а не у друзей, на работе, в машине); 8) возвращаться домой, не задерживаясь после работы, приходить поздно разрешается по уважительной причине; 9) доверять своему партнеру; не обвинять в страшных грехах (т.е. ревность) беспричинно и не давать поводов для этого; 10) быть готовым к изменениям, идти на уступки для достижения гармоничного союза; 11) не обсуждать проблемы в постели; 12) быть откровенным: не умалчивать, а, наоборот, обсуждать и решать проблемы интимного характера (если таковые есть); 13) соблюдать эстетические и гигиенические требования; 14) с обеих сторон прилагать усилия, чтобы дети рождались запланированно; 15) не обсуждать свой прошлый опыт; 16) стремиться разнообразить отношения и вносить в них новизну; 17) не критиковать и не принижать партнера, если он делает что-то не так или у него
21 Работы выполнили студенты 1-го курса (1998) факультета практической психологии Нового гуманитарного университета: М. Макарова, Д. Благоевич, Е. Горошко, К. Вартанова, Л. Свинарева, Л. Маз-ницина, А. Аврех, М. Кондратенко, Ю. Ковалышена, П. Шустова, А. Михалева, Н. Кузнецова.
что-то не получается; 18) не подчеркивать достоинства людей «с обложки», тем самым принижая партнера («У нее (у него), смотри, вот как, а у тебя...»); 19) не вспоминать «прошлое» партнера, если таковое было; 20) не обсуждать взаимоотношения публично, с друзьями.
Нормы социального партнерства: 1) не критиковать, не обсуждать недостатки партнера публично, наоборот, хвалить; 2) уважать труд партнера как свой собственный (помогать ему); 3) не ставить партнера в неловкое положение своим поведением, соблюдать правила приличия в одежде; 4) не устраивать «сцен» (скандалов) в людных местах, а лучше вообще этого не делать; 5) уважать родителей и друзей партнера, как своих собственных; 6) не препятствовать карьере партнера, его дружбе с людьми из-за личного эгоизма; 7) не командовать партнером перед людьми (друзьями или подчиненными).
Нормы экономического партнерства: 1) одинаковое право на все материальные блага в доме для.членов семьи (пользование общим банковским счетом и т.д.); 2) распределение и выполнение ролей: муж-кормилец, жена-домохозяйка (дом, вещи в чистоте, холодильник полный); 3) полное обеспечение жены на личные и хозяйственные расходы; 4) не должно иметь место разделение типа: «Ты не работаешь, тогда тебе 5 рублей, а мне — 505»; 5) жена не тратит напрасно деньги мужа, а экономит их.
Нормы мать — отец своих детей: 1)мать и отец одинаково отвечают за воспитание ребенка (без слов «Это ты его таким воспитала!»); 2) не баловать и не ругать ребенка чрезмерно; 3) не ругаться при ребенке; 4) не заниматься запугиванием или рукоприкладством по отношению к ребенку; 5) не ставить под сомнение репутацию отца или матери (например, «Твой папаша...»); 6) воспитывать у ребенка уважение к родителям и к старшим по возрасту; 7) при наказании (справедливом и вообще любом) родители занимают общую позицию, поддерживая друг друга; есл и кто-то из родителей не согласен, обсуждать это в отсутствие ребенка; 8) мать оказывает больше эмоциональную поддержку, а отец — экономическую, социальную поддержку, учит жить в обществе. Вариант 2
При выполнении этого задания, наверное, надо описать роли каждого члена семьи. Но делать это с моей семьей довольно-таки скучно, так как роли подразумевают какие-либо обязанности по отношению к другим членам семьи. А у нас, по-моему, никто никому ничего не должен, каждый делает то, что ему хочется и когда хочется. Например, кто захотел есть, тот сходил в магазин и приготовил. Поэтому я лучше просто порассуждаю на тему ролей.
Принято, что мужчина — кормилец, а женщина —домохозяйка, но это не всегда разумно. Например, если жена, допустим, не умеет заниматься домашним хозяйством, а муж это делает безукоризненно, то, конечно, им лучше поменяться ролями. Или если жена зарабатывает в несколько раз больше мужа, не лучше ли тогда ей работать, а ее супругу заниматься домашними
делами?! У меня есть наглядные примеры таких семей, и я уверена, что лучше в этой ситуации поступать, как они, чем пытаться подогнать все под общепринятый шаблон.
Что касается воспитания детей, то, как мне кажется, нельзя провести четкую границу: это делает мать, а это — отец. Конечно, есть такие темы, которые с дочерью должна обсуждать мать, а с сыном — отец. Но иногда это складывается иным образом (из-за доверия ребенка к тому или иному родителю). Заниматься непосредственно воспитанием ребенка должен тот родитель, который не работает или имеет на это больше свободного времени (кто меньше трудится). Но это не значит, что второй родитель совсем не должен уделять ребенку времени. Напротив, допустим, ходить куда-нибудь с ним по выходным (кино, театр, цирк, зоопарк и т.д.). А также не обсуждать правомерность наказания в присутствии ребенка и не ломать воспитательную политику родителя.
Рис. 43. Социальные партнеры не делят обязанности на мужские и женские
Рассмотреть социальное партнерство целиком невозможно, поэтому я просто приведу несколько примеров. Во-первых, супруги должны уважать труд друг друга, т.е. жена должна не сорить деньгами, а муж должен уважительно относиться к ее домашним делам (не разбрасывать вещи по квартире после генеральной уборки; не ходить в грязной обуви, если полы только что были вымыты, и т.д.). Уважать права частной собственности другого (не рыться в чужих карманах и сумках в порыве ревности). Жена не должна наводить порядок в личных вещах мужа (например, вего столе). Не критиковать друг друга в присутствии чужих людей, а также при детях. Уважать родных, близких и друзей партнера; прислушиваться к мнению своего супруга (супруги).
Вариант 3
Сексуальный партнер: 1) верность, т.е. не изменять (хотя бы внешне); 2) удовлетворять друг друга; 3) оральные ласки; 4) чувствовать друг друга, проявлять
нежность; 5) смелость и разнообразие в сексе; 6) угадывать желания другого; 7) проявлять искренность в сексуальных проблемах; 8) после секса не засыпать, не терять теплоту и чувственность; 9) быть раскрепощенным; 10) во время близости не обсуждать проблемы бытового характера; 11) желательно разбавлять секс интригующими играми; 12) после «исполнения» принести в постель чашечку кофе или что-нибудь другое в зависимости от желания партнера.
Социальный партнер: 1) не оскорблять близкого человека при посторонних; 2) корректно относиться к друзьям супруга; 3) проявлять заботу о внешнем виде каждого из членов семьи; 4) развивать интеллектуальный уровень партнера; 5) в компаниях не забывать друг о друге, проявлять внимание и чуткость (чтобы завидовали); 6) уважать вкусы, взгляды и интересы партнера; 7) не кричать и не скандалить по малейшему поводу; 8) завтракать и ужинать вместе за одним столом; 9) не приносить раздражение с работы и не выливать его на близкого человека; 10) не делить дела на «мужские» и «женские».
Кормилец: 1)должен уметь зарабатывать деньги и желательно больше, чем супруга; 2) удовлетворять материальные запросы семьи; 3) у мужа должны быть карманные деньги, он не должен отдавать все заработанное жене; 4) он должен делать подарки супруге (хотя бы один раз в неделю); 5) жена составляет список продуктов, а муж делает покупки; 6) муж защищает семью от различных посягательств (физических, моральных, коммунальных); 7) муж забирает супругу с работы; 8) он организовывает досуг, пикники и т.д.; 9) муж должен предоставлять свободу действий жене; 10) он должен постоянно говорить ей комплименты; 11) раз в месяц передвигать мебель; 12) стирать свои брюки.
Хозяйка: 1) ухаживать за собой и за мужем; 2) делать чаще праздничные ужины; 3) создавать атмосферу уюта, теплоты, нежности; 4) уметь экономить и разбираться в бюджете; 5) уметь принять гостей (и вовремя проводить); 6) поддерживать чистоту в доме; 7) всегда выглядеть веселой и соблазнительной или строгой и соблазнительной и т.д. Этого достаточно для идиллии в семье.
Социализация: отец: воспитывать в ребенке члена общества, обеспечить социальную поддержку. Мать: развивать в ребенке будущего члена семьи; 1) не обсуждать личные неурядицы при ребенке; 2) развивать мотивацию к достижениям (в противном случае конфликт возможен в будущем); 3) не противоречить прежним высказываниям; 4) принимать участие в детских играх; 5) выслушивать точку зрения ребенка; 6) приобщать ребенка к общественно-полезной деятельности; 7) формировать интересный для ребенка круг общения; 8) не ставить в пример друзей ребенка, говоря, что они умней, красивей и т.д.
Вариант 4
Сексуальные партнеры должны: 1)доверять друг другу; 2) быть искренними в проявлении своих чувств; 3) быть спонтанными: уметь раскрепоститься, доставлять различные виды удовольствия, уделять друг другу внимание, проявлять нежность, теплоту, предугадывать желания и разнообразить сексуальные игры в соответствии с интересами партнера; 4) внимательно прислушиваться к партнеру, стараться понять его; 5) не засыпать сразу же после интимной близости; 6) не переносить раздражение в сексуальную сферу, не обсуждать проблемы бытового характера в спальне, не заменять секс разговорами.
Как социальные партнеры супруги должны: 1) производственное раздражение и неудовлетворенность оставлять за порогом, не срывать зло на ближних^) накормить друг друга, чтобы не упасть в голодный обморок на работе; 3) не выносить «грязное белье» и «сор из избы», не ругать друг друга при
Б07
гостях; 4) с достаточным уважением относиться к друзьям и родственникам своего партнера, избегать недоразумений в отношениях с ними; 5) не допускать появления партнера пьяным или неопрятным на улицу, в гостях, на работе; 6) расширять знания друг друга, чтобы выглядеть достойно на людях, искать общих друзей, которые могли бы быть интересными обоим супругам; 7) не стесняться проявлять знаки внимания при гостях.
Муж в семье выступает врали кормильца, который по умолчанию должен:
1) зарабатывать больше жены и часть денег вносить в семейный бюджет; 2) выполнять тяжелую физическую работу (двигать мебель, ходить за покупками вмагазин, чинить краны и забивать гвозди, если может это сделать лучше жены).
Жена в семье выступает в роли домохозяйки, которая по умолчанию должна: 1) создавать уют, следить за домашней обстановкой в квартире; 2) следить за своей внешностью и внешним видом своего мужа; 3) уметь принять гостей, красиво накрыть стол и не давать гостям скучать; 4) если она не работает, то готовка, стирка, глажка, уборка квартиры лежат на ней.
Социализация: при воспитании детей родители должны: 1) (мать) воспитывать ребенка как члена семьи, обеспечивать эмоциональную поддержку; (отец) воспитывать ребенка как члена общества, с его стороны социальная поддержка (помочь при выборе учебного заведения, места работы); 2) развивать у ребенка мотивацию к достижениям; 3) не выяснять отношения при ребенке, он не должен видеть конфликты родителей, травмирующие психику; 4) не создавать противоречий, высказывая разные взгляды на воспитание; личным примером воспитывать в ребенке чувство любви, добра и справедливости; 5) активно участвовать в играх детей; 6) давать ребенку возможность свободно высказывать собственную точку зрения; 7) направлять его энергию в полезное социальное русло.
Вариант 5
Частные нормы
Сексуальное партнерство: 1)сохранять верность, т.е не изменять. Из этой нормы можно вывести такое требование, как не флиртовать в присутствии супруга; 2) быть открытыми, честными, искренними друг с другом; 3) уважать чувства и желания друг друга, но не навязывать собственные стремления, которые неприятны партнеру или могут принести ему дискомфорт; 4) не применять насилия, действовать только с взаимного согласия.
Социальное партнерство: 1) уважать друзей и родственников друг друга;
2) ходить в гости, на торжества вместе с супругом; 3) не критиковать внешнийвид (прическу, одежду, макияж и т.д.) при других; 4) не обсуждать открытородственников и друзей; 5) не выяснять отношения при других, не ругаться, не оскорблять друг друга; 6) не выносить на общее обсуждение проблемы, недостатки, комплексы и болезни других; 7) не рукоприкладствовать;8) не критиковать, например, за плохое умение приготовить еду (пельмени,борщ и т.д.), за плохой вкус, недостатки в фигуре, неумение погладить брюки, рассказывать анекдоты и т.д.; 9) не приглашать гостей, не предупредивили не согласовав это с супругой; 10) поздравлять родственников и друзейдруг друга с праздниками и семейными торжествами; 11) быть внимательным и вежливым с окружающими, не демонстрировать плохое настроение ираздражение; 12) мужу: быть хорошо и опрятно одетым; 13) жене: хорошовыглядеть и со вкусом одеваться; 14) не употреблять в гостях много спиртного; 15) не задерживатся долго с друзьями; 16) не затрагивать религиозные
пристрастия или национальные обычаи; 17) не разговаривать по телефону большую часть времени; 18) больше времени отдавать отдыху с семьей, чем играм в футбол, домино и т.д.; 19) регулярно посещать театры, выставки, клубы и т.д.; 20) не завидывать благополучию других; 21) всегда оповещать друг друга о местонахождении.
Кормилец — домохозяйка. Всемье моих родителей принято производить уборку квартиры, стирку, глажку белья, приготовление еды совместно в зависимости от наличия свободного времени. В остальном происходит следующее разделение труда. Муж: покупка продуктов; производство ремонта; прибивание гвоздей, прикрепление карниза и т.д; чистка ковров; мытье обуви; мытье окон; выполнение сантехнических, ремонтных и т.п. работ; содержание машины. Жена: распоряжение семейным бюджетом; шитье, вязание; покупка одежды для себя и для мужа (выбор его стиля одежды и т.п.); покупка подарков; создание интерьера, обустройство квартиры (расположение мебели, цвет штор и т.д.).
Общие нормы: 1) не распоряжатся личными вещами (одеждой, книгами и т.д.) без предворительного разрешения; 2) не читать личную почту; 3) не путать свои карманы с карманами супруга без спроса; 4) совместно состовлять план основных покупок (мебель, техника и т.д.); 5) всегда ужинать в кругу семьи, за одним столом; 6) выглядеть дома опрятно; 7) не курить в пределах квартиры (не сбрасывать пепел на пол и т.д.); 8) не решать проблемы силовыми методами, а также битьем посуды, мебели и т.д.); 9) уважать вкусы, увлечения и интересы друг друга (позволять смотреть футбол, сериал, играть на компьютере и т.д.); 10) не приносить раздражение и плохое настроение в семью.
Отношение к детям: 1) не выяснять отношения при детях, не критиковать дряг друга; 2) не ругать детей при посторонних; 3) все санкции, которые принимает один супруг, должен поддержать другой; 4) быть последовательным в воспитании, не противоречить своим санкциям; 5) не срывать на детях раздражение из-за своих проблем; 6) воздействовать на ребенка личным положительным примером; 7) мать должна больше оказывать эмоциональную поддержку, а отец — материальную; 8) основное назначение мамы — приучить ребенка жить в семье, приобщать к хозяйству; 9) основное назначение папы — научить общаться среди незнакомых людей, развивать дисциплинированность, приобщить к спорту; 10) разделение в играх; отец — игра в футбол, шахматы и т.п., мать — в «дочки-матери», «больницу» и др.; 11) мать учит дочь тому, как вести себя с противоположным полом, то же отец передает сыну. Вариант 6
Вступая в брак, далеко не каждый до конца понимает, осознает всю серьезность этого шага. Но и не все браки заканчиваются разводом, значит, не все так плохо. В обыденной жизни ни один из супругов не задумывается, какую роль в данный момент он выполняет или какой статус на заданный момент должен взять верх над остальными. Например, пришел сын домой с двойками... Так!..
Сейчас я пойду и буду строгим социализатором-отцом. На примере моей семьи попробуем рассмотреть социальные роли, вернее, их взаимодействия.
Сексуальные партнеры. Во все времена любой из супругов прежде всего требовал от другого верности. Измена, особенно жены, всегда, в любом обществе порицалась и часто каралась. Мужчинам было и есть всегда немного проще с этим вопросом. Даже бытует мнение, что если мужчина изменяет, то значит, виновата его жена. Не знаю, может быть, это так. В нашей стране, вообще на темы секса много лет было не принято говорить, считалось, что секса у нас нет. Супружеские измены считались изменой курсу коммунистической партии и были случаи, когда семейные вопросы разбирались на партийных и профсоюзных собраниях. Сейчас молодежь стала более грамотной, вернее, просвещенной в сексуальных проблемах, возможно, они смогут написать на эту тему больше, чем я. Могу сказать только то, что нормы сексуального поведения у нас в семье совпадают и, наверное, мы больше времени уделяем сну, чем сексу. Но это вполне нас устраивает.
В нашей семье достаточно четко выделено понятие кормилец (извините, статус). Работает только муж. Жена — домохозяйка, теперь еще и студентка. Роль кормильца и почетна, и трудна, но зато сразу видны результаты. По качеству пищи, одежды, бытовой техники и т.д. сразу виден уровень, на котором в данный момент находится кормилец. Чем выше качество продукции, потребляемой членами семьи, тем выше и требования, предъявляемые к домохозяйке. Любой, или практически любой, мужчина знает, что чем больше он принесет домой денег, тем меньше обязанностей по дому у него будет. Скажем так, он их «выкупает». И вместе с ростом благосостояния остается только одна обязанность — гулять с собакой — это высшая цель.
Семья — малая социальная группа. Это здорово — ощущать себя такими значительными. У нас не принято ругаться, повышать голос, отношения между социальными партнерами выясняются молчанием. «Молчание —золото».
Но долго мы тоже не молчим, обычно час-два — это традиция. А потом, все как обычно. Никогда нельзя выяснять отношения при своих друзьях и тем более близких. Своими советами они только еще больше усложнят ситуацию. «Сор из избы» выносить не стоит.
Самый важный, на мой взгляд, статус — социализатор. Дети — это наше будущее. Это старое, забытое выражение, но оно, я считаю, актуально всегда и везде. Мы очень ждали ребенка, долго готовились, много читали, но, как водится, оказались не готовы. Во-первых, ожидал нас большой сюрприз: 9 месяцев ждали мальчика, как утверждали врачи, а родилась девочка. Пришлось имя Виктор превратить в Викторию. Воспитание детей понятно и последовательно только в книжках. Но у нас в семье есть нормы, которых мы придерживаемся или, по крайней мере, стараемся. Нельзя, прежде всего, противоречить своим решениям, иначе ребенок сразу поймет вашу несостоятельность. Все санкции, применяемые одним родителем, поддерживаются другим. Отсутствует даже понятие о физическом наказании.
Вариант7
Для раскрытия заданной темы я возьму среднюю русскую семью, на примере которой я раскрою социальные роли жены и мужа, их отношение к финансовой области, и их отношение к детям.
Социальные партнеры. Вэтой семье есть ряд правил и принципов, существующих негласно. Каждый должен мыть за собой посуду, стирать нижнее
белье; если ты задерживаешься, то нужно позвонить домой и сообщить об этом; не выносить «сор из избы»; самому гладить себе свою одежду; хотя бы раз в неделю выносить мусор (муж); воскресенье и субботу посвящать семье, а не работе и различным командировкам; хотя бы раз в месяц выезжать на природу; стараться хорошо относиться к друзьям мужа (или соответственно жены); проводить уборку раз в неделю (жена); оказывать помощь при уборке (муж); не забывать про даты дней рождения и т.п.; при незнакомых людях не высмеивать друг друга, не указывать на ошибки, сделать это, когда будешь с ним (ней) наедине; и т.д. и т.п.
Кормилец — домохозяйка.Вданной семье муж и жена работают одинаково долго и зарабатывают примерно одно и то же количество денег. Когда может (и умеет) муж помогает жене; когда жена устала, муж берет большую часть работы на себя. В равной степени муж и жена решают финансовые вопросы семьи. Вследствие равных заработков и занятости разделения на кормильца и домохозяйку в семье не происходит.
Отец — мать. При ребенке не ссорятся; отец должен вводить ребенка в социальную среду, ажена — в среду близких людей; не применять телесных наказаний по отношению к ребенку; отец и мать должны быть примером, опорным стереотипом в семейной жизни для ребенка; нужно уважать ребенка, его мнение о чем-либо; отводит и забирает из детского сада ребенка жена; готовит пищу для ребенка жена; гуляют с ребенком — муж и жена; покупают одежду муж и жена, с учетом мнения ребенка; в воспитании ребенка принимают участие оба родителя; и т.д. и т.п.