Религиозные и церковные институты

Религия как духовный институт помогает решить человеку вечные пробле­мы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечнос­ти человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.

Одной из латентных функций церкви является создание благоприятной социальной атмосферы, которая помогает людям обрести друг друга и най­ти духовную опору. Некоторые церкви функционируют как социальные клу­бы; такова, в частности, синагога.

ЦЕРКОВЬ [от греч. kyhake (oikia), букв. — божий дом]: 1) специ­фическое для христианства понятие мистического сообщества ве­рующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинствах» (прежде всего ев­харистии). Универсальный («вселенский»), «кафолический» («собор­ный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полно­ты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством); 2) христианский храм; 3) в расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

К явным функциям любой церкви относятся духовное исцеление и по­мощь физически больным, немощным, нуждающимся. При церквях созда­ются специальные госпитали и приюты. В Средневековье у церкви были и другие функции. Она обладала огромной политической силой, являлась куль-

турным центром и школой, выполняла множество благотворительных про­грамм, осуществляла административную и духовную опеку над королями, дисциплинировала их и упреждала от бездумных политических шагов.

Необходимо различать понятия церковных институтов и религиозных институтов. Это не одно и то же. Во многих странах, где нет официальной государственной религии, различные церкви конкурируют за прихожан, а граждане имеют свободу выбора той религии, которая больше всего соответ­ствует их духовным запросам.

Церковь появилась только с возникновением христианства, т.е. 2000 лет назад. Религия, учитывая и ее ранние формы, возникла 30—40 тыс. лет на­зад. Таким образом, религиозные институты намного старше церковных.

Подавляющее большинство церковных и религиозных институтов отно­сится не к фундаментальным институтам, а к частным (неосновным), по­скольку фундаментальным институтом человеческого общества наряду с се­мьей, производством, государством и образованием служит сама религия. Ре­лигия — понятие более широкое, чем церковь.

Частные институты — это социальные практики. Например, исповедь есть не учреждение или совокупность учреждений, а многовековая практика, име­ющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг ис­полнителей и аудиторию (совокупность исповедуемых), систему статусов и ролей. Точно так же нужно понимать и все другие религиозные и церковные институты, например институт каноников, монашеские ордена как религи­озный (церковный) институт, институт монашества и отшельничества, ин­ститут папства и патриаршества.

Врезка

М. Гаспаров

Молитвы, жертвы, гадания

Молитва — это разговор с богом. Грек становил­ся лицом к тому богу, которому молился, про­тягивал к нему руки и вслух произносил сперва обращение к богу, потом похвалу ему, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за исполнение этой просьбы. Если он молился в храме, то протягивал руки к статуе бога; если небесным богам — то к нему; если речным или морским — опускал их в воду; если подзем­ным — ударял ими по земле или топал ногой. Современный верующий на молитве стоит спо­койно (иногда на коленях), сложив руки перед грудью, и молится про себя, уверенный, что его бог услышит и такую молитву. Но грек разгова­ривал с богом, как с человеком, и на колени не вставал никогда.

Жертва — это угощение богу. Если бог помога­ет человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили богу. Когда пили, перед каждым пиром несколь­ко раз выплескивали вино наземь. Когда ели, откладывали для бога специально выпеченное

печенье или медовую лепешку. А когда ели мяс­ное — в бедном греческом быту это было неча­стым праздником, делиться с богом было обя­зательно. Тогда и приносили в жертву быков, овец, коз и свиней, о чем чаще всего упомина­ется в книгах.

Перед храмами, а часто и отдельно, на площа­ди или перекрестке, стояли алтари. Алтарь — это божий стол: прямоугольная глыба, земля­ная или, чаще, каменная, иногда маленькая, иногда очень большая. На нем разводился свя­щенный огонь. Головню с огня опускали в со­суд с водой — в этой воде присутствующие омывали руки, чтобы очиститься перед жерт­воприношением. К алтарю подводили жертвен­ное животное, обрызгивали его водой, осыпа­ли жареным ячменем и солью, а потом оглуша­ли ударом дубины и быстро зарезали. Затем начиналось угощение богов. С туши сдирали кожу, вырубали спинную часть, обкладывали жиром и внутренностями и сжигали на алтаре. Жирный дым восходил к небу: небесные боги могли лакомиться жертвой. Для подземных богов жертву зарывали в землю. Несколько кусков мяса уделялось жрецам и храмовым служителям. Остальные съедались на пиру.

Среди религиозных институтовможно назвать, в частности, институт бо­гослужения, институт вероучительства, институт шаманства, оккультно-мистические институты, мистерии как религиозный институт архаичной эпохи, институт ритуального посвящения, институт крещения. Важным ре­лигиозным институтом является секта — отклонение от официального рели­гиозного направления.

Частные церковные и религиозные институты, как и фундаментальные, имеют явные и латентные функции и цели, систему ролей и правил поведе­ния, механизм деятельности и социального контроля. Скажем, целью мона­шеского ордена является удаление от мира ради обретения в одиночестве истинных ценностей.

В науке самой ранней формой религиозных институтов считаются архаич­ные культовые организации — тайные мужские союзы, т.е. объединения взрос­лых мужчин у многих народов в эпоху родового строя, особенно в период пе­рехода от матриархата к патриархату (Меланезия, Западная Африка, Северная Америка). Их члены противопоставляли себя всем непосвященным. Традици­онные верования и культы — отождествление членов союза с духами умерших, с зооантропоморфными существами (например, птицевидный духТубуан тай­ного союза дук-дук аз Новой Британии, которого изображал глава тайного сою­за во время посвятительных церемоний), танцы, пантомима, наконец, посвя­щение-инициация — были направлены не только на социализацию подрост­ков или почитание предков, соблюдение традиций, но и на то, чтобы устрашать непосвященных, демонстрировать и утверждать особые права посвященных. Сверхъестественные силы воплощали себя в масках. Вся система верований кодировалась специальными тайными языками, за разглашение тайны пола­галась смерть. Никто не мог ослушаться приказания, возглашенного от име-

Люди ели мясо и чувствовали себя сотрапез­никами богов.

Иногда жертва была особенной — очиститель­ной. Если человек совершил нечаянное убий­ство, он должен был покинуть родину и искать очищения на чужбине. Его не спрашивали, в чем дело; жрец зажигал огонь на алтаре, закалывал молочного поросенка, обрызгивал его кровью руки пришедшего, а потом омывал их священ­ной водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью и человек может возвращаться к сородичам. А очистительного поросенка не сжи­гали, чтобы не осквернять огня: его закапыва­ли в глухом месте и возвращались оттуда, не оглядываясь.

Иногда жертва предназначалась для гадания. Такие жертвы приносились перед сражениями. Зарезав животное, смотрели, как горит на алта­ре его мясо, особенно хвост; если хвост скручи­вался, это предвещало трудности, если конец его опускался вниз — неудачу, если поднимался вверх — удачу. Выпотрошив животное, смотре­ли на его внутренности, особенно на печень: если вид их казался необычным — значит животное нездорово и, стало быть, неугодно богам — боги

не насытились и требуют новой жертвы. Чтобы добиться добрых знамений, приходилось иной раз закалывать не один десяток баранов или овец. При каждом войске гнали на всякий случай небольшое жертвенное стадо.

религиозные и церковные институты - student2.ru

Были и другие способы гадания. Гадали по по­лету птиц, по крику птиц, по грому и молнии, по кометам и затмениям, по плеску воды и дыму ладана. В Додонском лесу гадали по шелесту листьев священного Зевсова дуба. В особенном почете были гадания по вещим снам. Источник: Гаспаров М. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой цивилизации. М., 1995.

религиозные и церковные институты - student2.ru

ни духов предков. В ранних государствах уже выстраивалась целая иерархия тайных союзов (мужских, женских, связанных с культом плодородия и т.п.) Богослужение,которое в христианстве относят к числу важных институ­тов, представляет собой совокупность особых обрядов — таинств: поклоне­ние святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов, призванную поддер­живать постоянство и активность религиозных чувств верующих. Во время богослужения происходит чтение священных книг, хоровое песнопение, про­поведи, коллективные молитвы, совер­шение обрядов, коленопреклонение, отбивание поклонов.

Молитваявляется важной составной частью богослужения — словесное обра­щение человека к Богу с просьбой о чем-либо. Под молитвой подразумева­ется не только обращение верующего к божеству, но и канонизированный текст обращения. Этнографы утверждают, что молитва как религиозный обряд сложи­лась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). Вначале она вхо­дила в обряд жертвоприношения, но затем отделилась от него и стала само­стоятельным действием.

религиозные и церковные институты - student2.ru

Рис. 42. Бог один — религий много

Молитв в христианстве много, и все они канонизированы, т.е. строго рас­писаны их порядок и сроки. В православии богослужебный канон включает в себя годичный, недельный и суточный круги. На каждый из дней недели пред­назначены особые молитвы и песнопения. В субботу и воскресенье они носят торжественный характер, в среду и пятницу — печальный. Круг суточного богослужения включает девять служб: вечерня, повечерия, полуношница, ут­ренняя, а также четыре дневных: первого, третьего и шестого часа. Централь­ное богослужение называется литургией (от греч. leiturgia — общественная служба). Божественная литургия — главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название — «обедня»).

Некоторые институты относятся и к церковному, и к религиозному кругу, например институт вероучительства. Он существует и в буддизме, и в католи­цизме, и в православии. То же можно сказать и об институте богослужения.

Понятие «церковный институт», или «институт церкви», нуждается в разъяснении. В названии некоторых нетрадиционных сект и культов присут­ствует слово «церковь», например «церковь сатаны», «церковь сайентологии», «церковь объединения» и т.д. Причины его появления специалисты видят в рекламных и престижных устремлениях их основателей, а также в наличии разветвленной организационно-управленческой структуры.

Церковь,организующая и направляющая жизнь прихожан в соответствии с основными принципами вероучения, характеризует не все мировые религии. Правильнее именовать институтом церкви только те организационные струк­туры и социальные практики, которые относятся к двум традиционным и глав­ным христианским религиям — католицизму и православию. К примеру, в исламе нет институционального аналога церкви, как нет и духовенства.

Церковь — это тип религиозной организации со сложной и строго цент­рализованной системой отношений между священнослужителями и верую­щими. Но верующих нельзя уподоблять служащим на предприятии, которые состоят в данной организации, заключают контракт, выполняют предписан­ные обязанности, получают заработную плату. Верующие приходят в церковь добровольно, контролируемого членства здесь нет.

Римская католическая церковь — самый древний и мощный церковный институт в мире, подчиняющий своему влиянию верующих в Италии, Ис­пании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в ла­тиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн ее при­верженцев. Организация католической церкви отличается строгой центра­лизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан.

Русская православная церковь в нынешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена на несколько автокефальных церквей. Богословские основы оп-

Врезка

Т. Гоббс

Богово и кесарево

Слово церковь {ecclesia) обозначает в книгах Священного Писания разное. Иногда (хотя не часто) оно употребляется в смысле дома божь­его, т.е. храма, в котором христиане собирались для совершения публичного богослужения, как (1 Кор. 14, 34) «жены ваши и в церквах да мол­чат», но здесь это метафорически применено к происходившим там собраниям и с тех пор ста­ло применяться к самим зданиям в целях раз­личения между христианскими и языческими храмами. Храм Иерусалима был домом божьим и домом молитвы, и таким же образом всякое здание, посвященное служению Христу, называ­ется домом Христа, поэтому греческие отцы церкви называли такое здание «домом господ­ним», и отсюда перешли в наш язык названия кирха и церковь.

Церковь, если слово берется не в смысле дома, означает то же, что ecclesia означало в гречес-

ких государствах, а именно, собрание граждан, созванное с целью выслушать речь должностно­го лица, и что в римском государстве называ­лось concio, как тот, кто выступал с речью, на­зывался ecclesiastes и concionator. И если такое

религиозные и церковные институты - student2.ru

собрание созывалось законной властью, оно яв­лялось ecclesia legitime — законной церковью (Деян. 19,39); если же такое собрание представ­ляло собой шумное и мятежное сборище воз-

ределились в Византии в IX—XI вв. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих. Существует также Русская зарубежная церковь.

Управление всей конфессиональной системой внутри каждой из этих церквей осуществляется особым институциональным органом — папством в католичестве и патриархией в православии.

Кроме того, в рамках той и другой функционируют частные институты, или социальные практики. Это прежде всего богослужебный институт, ин­ститут литургии и проповеди, институт паствы и клира, институт крещения и некоторые другие, а также учебные заведения, религиозные братства, мо­настыри, религиозные ордена.

Первичной ячейкой, в которой формировалась и проявляла себя духов­ная культура народа, был церковный приход. Приход— низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния. Прихожане— верующие, образующие религиозную общину при христианской церкви, вблизи которой обычно живут и которую систе­матически посещают.

Институт сектантства

Одним из религиозных институтов выступает секта. Она возникает в резуль­тате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. В 1999 г. в России существовало более 6 тыс. религиозных сект. Одних только сатанистов, организованных в секты, в кон­це 1990-х гг. насчитывалось 10 тыс. (в Москве — 2 тыс.). Особо заметные и распространенные «Церковь сайентологии» (центры дианетики, Хаббард-кол-леджи, «Нарконон»), «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых

бужденных людей, тогда оно являлось «беспо­рядочной церковью».

Иногда под этим словом подразумеваются люди, имеющие право быть членами таких со­браний, хотя фактически не собранные, т.е. подразумевается совокупность всех христиан, как бы они ни были рассеяны, как там, где ска­зано (Деян. 8,3), что «Саул терзал церковь», и в этом смысле Христос назван главой церкви. Иногда же под словом «церковь» подразумева­ется лишь определенная часть христиан, как, например, в словах (Колосс. 4,15): «Привет­ствуйте домашнюю церковь его»; иногда также подразумеваются лишь избранные, например в следующих словах (Ефес, 5,27): «Славная Церковь, не имеющая пятна или порока, святая и непорочная», где подразумевается торже­ствующая церковь или грядущая церковь. Иног-Д под этим словом подразумевается собрание

исповедуЮщИХ

христианство независимо от

го, искренне ли они исповедуют его или ли-

мерно, как это следует понимать там, где

говорится (Матф. 18,17): «Скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник или мытарь».

Только в этом последнем смысле можно гово­рить о церкви как о едином лице, т.е. что она имеет способность желать, произносить, прика­зывать, заставлять повиноваться себе, состав­лять законы или совершать какое бы то ни было другое действие.

В соответствии с этим смыслом я определяю церковь как общество людей, исповедующих христианскую религию и объединенных в лице одного суверена, по приказанию которого они обязаны собраться и без разрешения которого они не должны собираться. И так как во всех государствах всякое собрание, не имеющее разрешения гражданского суверена, является незаконным, то точно так и церковь, собравша­яся в каком-либо государстве, запретившем ее собрание, является незаконным собранием. Источник: ГоббсТ. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2: «Левиафан». Гл. XXXIX. С. 459-464.

последних дней», «Церковь объединения» Сан Мен Муна, «Белое братство», «Международное общество сознания Кришны» и др. Кроме того, на террито­рии России действует множество оккультно-мистических сект.

В качестве отличительных черт института секты отмечают: ограниченное число последователей, контролируемое членство, изолированность от мир­ской жизни, оппозиционность к официальной церкви и властям, неприми­римость к инакомыслящим, претензия на избранность, отсутствие деления на священнослужителей и мирян.

Институт сектантства чреват негативными последствиями для общества, поэтому специалисты говорят о секте как о «деструктивной религиозной орга­низации». Их называют тоталитарными организациями за то, что они стре­мятся: а) подчинить себе всего человека без остатка, вынуждают его порвать связи с семьей, друзьями и обществом, завладев не только его сознанием, но и имуществом; б) подчинить отдельного человека организации в целом. Секта внушает своим адептам приоритет групповых идей над индивидуальными, одобряет даже аморальное поведение, если оно идет во благо группе.

Секты подчиняют своему диктату образ жизни, мышление, психику, по­ведение людей. От каждого члена секты требуются беззаветная преданность организации и полное подчинение. К особенностям деструктивных религи­озных организаций специалисты относят:

♦ претензии на харизматическое лидерство (от греч. charisma — милость, божественный дар, вдохновение свыше, т.е. провозглашение божествен­ности или особой мудрости и требование беспрекословного согласия);

♦ претензии на истину в последней инстанции, нетерпимость или пре­небрежительное отношение к традиционным религиям и духовным ценностям;

♦ эзотеричность (сокрытие истинных целей и последствий своей деятель­ности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего ок­ружения) и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной инфор­мации;

♦ целенаправленное искажение священных текстов с их «подгонкой» под свои догмы;

♦ применение техник контроля сознания для создания у адептов культо­вого менталитета и формирования тоталитарного мировоззрения; вну­шение различного рода фобий (страхов);

♦ активные попытки проникновения в государственные властные структуры55.Секта— организация или группа лиц, замкнутая кругом своих интересов,

не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Сектанты претендуют на особый сакральный статус — быть «избранными», «детьми бога», «чистыми» (т.е. освободившимися от земной греховности). Институт сектантства призван реализовать царство божье «здесь и теперь».

Типичным примером является секта «Свидетели Иеговы». Для ее пред­ставителей характерен «отказ от мира» — жесткая изоляция от окружающих, даже от верующих православной церкви, моральная строгость и аскетизм (запрет на развлечения), вера в скорое пришествие на Землю Спасителя и убеждение в неизбежной гибели всех, не принявших сектантского учения.

55 Подробнее см.: Кривельская Н. Системный анализ деструктивных религиозных организаций на тер­ритории России // Церковь и общество. 1999. № 1—2. С. 64—67.

Секта имеет не только антихристианскую, но и антигосударственную направ­ленность. Она накладывает запреты на участие человека в жизни государства и общества. Структура секты «Свидетели Иеговы» имеет жесткое иерархи­ческое подчинение всех филиалов в России руководящей корпорации во главе с президентом Хеншелем (США).

Перед вступлением в секту члены «Общества сатаны» обязаны пройти спе­циальные обряды, в частности поджигание церквей и человеческие жертво­приношения. Некоторые музыкальные группы, особенно тяжелого рока, яв­ляются, по мнению некоторых специалистов, филиалами сатанинских сект, а вербовка новых членов происходит прямо во время концертов и молодежных

тусовок — в зале и за кулисами.

Людей, исповедующих традицион­ные мировые религии, объединяет еди­ное понимание общих ценностей и принципов, а адептов сект — более все­ религиозные и церковные институты - student2.ru го авторитет учителя и личные отноше­ния с другими членами секты. Секты напоминают подпольные или террористические организации, построенные часто по военному образцу с железной дисциплиной и призванные свергнуть духовную власть мировых религий, установить свой, тоталитарный порядок в обществе.

В отличие от церкви секта не требует долгого самосовершенствования, совершения морального подвига и постепенного приближения к подлинно­му идеалу христианина через нравственное изменение своей природы. Сек­та революционна, она предлагает все сразу, требуя идеологической предан­ности и воинственности. Создавая иллюзию достижения идеального состо­яния через год, 5, 10 лет, внушая приближение через какой-то срок конца света, секта воздействует на слабости людей — склонность к паническому страху, к суевериям, скрытый мистицизм, желание сделать нечто без усилий и побыстрее.

Опасность тоталитарных сект обусловлена криминальными наклоннос­тями их внутренней жизни, зомбированием своих членов, методами вербовки новообращенных, формами действий против традиционных религий. Напри­мер, всего за четыре года после регистрации секта «Свидетели Иеговы» по­крыла сетью своих центров всю Россию, организовав сотни общин (по 150— 200 человек в каждой) в различных городах и областях страны.

Богословы-ортодоксы всегда смотрели на секты как на объединения ере­тиков — отступников от «правильной» веры, сепаратистов, разрушающих единство церковной организации.

Понятие секты тесно связано с понятием ересей. Так, небольшие откло­нения от главной идеи о природе Христа породили несколько ересей — ари­анство, несторианство, монофизитство и др.

Институт монашества

Одним из важных институтов в мировых религиях, без которого их не­возможно себе представить, является монашество. Монашество(от греч. monachos — отшельник, монах) — социальная религиозная группа, члены ко­торой берут на себя следующие обязательства: «уход из мира»; как правило,

отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. Монашество зародилось в буддизме в середине I тысячелетия до н.э.; в III—IV вв. н.э. появилось в христианстве (отсутствует в протестан­тизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусуль­манских дервишей. На Руси монахом называли человека, отрекшегося от светской суеты; он же постриженник в ангельский образ, мних, инок либо чернец, приписанный к монастырю. В разных культурах монашество при­нимало разные формы организации. Так, отличительной чертой католичес­кого монашества выступает образование орденов и братств.

Монастыри(от греч. monasterion — келья отшельника) сыграли огромную роль в развитии мировой культуры в целом и религии в частности. Они представля­ют собой общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский мо­настырь), принимающие единые правила жизни (устав) и живущие уединенно вдали от мирской суеты. Монастыри есть в буддизме и христианстве (правосла­вии и католицизме), их нет в исламе, иудаизме и протестантизме.

В словаре В. Даля монастырь трактуется как обитель, общежитие братии и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших мона­шество, монашеский обет.

Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников в III—IV вв., но не в Европе, а в Северной Африке и на Ближнем Востоке и имели облик крепостей. Первые два-три столетия христианство не знало института монастырской жизни. Более того, оно не знало и общинной жиз­ни. Поскольку в первые века нашей эры христиан преследовали, они могли существовать только в статусе подпольных организаций. Только в IV в. хри­стианские общины и монастыри получили юридическое признание и право на суверенное существование.

Началом монастырского движения следует, пожалуй, считать евангели­ческую миссию св. Патрика в Ирландию, основанную в 430 г. Католические монастыри вели активную миссионерскую деятельность. С самого начала монастыри выполняли не только миссионерскую функцию, обращая в хри­стианство язычников, но и культурно-просветительскую, поскольку тех же язычников, чтобы они могли читать и понимать Библию, приходилось учить грамоте.

Монастырские школы служили основным институтом образования в эпоху, предшествующую появлению университетов. И в средневековой Европе, и в допетровской Руси образование чаще всего получали в школах при монастырях, которые тогда играли роль центров духовной культуры.

В IX в. католические монастыри по примеру христианского Востока ста­ли открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили не только к духовной деятельности, но и административной. Сюда принимали учащих­ся в зависимости от их способностей, а не только по их принадлежности к знати, что давало возможность выходцам из низов сделать хорошую карье­ру. Таким образом, монастырские школы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев об­щества.

Ученики, которые, как правило, посещали школу пять лет, приобретали элементарные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем писали пером на пергаменте. Поскольку книг было

мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), их заучивали наи­зусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало пев­чих для церковных хоров. Ученики знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями, поэтому в школах особое внима­ние уделяли изучению латинского языка, на котором во всех европейских монастырских школах и велись занятия. За стадией первоначального обуче­ния следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискуссию). За тривиумом следовал квадри-виум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

религиозные и церковные институты - student2.ru

Рис. '13. В школах пни католических t/.оиастыпях детей готовили но только к духовной, но и к административной деятельности

Монастырь как культурный центр включал в себя, кроме школы, библио­теку и мастерские. Монастырские библиотеки собирали христианские и язы­ческие тексты, хранили творения античных ученых и поэтов, ставшие осно­вой итальянского Ренессанса и философии гуманизма. Монахи прославились искусством украшать книги. Созданные в монастырских мастерских руко­писи отличаются изысканным каллиграфическим письмом и великолепны­ми инициалами (заглавные буквы). Страница Евангелия, сплошь покрытая орнаментом, напоминает драгоценное ювелирное изделие.

На Руси в соборных церквях, некоторых княжеских и боярских домах создавались крупные собрания рукописных книг. Благодаря просветитель­ской деятельности церкви духовная культура становилась общедоступной.

Частью института монашества выступает церковное учительство, возник­шее в XVIIв. Церковное учительство— практика проповеди духовенства в цер­кви в форме живой проповеди в виде назиданий, предшествовавших испо­веди, а также и во внецерковной обстановке. Частью церковного учительства выступали учительные книги. В России к ним относят учительные книги «Пчелы», сборники христианско-назидательного характера «Златоструи», «Златоусты», «Златые Чепи», «Измарагды» и др. Учительная литература — способ общения священнослужителей с паствой в назидательно-поучитель-

ном тоне в целях воспитания; она учила должному и предостерегала от не­достойных поступков, но учила, не отрываясь от живой практики. У учитель­ной литературы постепенно создалась своя аудитория любителей книжного чтения и книжного учения. Это рядовые миряне — ремесленники и кресть­яне, увлекающиеся таким чтением. Элементом учительной литературы вы­ступали проповеди.

На Тибете монашествующего духовного учителя называют яя. Одна из важнейших его миссий — сопровождать душу умершего в период между кон­чиной и новым рождением. Для овладения этим искусством ламы проводят многие годы в учении и медитации.

Буддийские монахи должны стремиться к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Это нужно делать с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 видов совершенствования: даяния, нрав­ственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (меди­тации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Со­стояние абсолютного покоя (нирваны) является конечной целью религиоз­ного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. Только они считались членами общины-сангхи.

Буддийский монах, не обремененный имуществом, ведет очень скромный образ жизни. Он обязуется никому не причинять вреда, не красть, не при­нимать возбуждающих средств, не вступать во внебрачные отношения, не лгать. Их имущество состоит из чаши для подаяний, пояса, иголки с ниткой, точильного камня, бритвы и цедилки для воды и трех кусков ткани: один носится на бедрах, второй — на левом плече, третий покрывает голову во вре­мя церемоний или в пути.

В средние века за стенами монастырей не только сосредоточивалась вся духовная культура. Монастыри выступали единственным учреждением об­щественного призрения. Общественное призрение (призревать — это значит опекать) заключается в устроении пристанища для старых, бедных, больных, вдов и сирот. Документально засвидетельствовано, что на Руси система об­щественного призрения стала складываться в XIв., когда появились первые православные монастыри, которые и стали центрами благотворения. Киево-Печерский монастырь, получивший впоследствии статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростовской земли в течение нескольких веков, полу­чая княжеские и боярские пожертвования, использовали их для целей обще­ственного призрения.

Попечительством о бедных, больных, бездомных отличались великие русские князья, начиная с княгини Ольги. Ее доброта к немощным и неиму­щим красной нитью проходит через многие летописи. Важное значение имел Устав великого князя Владимира Красное Солнышко (996), который опре­делил общественное призрение как одну из основных функций государства. Он служил основанием для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до XVIIIв. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемля-ют». Князь Владимир по примеру своей бабки — княгини Ольги открыл ряд

22Б

богаделен и странноприимных домов в Киеве, построил церковь во имя Пре­святой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Он повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, странных, сирот и вдовиц. В период княжения Ярослава Мудрого расцвела древнерусская монастырс­кая медицина, гордостью которой стали преподобные Антоний, Домиан, Фе­одосии Печерский.

религиозные и церковные институты - student2.ru

Не только служение Богу, но работа и учение играли важную роль в мо­настырской жизни. Благодаря высокой производительности монастырско­го земледелия и прибыльной торговле монастыри превратились в важный экономический фактор. По мнению А.А. Кауфмана, видного дореволюци­онного историка и экономиста, монас­тыри по способам ведения хозяйства были для своего времени чем-то вроде передовых, образцовых сельскохозяй­ственных предприятий. Они осуществ­ляли расчистку лесных земель и осуша­ли болота, на монастырских землях вы­ращивались лучшие для своего времени сельскохозяйственные культуры. По своей производительности и организации труда хозяйства монастырей пре­восходили хозяйства светских собственников-феодалов.

Распространение монашества, а затем развитие городов дали толчок к рож­дению новой изобразительной и строительной культуры: гигантские монас­тыри, построенные как города-крепости, были местом обитания тысяч лю­дей. Новые соборы возникли повсюду в Европе — и в Испании, и во Фран­ции, и в Италии, и в Германии, и в Англии. Массовое передвижение монахов, паломников, крестоносцев, ремесленников, зодчих способствовало распро­странению общих художественных приемов, стилей и символов, в основе ко­торых лежало христианское вероучение. Поощряя паломничество, монасты­ри строили дороги, мосты, гостиницы, лазареты.

Русские монастыри56

В России к концу XVI в. насчитывалось более 400 монастырей. Они воз­никали в силу самых разных обстоятельств. Некоторые служили для дальней­шего распространения христианства в землях «дикарей» (монастыри в цар­ствах Казанском и Астраханском после покорения их Россией), другие воз­двигались в благодарность Богу, иногда по обету или в память явления чудотворных икон. Так, Тихвинский Успенский монастырь основан в память явления чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери. Довольно много монастырей было основано благочестивыми иноками, которые мечтали най­ти себя и дать другим приют для строгой монашеской жизни и подвигов. Большинство тогдашних обителей сооружалось потому, что многие иноки после своего пострижения в каком-либо монастыре вскоре начинали испы­тывать непреодолимое желание удалиться в пустыню и основать свой мона-стырек или пустыньку. Они уходили в дремучий лес или другое безлюдное

"ри подготовке данного параграфа использовались материалы студента Православного универси­тета им. И. Богослова К.В. Смоляра (факультет богословия).

место, ставили небольшую келью и часовню. К ним впоследствии присое­динялись еще два-три инока, и они возводили себе кельи. Так в<

Наши рекомендации