Экономические институты общества
Экономический институт— исторически сложившийся механизм, регулирующий деятельность людей (при помощи распределения и закрепления за ними определенных общественно полезных ролей: потребитель, брокер, предприниматель и т.д.), контролирующий соблюдение ими определенных норм, традиций, правил и законов и, наконец, позволяющий удовлетворить максимум потребностей при минимальном использовании дефицитных ресурсов.
Деньги— один из важнейших экономических институтов общества. Это исторически сложившийся стихийный механизм регулирования взаимоотношения людей. Когда их нет, отношения приходится выяснять силой, давлением, авторитетом, приказом и прочими аналогичными силовыми способами. Но когда они есть, то все получается чинно и благородно: я сдаю в прачечную белье и плачу за услуги деньги, за которые раньше я «повкалывал» на предприятии.
Вряд л и кто будет сомневаться в том, что долгая история денег связана с традициями, обычаями, нормами и прочей социальной атрибутикой, приписываемой социальному институту. А о том, как умело и мудро они контролируют наши действия (особенно, когда их на все не хватает), или о том, что только они способны удовлетворить максимум потребностей при минимуме затрат на их изготовление, и говорить не приходится. Какова себестоимость изготовления бумажных или металлических денег? Сколько раз они оборачиваются, принося государству несметную выгоду? Скольких людей делают счастливыми или несчастными?
Таким образом, деньги — это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами.
Банки— еще один экономический институт общества, функционирующий в сфере обмена. Главная функция банков — обеспечивать сохранность вкладов, фондов и быть источником ссуд.
Банки как финансовые посредники передают деньги от вкладчика заемщику, т.е. от тех, кто хочет оставить деньги на будущее, тем, кто желает использовать их в настоящем. Люди помещают в банк свои сбережения, так как знают, что эти деньги будут возвращены по их первому требованию, поскольку банки обеспечивают физическую сохранность денег от пожара и грабежа, предоставляют страховку по вкладам.
Деятельность банков жизненно важна для нормального функционирования экономики. Коммерческие кредиты позволяют фирмам оплачивать текущие счета и финансировать расходы. Ссуды населению позволяют гражданам приобретать товары сейчас, расплачиваясь за них из будущих заработков.
Банки сосредоточивают значительную часть свободных капиталов, имеющихся в стране (пассивные операции), и передают их в руки предпринимателей, которые нуждаются в расширении своих оборотов (активные операции).
Банки занимаются покупкой и продажей акций. Они берут на себя размещение акций вновь возникающих промышленных предприятий, а равно и скупку акций для тех предпринимателей, которые пожелали бы стать их
собственниками.
Биржевая игра на понижение и повышение для банков — способ сосредо точить у себя ценные бумаги и акции. Банки не ограничиваются посредничеством, ной сами владеют промышленными предприятиями либо принимают то или иное участие. Так, до революции 1917 г. подавляющее большинство голосов на общих собраниях русских металлургических заводов принадлежало нескольким коммерческим банкам; в их портфеле находились акции десятков промышленных предприятий, которые таким путем становились предметом собственности банков. Капитал, вложенный банками в акции промышленных предприятий, называется финансовым капиталом. Он ставит промышленность в полное подчинение банков.
Банки живут насыщенной и беспокойной жизнью: они сливаются и укрупняются, разоряются и поглощаются, расширяются (создают филиалы), выходят на международную арену, их счета могут арестовать, государство может назначить временную администрацию, которая берет все руководство на себя. Из всех моделей поведения банки предпочитают слияние. Они меньше конкурируют между собой, чем фирмы и предприятия. Проникая в производство, банки заинтересованы в том, чтобы между однородными промышленными предприятиями, им принадлежащими, не было конкуренции. Они стремятся слить однородные предприятия, ранее принадлежавшие разным владельцам, в хозяйственное целое. Этим самым банки поддерживают стремление промышленности к организации синдикатов и трестов.
Коммерческий институт— любое учреждение, где покупают и продают товары. Это магазин, оптовый рынок, биржа, закупочная база и т.д. Они действуют в сфере экономического обмена.
Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а часть из них — только косвенно — через специальные институты, которые называют институтами обмена. Их роль в обществе огромна. Они стабилизируют цены и регулируют потоки товарной массы, позволяя избегать хаоса и неразберихи. Товаром могут быть рабочие руки, земля и даже воздух. Короче говоря, все, что продается и покупается. Товар, а не деньги удовлетворяет человеческие потребности в пище, жилье, здоровье и т.п. Деньги всего лишь посредник, средство, упрощающее хождение товаров по всему свету.
Надо различать товары и услуги. Товары суть вещи, которые производятся: продукты питания, одежда, дома, автомобили и т.д. Товары также можно называть продуктами или предметами потребления.
Услуги не являются продуктами, хотя при их оказании используется множество предметов, скажем, шетка, пылесос, стиральный порошок. Показ фильма — это оказание услуги населению. А создание фильма — это изготовление товара. Кинозрители, уходя домой, ничего вещественного с собой не забирают, хотя эмоциональных впечатлений у них много.
Наде различать два близких понятия — ПОКУПАТЕЛЬ и ПОТРЕБИТЕЛЬ. Покупают товар, а потребляют и товар, и услуги. Но услуги не покупают. Поэтому понятие «потребитель» несколько шире понятия *покупатель->. Хотя оазница между ними настолько стерлась, что они употребляются как синонимы.
Между услугами и товарами существует и другая разница. Продукты и предметы потребления в совокупности составляют благосостояние общества, или национальное богатство. Но совокупность услуг нельзя именовать благосостоянием или богатством. Они выполняют иную функцию — создают комфорт среды обитания. Чистить обувь, стирать белье, приносить почту и т.п. — это то, без чего нельзя представить себе цивилизацию и цивилизованное общество. В примитивном обществе список услуг очень ограничен. Кочевники, говорят, не моются неделями, если не месяцами, а современный горожанин делает это иногда два раза в день.
Результатом накопительной деятельности населения выступает богатство. Его нужно понимать как совокупность товаров и выражающей их суммы денег, которые могут находиться в ведении отдельной семьи или целого государства.
Богатство относится к сфере накопления. Основными экономическими институтами сферы накопления выступают коммерческие и государственные банки, однако их нельзя относить только к этой сфере; они выступают институтами и сферы накопления, и обмена одновременно.
Товары, деньги и услуги выражают степень развития общества, его процветание. Современные державы — развитые капиталистические страны типа США, Германии или Японии — обладают пропорционально развитыми сферами товаров и услуг. Их еще можно причислить к самым богатым обществам. В бедных странах (Бангладеш, Мавритания, Эфиопия) сфера услуг очень узка. Люди здесь едва удовлетворяют насущные потребности и не могут даже мечтать о дорогом медицинском обслуживании (рис. 41).
Общества, накопившие большие богатства, развиваются быстрее, чем те, что не умели этого сделать. Отсюда следует, что по мере технического прогресса богатые страны становятся богаче, а бедные относительно них беднее. Иными словами, разрыв между бедными странами и богатыми увеличивается.
Общество, предоставляющее своим гражданам максимальную свободу экономической предприимчивости, как правило, получает в конечном итоге максимальное число богатых или благополучных людей. Таковы Соединенные Штаты. Общество, ограничивающее экономическую свободу, получает наименьшее число богатых людей. Таковы древневосточные империи. Советский Союз занимал на этой шкале промежуточное положение.
Не существует такого общества, в котором все способы обогащения были бы исчерпаны. Всегда находятся новые возможности. Часто обогащаются там и те, кто первым придумал оригинальный способ обогащения. Ярким примером служит история одного американца, который стал миллионером буквально на отбросах. Он первым догадался, что городская свалка может при-
носить огромную прибыль, если ее правильно использовать. Взяв кредит в несколько сотен тысяч долларов в городском банке по совету мэрии, заинтересовавшейся оригинальным проектом уничтожения зловонных помоек вокруг города, предприимчивый американец санировал, а затем заасфальтировал одну из них. На образовавшейся территории он построил супермаркет, куда в отличие от тесных городских магазинчиков можно было подъезжать на машинах. Идея понравилась американцам. Вскоре предприниматель создал по стране широкую сеть супермаркетов.
Рис. 41. Богатые и бедные страны находятся на противоположных полюсах шкапы товаров и услуг
Рынок относится к числу важнейших экономических институтов общества, причем не только рынок товаров и услуг, ной рабочей силы. По мнению профессора Д. Карда из Принстонского университета, трудящиеся считают рынок труда и социальным институтом, и экономическим. Когда предлагают более высокие заработки, люди ищут работу; получив ее, они больше думают о справедливом характере оплаты труда, что влияет на его результативность.
Рынки специализируются по предмету продажи в зависимости от того, что предлагают продавцы. Например, место, где беднейшие слои населения продают подержанные вещи — старые часы, ношеную одежду, всевозможные гвозди, гайки, замки и т.д., именуется толкучкой, а еше базаром. Места, где продавцы, обычно солидные фирмы, выставляют вновь появившиеся образцы продукции и, рекламируя их, призывают потенциальных покупателей заключать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и выставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии товаров первой необходимости — крупы, масло, овощи, мясные и рыбные изделия, по ценам, более низким, чем в магазинах, именуют оптовыми рынками. Место, где продают и покупают акции, называют/?&/«/сол?г<ен-ных бумаг или фондовой биржей.
Биржа (от гол. beurs, нем. B"rse) — один из важнейших экономических институтов, удовлетворяющих фундаментальную потребность к выгоде и
азартной игре на повышение и понижение. Обычно это просторное и оснащенное передовым оборудованием здание, где целый день на странном для непосвященных языке, в котором перемежаются сленг и жесты, идет торговля компаниями, партиями товаров, валютой, полезными ископаемыми, акциями и даже рабочей силой.
Биржа — форма регулярно действующего оптового рынка. В зависимости от предмета сделки выделяют:
♦ товарную биржу, где продаются товары по стандартам и образцам;
♦ фондовую биржу, где скупают и продают ценные бумаги своих и зарубежных компаний;
♦ валютную биржу, призванную ежедневно определять стоимость отечественной валюты по отношению к иностранной, например определять курс рубля к доллару;
♦ биржу труда, которая пытается подыскать для безработных возможное место работы, т.е. трудоустроить их.
Товарная биржа концентрирует оптовый оборот по массовым, в основном сырьевым и продовольственным, товарам (цветные металлы, зерно, хлопок, сахар и др.). Среди них различают универсальные и специализированные (по отдельным товарам или их группам) товарные биржи.
К числу экономических институтов общества относятся также промышленное производство, рынок товаров, рынок труда, рынок рабочей силы, обмен и торговля, собственность и др.