Как преодолеваются большие расстояния
На местности для этого люди сокращают маршрут — прямиком через газоны устремляются к автобусной остановке. Или лезут через забор, преодолевают заросли, переплывают океаны, роют тоннели и т.п. А как сокращают общественное расстояние? В зависимости от его разновидности подобное происходит разными способами.
Один из них и, к сожалению, самый распространенный — нарушить правила, законы, нравственные принципы. Ведь все они —дополнительные препятствия на нашем пути. Но препятствия невидимые, хотя часто и не менее страшные. Голос совести не позволяет пойти на паперть просить милостыню, предать друга или совершить еще какую-либо гнусность для того, чтобы поправить свои материальные дела, просто выжить или продвинуться по службе. Приходится идти в обход — дожидаться своей очереди, устраиваться на непрестижную и малооплачиваемую работу. Иными словами, увеличивать общественное расстояние до желанной цели.
Большие расстояния преодолеваются с помощью технических средств, в том числе конной и паровой тяги, автомобилей, авиалайнеров, телеграфа и телефона, электронной связи и интернета. Средством передвижения может
См.: Бурдье П. Социология политики / Пер. сфр. Н.А. Шматко; Сост., общ. ред. и предисл. НА.Шматка М., 1993. С. 53-97.
стать сам человек, пешком перебирающийся с места на место. Путешественники и паломники — специфические категории людей, преодолевающие большие расстояния с особой целью — познать новое, приобщиться к святым местам. Расстояние и дистанции преодолевают разведчики, путейцы-обходчики, туристы, охранники, ходоки. Институт ходачества, существовавший в царской России, — уникальное явление и составная часть колонизации, переселения больших масс крестьян в Сибирь.
Ходоки и ходачество
Ходоки — институт доверенных лиц, посланных сельским обществом с целью подробного и полного анализа социально-экономических условий вселения. Особое место проблемам ходачества уделено в исследовании дореволюционного социолого-экономиста А.А. Исаева о миграции русских крестьян в Сибирь в конце XIX в. Ему удалось глубже других в русской литературе изучить данный институт, показать его реальные масштабы и дать исчерпывающее теоретическое объяснение. Как удалось выяснить русскому ученому, в число ходоков отбирались наиболее опытные, грамотные и толковые крестьяне, заслужившие правильным образом жизни, рачительным и умелым ведением хозяйства неформальный авторитет большинства членов поземельной общины. Они могли являться лидерами общественного мнения либо наиболее компетентными членами сообщества. От ходоков зависело очень многое. В конечном итоге их рассказ мог побудить крестьян отправиться в далекое путешествие или остаться на месте. Потому ходоков можно определить еще и как экспертов, проводящих оценку земли и социальной обстановки в незнакомой местности.
Ходоками сельское общество обыкновенно избирает самых надежных людей, разумных, честных и трезвых. Большей частью это люди средних лет от 35 до 50; но иногда выбирают людей моложе, особенно из солдат, если они довольно хорошо грамотны... И ходок, возвратившись домой, вовсе не обязан представить пространный доклад о том, где он был и что видел: подробная реляция может быть заменена очень немногими словами. Стоит ходоку сказать: «Вот, побывал на новом месте, иду туда, забираю свое семейство», — стоит сказать это, и за ним готовы двинуться все его односельчане... Прошедши участок, он быстро и безошибочно определит, довольно ли на нем воды, есть ли строевой и дровяной лес, какова почва и т.п. Но, сверх того, ходок может ответить на такой вопрос, который никогда не получит ответа со стороны межевых чинов, даже при наилучшем развитии межевой части в Сибири: ходок в состоянии сказать, насколько данный участок соответствует условиям жизни переселенцев на родине и не будет ли слишком резок переход их со старого пепелища на новую оседлость. Ходок решит это на основании многочисленных и часто мельчайших признаков, неуловимых для самого лучшего теоретика, но близко известных крестьянину из опыта, накопленного в течение многих поколений4.
Обычно ходоки не ограничивались ролью информаторов. Добравшись до Сибири, они вступали в отношения с местным населением, старались завязать с ним деловое и неформальное сотрудничество, оформить документы на отвод земли под будущее переселение, провести подготовительные работы. Здесьтре-
4 Исаев А.А. Переселения в русском народном хозяйстве. СПб., 1891. С. 44-45.
бовался более широкий круг качеств, в том числе менеджерских и предпринимательских. От деловых качеств ходоков часто зависел конечный успех. В 1880-х гг. многие ходоки из-за недостатка средств не достигали своей цели. Им не удавалось найти нужный участок земли, который удовлетворял бы запросы желающих переселиться. Спустя 10 лет специалисты отмечали возросшие опытность и квалификацию ходоков, большинство из которых успешно справлялось со своим делом: ходоки обращались не к старожилам, которые по причине враждебного отношения к переселенцам могли дать неверную информацию, а к новоселам, успевшим осмотреться в округе и способным сообщить ценные сведения о близлежащих землях. Новое поколение ходоков умело налаживало взаимоотношения с чиновниками, занимавшимися переселенческими делами в Тюмени и Томске, получая от них указания, которые помогали сократить время и уменьшить расходы на поиск новых земель. Численность ходоков за 10 лет первой волны миграции в Сибирь исчислялось несколькими тысячами, поскольку только в 1889 г. через Тюмень прошел 521 ходок из 17 губерний5.
Существенный вклад в изучение хо-дачества внес А.А. Кауфман, подробно исследовавший (уже после А.А. Исаева), переселение крестьян в Сибирь. Преувеличенное ожидание крестьянства и их почти полное неведение о том, где расположена «страна Сибирь», каков в ней климат, качество земли и условия переселения, полагает он, породили массовое движение— ходачество. «Как известно, ходачество представляет собой явление, выработанное самой народной жизнью. Достаточно сказать, что, например, из переселившихся за время 1880—1894 гг. 4559 семей, опрошенных лично автором настоящей книги в казенных поселках Томской губернии, 870 семей, или почти одна пятая, прибегали к предварительной посылке ходоков или к производству предварительных разведок через кого-либо из членов семьи (так называемое семейное ходачество)»6. Хотя часть администрации признавала ходоков элементом весьма подозрительным и опасным, правительство поощряло подобный способ информирования, понимая, что крестьянин скорее поверит своему же крестьянину о том, что ждет его в далекой стране, нежели помещику, чиновнику или журналисту, в словах которых всегда присутствовал корыстный классовый интерес.
Ходокам предоставлялись льготы по передвижению, установленные для переселенцев, и право закреплять за собой на два года осмотренные участки. Различали: а) посылку ходоков от обществ и товариществ и б) «семейное ходачество», которое разрешалось законами от 15 апреля и 7 декабря 1896 г. Стать ходоком было непросто. Вначале семье или товариществу надо было послать запрос с объяснением мотивов и состоятельности, а затем ждать разрешения соответствующего комитета. Правительство не было заинтересовано в переселении малоимущих крестьян, поэтому установило ценз на уровне 200—300 руб. В результате с каждым годом в степные районы страны и в Сибирь переселялись все более зажиточные слои крестьянства: «средняя пере-
Исаев А.А. Указ. соч. С. 45
Кауфман А.А. Переселения и колонизация. СПб., 1905. С. 62.
селенческая семья приносит в степные местности от i00 до 200 руб., в лесные местности, куда идет менее состоятельный контингент переселенцев, — 85 руб., и, таким образом, средняя состоятельность современных переселенцев заметно выше». Численность ходоков в течение 1890-х гг. колебалась от 22 до 27% всего переселенческого движения7.
Около четверти всех приходивших в Сибирь ходоков не возвращались на родину, а оставались в Сибири и выписывали к себе семью. Из общего числа возвратившихся на родину зачислили за собой землю и получили приемные приговоры в старожильских селениях 20—32% ходоков. От 68 до 80% ходоков возвратились на родину с отрицательным результатом, не зачислив земли и отказавшись от мысли о переселении в Сибирь.
Рис. 13. Около четверти всех приходивших в Сибирь ходоков не возвращались в родные места, а оставались в Сибири и выписывали к себе семью
В действительности процент безрезультатного ходачества был еще выше, потому что значительная часть ходоков, зачисливших за собой землю, вернувшись на родину и обдумав дело, отказалась от переселения. В 1898— 1901 гг. они составили 36% всех случаев успешно вернувшихся ходоков. Таким образом, сотни тысяч ходоков совершили путешествие понапрасну. В среднем один ходок тратил на путешествие в Сибирь 3,5 месяца и около 23 руб. 50 коп. В целом не нашедшим земли ходокам поездка в Сибирь обошлась в 1 млн руб., «уплывших бесследно из мужицких карманов, и без того, как известно, нетолстых»8. Однако если учесть, что для оставшихся на месте крестьян добытая ходоками информация, даже отрицательная, принесла огромную пользу, предупредив их от напрасных трат, то считать ходаческое движение напрасным вряд ли следует: «если ходок отказывается от переселения, этим предотвращается, в громадном большинстве случаев, обратное переселение, связанное с совершенным разорением неудачно переселившей-
7 Кауфман А.А. Указ. соч. С. 66-68. s Там же. С. 68.
ся семьи; если он приискал землю — его семья будет переселяться прямо на уже зачисленный участок, и таким образом устранятся гораздо большие затраты и времени, и средств, которые были бы неизбежны, если бы семья переселялась без предварительного ходачества и если бы ей приходилось ждать где-нибудь на переселенческом пункте или в уездном городе, пока глава семьи будет осматривать и выбирать участки. Вообще... при нашей массовой народной психологии... никакой другой способ не может рассеять тех фантастических представлений, которые'манят переселенца в неведомую даль»9. Переселенческая статистика за 1896—1900 гг. сообщает: «групповые» ходоки составляли от 3,6 до 6,5%, семейное ходачество — 96,4%. При этом групповое ходачество связано с гораздо меньшими потерями времени и средств, нежели посылка ходока от каждой семьи. Среди групповых ходоков преоб-ладаютлюди, заслуживающие большего доверия; групповой ходок, располагая большими средствами и менее стесненный временем, может объехать гораздо больший район и тщательнее исследовать условия переселения, нежели ходок от отдельной семьи, нередко вовсе не обладающий необходимой опытностью и сообразительностью.
Паломники и паломничество
Паломничество (от лат. palma — пальма) — странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) с четко определенными культовыми целями. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Паломничество совершали в Палестину, к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. Людей, совершающих дальнее путешествие для поклонения святым местам, называют паломниками, богомольцами, странниками, пилигримами. Ныне паломничество превратилось в отрасль международного туризма, куда подключены железнодорожные и авиационные компании, система бронирования мест в гостиницах, соответствующие министерства и ведомства, благотворительные и религиозные организации, туристические фирмы и т.д.
Вокруг института паломничества сложилась разветвленная инженерная и социальная инфраструктура, доходы многих городов пополняются в значительной степени или преимущественно за счет бизнеса (общие и специализированные магазины, гостиницы, музеи, гостиницы и т.д.) от подобных массовых мероприятий. На международном уровне сформулированы и приняты документы, устанавливающие правила поведения паломников и регламентирующие их пребывание на территории других стран. В частности, каждое посещение святых мест, храмов и иных культовых объектов, находящихся под эгидой действующей конфессии или секты, включенное в программу тура, должно быть согласовано с руководством этой религиозной общины; установлены порядок посещения объекта туристами, время посещения, не мешающее обрядам, порядок присутствия на обрядах. Организация паломнических туров превратилась в глобальную проблему, решение которой заставляет координировать между собой действия многих государств. Еще в средние века паломники из Европы обеспе-
Кауфман А.А. Указ. соч. С. 69.
G7
чивались охраной, лечением, жильем и питанием, для них строились многочисленные странно- и гостеприимные дома, госпитали. Огромную помощь в организации быта и охране паломников оказывали католические духовно-рыцарские ордена (бенедиктинцы, тамплиеры, иоанниты, тевтоны и др.).
На протяжении 2000 лет паломничество является самой массовой и распространенной формой миграции в виде кратковременного культурного туризма. Специалисты затрудняются дать точную оценку общего числа паломников, представляющих разные религии, но оно превышает 250 млн в год (из них 150 млн христиан). Только Рим каждый год посещает более 10 млн паломников. Небольшой итальянский город Лурд, один из важнейших в католичестве
центров паломничества, ежегодно посещают 5—6 млн паломников из 120 стран мира. На поклонение иконе Ченстохов-ской Богоматери в монастырь паулинов Ясна Гура (Польша) ежегодно прибывает до 5 млн человек.
Кроме всемирно известных мест паломничества в каждой стране существуют региональные и местные центры паломничества. В Латинской Америке каждая деревня особо почитает какого-либо святого, на празднике в честь которого устраивают процессии и царит веселье.
Религиозные цели паломничества — осуществление полагающихся по религиозным канонам обрядов и ритуалов; поклонение святому месту, храму, мощам; получение благодати, духовного и физического исцеления, желание обрести просветление, приносимое верой. Люди совершают паломничество при неизлечимых недугах, на пороге смерти, перед каким-то очень важным выбором, при столкновении с такими жизненными проблемами, решить в одиночку которые они не могут, при засухе и стихийных бедствиях, во время войн, массовых эпидемий и т.д. Для них святые места — это та часть Вселенной, где происходит чудо. Не имея официального статуса церковного таинства, паломничество всегда почиталось как элемент достойного духовного пути для тех, кто не принимал монашеского обета, но желал развивать в себе духовность, добиваться приближения к Богу. Паломничество выполняется либо с личными целями (собственные намерения), либо по поручению, просьбе вторых лиц; в этом случае оно получает название поручительского. Раньше в Европе наемное паломничество было весьма прибыльной профессией, был даже образован союз паломников. Кроме того, паломничество выполняет важные социальные, культурные и психологические функции. Американские психологи называют среди основных мотивов современного паломничества следующий: упорный молитвенный труд, совершаемый паломниками, является своеобразной психотехникой, позволяющей снять душевное напряжение, избавиться от стрессов, отвлечься от мирской суеты и приобщиться к вечным ценностям.
Сегодня помимо несомненных позитивных моментов паломничество приобретает некоторые негативные оттенки. Оно становится своеобразной модой, массовым увлечением, престижным занятием, а святые места превращаются в «туристическую достопримечательность». Сутолока и толчея, происходящая каждый год в священной для мусульман Мекке, пополняет криминальную статистику.
Христианское паломничество насчитывает сотни, если не тысячи святых мест. Многие из них являются местами видений. Самым главным местом паломничества для всех христиан выступает Святая земля (Иерусалим, Вифлеем, Назарет). Из других мест наиболее известны Лурд и Фатима. Некоторые места приобрели популярность после различных чудес или просто являются центрами духовной жизни, часто на протяжении многих веков. В России самым почитаемым местом для паломничества является Сергиев Посад — центр Русской православной церкви.
Традиция паломничества зародилась на Руси в XV в. Прослышав о христианских подвигах игумена Троицкого монастыря Сергия, на поклон к старцу отправлялись бояре, крестьяне, торговые люди. Обитель не раз посещал Дмитрий Донской. С тех пор на протяжении столетий Троице-Сергиев монастырь считается главной святыней России. Паломничество сюда совершалось пешим ходом из Москвы на расстояние более 70 км, исключение не делалось даже для царей. Простолюдины ночевали в придорожных трактирах и на постоялых дворах. Сегодня богомольцы приезжают на электропоездах.
Pi:c. 'А. Сиеоневеьовьт паломники
В мусульманском мире настолько глубоко укоренилась мысль о том, что любой правоверный должен совершить паломничество (хадж), что на это время прекращаются все боевые действия и войны. Паломничество включает посещение святых мест в Мекке, где родился пророк, и Медине, где по преданию находятся могилы Магомета и его сподвижников.
К священным местам для индуистского паломничества относятся: Бенарес (Варанаси) — известнейший храмовый комплекс на берегу Ганга, где, как говорят, Шива создал Вселенную (более 2 млн паломников в год); Айодхья, расположенная в 100 км от Бенареса мифическая резиденция Рамы; Двара-ка, Канчипурам, Пушкара, Тирупати и др. Самое многолюдное на свете паломническое действие разворачивается во время всеиндийского праздника
G9
паломников Кумбх Мела. В 1989 г. здесь побывало 12 млн человек — больше, чем на любом другом религиозном празднике. Паломники прибывают сюда, чтобы совершить ритуальное омовение в водах реки Ганг и очиститься от греха. Малый Кумбх Мела проводится каждые 3 года в городах Хард-вар, Насик, Аллахабад и Уджайн. Большой Кумбх Мела устраивается один раз в 12 лет. Тяга к паломничеству глубоко укоренилась в душах индуистов. Даже смертельно больные люди жаждут побывать в Варанаси — одном из семи священных городов индуистской религии. Здесь они в последний раз омывают свое тело водами Ганга, а затем удаляются в странноприимные дома, ожидая смерти. Их бренные останки позднее сожгут на берегу великой реки. В буддизме священными почитаются те места, где произошли основные события жизни Будды. Они расположены на севере Индостана. Для тибетских паломников тремя самыми важными местами являются Кайлас, Лапчи и Цари, где размешаются горные храмы, связанные с культом Будды.
БеЖенцы
Беженцев официально квалифицируют как вынужденных переселенцев. В России в отличие от вынужденных переселенцев — граждан Российской Федерации беженцы не имеют гражданства страны. Согласно Закону Российской Федерации «О беженцах» беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Беженец — любой человек, находящийся за пределами страны, гражданином которой он является (или лицо без гражданства за пределами страны, где
Врезка
Российское село
Обычно люди едут туда, где им лучше. Но это место — никак не русская деревня. С тех пор как Хрущев отменил позорное советское крепостное право и выдал крестьянам паспорта, все самые энергичные, самые образованные стремились покинуть отчий дом. А потом тысячи деревень были разогнаны как «неперспективные», затоплены «рукотворными морями». Сегодня мы пожинаем эти печальные плоды: более половины живущих в деревне - старики. Приглядитесь даже к фермерам: большинство - пенсионеры. Рождаются даже в сельских райцентрах — единицы, умирают — десятки и сотни. Среди трудоспособного населения — традиционная русская эпидемия: уже с утра мужики кто в лежку, кто навеселе. В сибирских деревнях среди 13-14-летней
молодежи — наркомания. От тяжкого труда люди к 40 годам становятся инвалидами: доярки сваливаются от сердечных приступов, у скотников
отнимаются ноги, скрючивает руки. В военкоматах жалуются: некого призывать. Источник: http://www.rg.ru/anons/arc_2001/0605/ 5.shtm.
он/она обычно проживает), который не может или не желает воспользоваться защитой этой страны от преследования или обоснованной угрозы преследования по мотивам расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических взглядов. Люди, которые переместились в другую часть страны из-за гражданской войны, хотя иногда называются беженцами, не являются таковыми в соответствии с международным правом. Для обозначения таких лиц используется термин «перемещенные лица».
В США юридическое толкование термина «беженец» {refugee) впервые было дано в Законе о беженцах 1990 г. (Refugee Act). К категории беженцев
относятся лица, находящиеся вне границ своей родной страны или страны постоянного проживания, но вне пределов США. В ряде случаев к этой же группе могут быть отнесены лица, еще находящиеся на территории своих стран, а также те, кто не может вернуться к месту своего постоянного проживания в силу масштабных природных катастроф. Число въезжающих в США в статусе беженца ограничено ежегодно устанавливаемой президентом страны квотой. Квота 1997 финансового года составляла 78 тыс. человек, в 1998 г. — 83 тыс. человек.
В 2001 г. количество запросов убежища, поданных в 13 странах Евросоюза, возросло на 1 % в сравнении с 2000 г. В шести восточноевропейских странах (Болгария, Чехия, Венгрия, Румыния, Словакия и Словения) число прошений об убежище выросло на 38% в сравнении с 2000 г. В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии увеличение запросов составило 23%. Если сравнить эти данные с 1999 г., то в странах ЕС произошло сокращение на 3%, а в странах Восточной Европы увеличение на 76% (не зря укрепляют границы и финансируют открытие все новых лагерей беженцев в странах Восточной Европы и обучение иммиграционных чиновников в этих странах). Странами, в которых в течение 1999—2001 гг. зарегистрировано наибольшее количество прошений об убежище на 1000жителей, являются Лихтенштейн (19,9 заявлений), Швейцария (11,8), Бельгия (10,1), Люксембург (9,6), Австрия (8,5), Норвегия (8,0)'°.
Больше всего беженцев дал и миру три страны —Афганистан (3,9 млн человек), Бурунди (более 550 тыс.) и Ирак (более 530 тыс.). В США больше всего заявлений о предоставлении статуса беженца подают колумбийцы, албанцы, армяне, бирманцы, индонезийцы и мексиканцы.
Иностранных беженцев нельзя воспринимать исключительно лишь как проблему для коренных обитателей той или иной страны. В категории пересекающих границы — 17 лауреатов Нобелевской премии. Беженцами были Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд, Рудольф Нуриев и Лео Сциллард, Марлен Дитрих, Александр Солженицын, Бертольт Брехт, Рихард Вагнер, Виктор Гюго, Джузеппе Гарибальди, Владимир Набоков и Марк Шагал.
Беженцы смогли позитивно повлиять на образ жизни даже такой консервативной страны, как Великобритания. К примеру, марраны (евреи, изгнанные из Испании и Португалии в XVII в.) обогатили британскую кухню но-
Источник: http://wals.narod.ru/imigr-2.html.
вым блюдом Fish and Chips (жареная рыба с картошкой), ныне ставшим одним из столпов британской кулинарии. Евреи, бежавшие в Англию из нацистской Германии, первыми начали производить туалетную бумагу. Беженцы из царской России привнесли в традиционную американскую кухню бублики (bagels); некоторые беженцы (например, Игорь Сикорский и Владимир Зворыкин) могут по праву считаться создателями современной американской промышленности".
По данным ООН, с 1975 г. число мигрантов в мире выросло более чем вдвое и достигло 175 млн человек. Примерно 3% населения планеты проживает за пределами своих родных стран. Большинство мигрантов осело в странах Европы (56 млн), Азии (50 млн) и Северной Америки (41 млн). Примерно каждый десятый житель развитых регионов мира является мигрантом, в то время как в развивающихся странах один мигрант приходится на 70 жителей. Сегодня около половины стран мира проводят политику, направленную на снижение уровня иммиграции.
Все больше людей становятся так называемыми экологическими беженцами, вынужденными уехать из родных мест из-за изменений климатических условий (например, жестокой засухи) или масштабного загрязнения окружающей среды. По прогнозу ООН,к 2050 г. число «экологических беженцев» может достичь 150 млн человек.
После распада СССР свои дома покинули 9 млн человек. По меньшей мерс треть из них оказалась в России. В России учет беженцев введен с 1 июля 1992 г. На начало 1996 г. их насчитывалось 974,4 тыс., а общее число прибывших в 1990—1995 гг. в Россию из стран ближнего зарубежья составило 5 441,5 тыс. человек. К сожалению, как отмечают эксперты ООН, точной статистики беженцев в России до сих пор не ведется.
Каждый четвертый житель Земли сам был беженцем или беженцем был один из его родителей. По подсчетам ООН, ныне в мире насчитывается более 21 млн беженцев и перемешенных лиц, 80% из них женщины и дети. А 55 млн человек являются вынужденными переселенцами, примерно половина из них были вынуждены оставить дома в результате военных конфликтов. Лишь каждый пятый вынужденный переселенец, бежавший от войны, получает помощь от ООН.
ТИПОЛОГИЯ ДИСТАНЦИЙ
Проведение границы автоматически предполагает установление определенной дистанции — политической, социальной или культурной. Дистанция и граница —тесно связанные между собой социологические понятия.
Социальная дистанция— расстояние между двумя статусами или позициями индивидов либо социальных групп относительно друг друга. В отечественной науке феномен социальной дистанции в этнических отношениях подробно разработан Л.М. Дробижевой12. В социальной психологии через понятие «дистанция» объясняется перцептивная сторона межгрупповой коммуникации (Г.А. Андреева). Оно используется для объяснения вос-
1 Подробнее ем.: Washington ProFile.
12 Дробижева Л. Социальная и культурная дистанции (опыт многонациональной России). М., 1998.
приятия малых групп и их образов, формирования симпатий-антипатий, установок другой группы и т.п.13 Посредством категории «социальная дистанция» в групповом сознании фиксируется не только расстояние между социальными группами, но и расстояние между идеальными объектами («наши» и «не наши» нормы, ценности, установки и т.п.). В социологии эта категория характеризует степень близости и отчуждения социальных групп. Среди важных социологических понятий, впервые введенных родоначальником городской экологии Р. Парком (1864—1944), следует выделить понятие социальной дистанции как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной структуре на стыке разных групп и общностей либо на их периферии.
Социальная дистанция считается одним из центральных понятий социологии. Измеряя дистанцию, социолог определяет статус, потенциал социальных групп, социальные позиции этнических групп. Жесткость и размерность социальной дистанции, взаимопроникновение характеристик групп служат показателями состояния общества, степени равенства групп, качественными индикаторами социальной справедливости, социальной и этнической толерантности.
С помощью социальной дистанции изучаются «расстояния» между группами, находящимися на одном уровне иерархии, — горизонтальная дистанция (например, между профессиями, представителями одного и того же
класса, национальностями), и «расстояния» между социальными группами внутри общества или этнической группы (между верхними и средними слоями) — вертикальная дистанция.
Социальная дистанция, как вполне справедливо полагает В. Ильин14, выступает в двух формах — объективной и суоъективнои. 11ервая форма — это дистанция между статусными позициями в одномерной плоскости социального пространства (например, политического, административного, экономического, символического и т.д.). Здесь измерение дистанции возможно лишь с помощью категории власти (в каждой плоскости своего вида — административной, политической, экономической и т.д.), исходя из оценки того, кто стоит выше, кто над кем имеет власть, т.е. в состоянии навязать свою волю. Для занятия места в иерархии не важно, насколько счастлив человек и как много он потребляет (имущество, деньги превращаются в фактор социальных отношений и регулирования социальной дистанции, когда они становятся капиталом, т.е. общественным отношением). Объективная дистанция поддерживается с помощью инструментов власти: чем «выше» кресло, тем больше на пути к нему стоит референтов, секретарей, телохранителей. Индивид, обладающий властью, регулирует дистанцию в одностороннем порядке, решая, кому открывать двери, а кого не подпускать даже к крыльцу.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
Ильин В. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). —
http://socnet.narod.rU/library/authors/Ilyin/neravenstvo/l.htm.
Вторая форма —субъективная дистанция— характеризует личностные отношения (в таком значении ее рассматривал Р. Парк). Она определяется системой ценностей, самооценок и социальных стереотипов, которую разделяют сопоставляемые индивиды. Высоко оценивать свою позицию вопреки тому, что объективно она незначима, означает иметь свой собственный образ социального статуса и субъективную дистанцию до других статусов. Специалист, возомнивший себя незаменимым, может запросто войти в кабинет директора, полагая, что тот оценивает его так же высоко, как и он себя сам. В действительности директор измеряет дистанции в терминах служебной иерархии. Для него способности и таланты инженера могут вообще ничего не значить вне такой иерархии. Он может удивиться, а то и разгневаться на бесцеремонного специалиста, претендующего на равное с директором положение в силу того, что он обладает высоким интеллектуальным капиталом, сопоставимым, как он думает, с финансовым или административным капиталом директора. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а субъективная оценка специалистом престижности профессиональных знаний.
Рис. 15. Социальная дистанция: директор может удивиться и даже разгневаться на бесцеремонного специалиста, претендующего на равное с директором положение
Другая классификация социальных дистанций, предложенная В. Ильиным, подразумевает две формы —дистанцию статусных позиций во властном пространстве и дистанцию межличностных отношений. Их корреляция имеет место, но в самых разных вариантах. Вторая форма социальной дистанции лежит в основе феномена слияния элит: представители элит разных сфер общественной жизни в непрофессиональной сфере, сфере досуга и личной жизни могут сосуществовать, поддерживая очень короткую социальную дистанцию.
Социальная дистанция может принимать писаный (формальный, инструктивный) и неписаный (конвенциональный) характер, она может быть ин-ституционализованной и неинституционализованной. К формально учрежденным (институционализованным) относятся система каст в Индии и апартеид, недавно вполне официально существовавший в ЮАР. Обе системы предполагают ограничения на использование общественных мест — школами, больницами, пляжами и т.п., на сферы занятости, на смешанные браки и т.д. Неофициально они существуют во всех системах.
К неинституционализованному (неписаному) типу относится межличностная дистанция, которая в зависимости от области жизнедеятельности общества может быть культурной и статусной.
Культурные дистанции
Общение между людьми — жестовое и речевое — в разных культурах происходит не только в различных формах, но и, что особенно удивительно, на различных дистанциях. В интересной и поучительной книге «Молчаливый язык» (1959) американский антрополог Эдвард Т. Холл описал культурные
варианты дистанции, которые поддерживают собеседники. Она различается от минимальной (нос к носу) в одних обществах до максимальной (несколько шагов) в других и выбирается не произвольно, а обусловлена менталитетом народа, общими представлениями о том, что такое приватное (личное) пространство и при каком расстоянии оно нарушается. В книге «Скрытое измерение» (1969) Э. Холл, основываясь на данных наблюдений и интервью со взрослыми выходцами из среднего класса севера США, выявил четыре общепринятые дистанции, используемые при общении.
Межличностная дистанция устанавливается неписаными правилами и различна в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуждаются в большем обособлении, чем представители африканских, арабских или южноамериканских сообществ.
Для западных сообществ Холл выявил четыре зоны, размеры которых зависят от степени близости отношений между людьми. Они соответствовали:
1) интимной дистанции, изменяющейся от прямого физического контакта до 0,5 м от тела партнера;
2) личной дистанции в пределах 45 см — 1,2 м, когда люди находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки;
3) социальной дистанции от 1,2 до 3,5 м, при которой возможность физического соприкосновения заменяется голосовым контактом;
4) «публичной» дистанции более 3,5 м, которая устанавливается на публичных собраниях, в суде, аудиториях и т.п.
Неожиданно встретившиеся, например, любовники, участники поединка по армрестлингу или борьбе, прибегают к реальному телесному контакту либо к максимально короткой дистанции. Такова интимная дистанция, составляющая от 0 до 0,5 м. На этом расстоянии присутствие другого чело-
века не является случайным, и однажды оно может ошеломить, так как сильно увеличивает сообщаемую эмоциональную энергию. Взгляд (часто искаженный), запах, испарения, исходящие от человеческого тела, звук, интонация и эмоциональный тон человеческого голоса — все это вместе служит сигналом неслучайного контакта с другим телом.
Личная дистанция (от 45 см до 1,2 м) может мыслиться как малая защитная сфера или колпак, которым организм отгораживается от других. Большая часть наших бесед ограничена этим пространством.
Случайных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 1,2 до 3,5 м. Эту зону называют социальной дистанцией. Она характерна для специально
устроенных собраний.
Наконец, часть коммуникаций происходит «вне круга личной вовлеченности». На публичной дистанции (более 3,5 м) голос усилен, а значительная часть общения перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция публичной аудитории и театральных представлений. Сравнивая американцев с араб<