Тема 14 .Этикет телефонного разговора
Задание 1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
По отношению к экскурсантам гид может выступать с позиций:
- инф…рматора который с…общает знания группе людей, рассказывая о каком-либо событии явлении не показывая к нему своего отношения не разъясняя его сущности причинно-следственных связей с другими событиями и явлениями;
- ком…ентатора который сообщая о наблюдаемых объектах событиях и явлениях дает пояснения называя причины их вызвавшие;
- с…беседника. Показывая об…екты экскурсовод выступает в роли собеседника. Происходит заинтересован…ый разговор в ходе которого учитывается реакция экскурсантов на изл…гаемый материал используется вопросно-ответная форма изл…жения инф…рмации. Экскурсовод в связи с реакцией слушателей их вопросами и репликами может ввести в рассказ дополнительный материал;
- советчика. Экскурсовод разъясняет увиден..ое и дает советы как наблюдать объект т. е. подводит экскурсант… к необходимым выводам;
- эм…ционального лидера, который анализирует объекты и с…бытия связанные с ними дает оценку рас…матриваемым проблемам передает экскурсантам свою убежден…ость помогает понять наблюда…мые об…екты и явления.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 15. Этикет обращения
Задание 1. Прочитайте и составьте тезисы текста. Озаглавьте текст.
В ходе проведения экскурсии используются следующие пять форм ораторского искусства:
1) слово или речь, короткое устное выступление на какую-либо тему;
2) доклад, публичное выступление на определенную тему, содержит аналитический материал, подлежащий дальнейшему обсуждению;
3) реферат - краткое изложение содержания вопроса, основанное на данных науки, обзоре и анализе литературных, архивных и других источников;
4) лекция - устное публичное выступление, в котором подробно излагается какая-либо тема;
5) малые формы устной речи - реплика (согласие, возражение, замечание), отклик на речь выступающего, справка по ходу выступлений, риторический вопрос, прямой ответ на вопрос.
Любая хорошо подготовленная и проведенная экскурсия представляет собой синтез форм ораторского искусства.
Язык и речь. Важно не путать понятия "язык" и "речь", которые тесно связаны между собой.
Язык - это существующая возможность, которая проявляется при наличии определенных условий: знание фонетических, лексических, грамматических правил; умение мыслить и говорить, достигать взаимопонимания с другими людьми. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
Речь - реализация возможности языка, форма общения между людьми, "конкретное говорение", протекающее во времени и обличенное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.
Использование возможностей языка в речи позволяет экскурсоводу ясно выразить определенную совокупность знаний по данной теме. Понятность речи, ее точность и выразительность зависят от ряда факторов - правильного подбора слов, построения фраз и др.
Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь имеет коммуникативное назначение, ее содержание ориентировано на понимание другими людьми. Рассказ экскурсовода - образец внешней речи, задача которой - воздействовать на сознание и фактические действия людей, передать им определенную информацию о конкретных объектах и добиться, чтобы эта информация получила правильное отражение в сознании экскурсантов. Передача знаний и отражение действительности - две основные функции языка. Первая функция языка в экскурсии - сообщение знаний, словесное выражение чувств в ходе общения с аудиторией. Сообщение на любую тему делится на две части: а) наименование объектов, из частей, исторических событий, природных явлений, отдельных действий людей, т. е. их словесное обозначение; б) высказывание суждения об их сущности, значении, отношении к другим объектам, явлениям, действиям.
Внутренняя речь - это речь про себя, предварительное формулирование мыслей, которые будут сообщены аудитории. Человек, размышляя о каком-либо предмете, общается с самим собой во внутреннем (скрытом) диалоге. С помощью внутренней речи осуществляется мышление, в ней используются такие вспомогательные средства, как схемы, образы, таблицы. Внутренняя речь опирается на знания человека, полученные им ранее. Для экскурсовода внутренняя речь носит форму мысленного проговаривания всего содержания экскурсии или ее части.
Рекомендуемая литература: 1-12