Официально-деловой стиль в профессиональной деятельности.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, то есть таких отношений, при которых участники коммуникации выступают в качестве носителей определенных социальных функций. Ситуации, возникающие при таком общении, типичны, что и порождает стандартное речевое поведение их участников. Неслучайно, многие документы представляют собой изданные в типографии бланки, в которых лишь необходимо вписать паспортные данные – все остальное уже указано в стандартном бланке.
Основными признаками официально-делового стиля являются:
- преимущественно письменная форма изложения;
- стандартизованность (шаблон, по которому строится текст, не претерпевает изменений);
- высокая степень регламентированности (ограниченный запас средств выражения позволяет строить текст таким образом, чтобы при его толковании не возникло разночтений;
- строгость и простота изложения (использование слов в их прямых значениях, отсутствие образности);
- информативная насыщенность (максимум информации при минимуме языковых средств);
- официальный характер изложения (без использования экспрессивно окрашенных слов и синтаксических конструкций);
- безличность тексты официально-делового стиля носят объективный характер, поэтому в них отсутствуют языковые средства, указывающие на автора по моему мнению, как мне кажется и др.
Задание 2. Прочитайте текст, озаглавьте его и выполните задания, указанные после текста.
Документы – тексты, написанные в канцелярско-деловом подстиле, - занимают значительное место в жизни современного человека. Документы – это тексты, потребность в которых мы ощущаем ежедневно: они регулируют нашу социальную жизнь. Мы должны уметь не только правильно их истолковывать, но и правильно составлять: нет такого человека, которому ни разу не приходилось писать просьбы, заявления, жалобы, доверенности и под. Значимость роли документа подтверждается и тем, что официальные бумаги подвергаются стандартизации: требования по оформлению документов утверждаются законодательно, через ГОСТ (Государственный стандарт).
Документы описывают самые разнообразные ситуации, возникающие в жизни человека, и для каждой из них находится свой способ описания, свой жанр. Чаще всего автор, создающий документ, не выбирает то или иное языковое средство из ряда синонимичных, а воспроизводит то, которое диктуется ему жанром: так, в Заявлении о приеме на работу, он обязательно должен написать прошу принять меня с_____числа на должность____, а не «придумывать» свои, отличные от стандартных фразы.
Существует два типа документов:
1) документы, регламентирующие деятельность учреждений и их работников, органов управления и граждан, им подвластных, относят к служебной документации;
2) документы, фиксирующие отношения между различными учреждениями и их работниками, связанными деловой и коммерческой деятельностью, называют официально-деловой перепиской.
В рамках служебной документации выделяют группы жанров, объединяемых по ряду признаков – функциональному, содержательному, временному (сроки исполнения):
- личные документы (автобиография, анкета, доверенность, жалоба, заявление и т.р.);
- распорядительные документы (постановление, приказ, распоряжение и т.п.);
- административно-организационные документы (договор, контракт, отчет, устав и т.п.);
- информационно-справочные документы (акт, выписка, докладная записка, справка и т.п.).
Жанры официально-деловой переписки определяются, прежде всего, целями. Преследуемыми их составителями: письмо-приглашение содержит информацию о проведении мероприятия и приглашение адресату принять в нем участие, письмо-подтверждение указывает на согласие адресанта (отправителя) с предложениями адресата, в гарантийном письме говорится об обязательствах, которые берет на себя адресант перед адресатом, и т.д.
1. Запишите жанры служебной документации, которыми необходимо овладеть для устройства на работу.
2. Напишите заявление об устройстве на работу ( продлении сроков сессии, переводе в другой вуз).
3. Напишите доверенность на получение почтового перевода.
4. составьте служебную характеристику на своего сокурсника.
5. Составьте протокол собрания группы по итогам сессии.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 5.
Вопросы:Деловые письма.
Задание 1. Перепишите текст. Произведите синтаксический анализ предложений с вводными словами и конструкциями, выпишите причастия и произведите их морфологический анализ.
Документируемая информация должна излагаться предельно ясно, четко и недвусмысленно это основное требование письменного делового общения. Следовательно, к языковым средствам и стилю изложения информации в документе предъявляют особые требования:
- однозначность используемых слов и терминов;
- нейтральный тон изложения;
- соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм,
- обеспечивающих точность и ясность изложения;
- смысловая достаточность и лаконичность текста.
Невыполнение этих требований, с одной стороны, затрудняет работу с документами, а с другой – лишает или снижает их юридическую и практическую значимость
Задание 2. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Смысловая точность письменного высказывания в значительной степени обусл…влена точностью (слово)употребления, то есть использованием слов согласно их значении…. Слово в тексте документа должно употреблят…ся только в одном значении, принят… в официально–деловой письменной речи. В связи с этим затруднения в уп…треблении могут вызывать слова–паронимы (слова, близкие по звучанию, родственные, однокорен…ые слова, различающи…ся значением).
Крайне (не)желательно использование в текстах деловой документации профессионализмов. Область применения профессионализмов – это, как правило, ус…ная речь, их использ…вание в пис…менной речи делового …бщения является ст…листической ошибкой.
При употреблении терминов в деловой документации необходимо следить за тем, чтобы термин был понятен как автору, так и адресату. Если термин является (мало)употребительным и его значение может быть (не)понятным, следует пр…бегнуть к одному из предл…гаемых способов:
- дать оф…циальное определение термина, например: факторинг – продажа права на взыскание долгов;
- ут…чнить, расш…рить содержание термина словами нейтральной лексики, например: невыполнение договора вызвано форс-мажорными обстоятельствами (ливневыми дождями размыло пути сообщения с заводом);
- убрать термин и заменить его (обще)понятным словом или выражением.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 6.
Вопросы:Лексика делового языка
Задание 1.Прочитайте текст. Можно ли считать такой текст экскурсионным? Расскажите об одной из известных картин, находящихся в Дрезденской галерее.
Дрезденская картинная галерея - один из древнейших музеев Европы, расположенный в Германии. По всему миру галерея славится своим собранием полотен итальянских и нидерландских мастеров. Была открыта в 1855 году, на то время коллекция составляла две тысячи двести полотен. Со временем собрание пополнялось как современниками, так и классиками изобразительного искусства. По мере приобретения новинок музей разрастался настолько, что в 1931 год живопись пришлось разделить, и в Дрезденской галерее остались только работы тринадцатого-восемнадцатого века.
Коллекция для галереи начала собираться уже со времен Фридриха III (1486–1525), который пополнил экспозицию старинными картинами, а также произведениями своих современников Дюрера и Кранаха. Курфюрст Август I поспособствовал образованию в 1560 году кунсткамеры, где были собраны разнообразные раритеты: посуда, украшения, монеты. Живопись в кунсткамере не отличалась особым разнообразием, в ней превалировали религиозные и монархические мотивы. Тезка курфюрста – Август II (1670–1733) был покровителем золотого века Дрезденской галереи. После визита в страны Европы он задался целью создать на родине нечто схожее, если не лучшее. Август приобрел для музея «Спящую Венеру» Джорджоне и «Царство Флоры» Пуссена. По его пути последовал и Август III, правивший до 1763 года. Он нанимал специалистов, которые разыскивали шедевры на европейских аукционах. Одним из главнейших приобретений считается коллекция герцога д'Эсте (Тициан «Динарий кесаря», «Мадонна с семейством» Куччино и другие), которая, в общем, насчитывала около сотни картин.
В Праге, Париже и других городах массово скупались картины Рубенса, Тьеполо, Пьяцетти. В коллекцию Дрезденской галереи попали «Автопортрет с Саскией» Рембрандта и «Шоколадница» Лотара. Но апогеем художественных закупок Августа стала «Сикстинская мадонна» Рафаэля, которая увенчала семьсот картин, приобретенных за время правления. Во времена Августа Третьего картины не только покупались, известные художники писали их на заказ. Ротари, Белотто и другие пополнили своими творениями экспозицию галереи. Всего в галерее насчитывается пятнадцать работ Рембрандта, тридцать пять – Белотто, около десятка картин Ван Дейка, Якоба Ван Рейсдаля, Яна Брейгеля Младшего и других мастеров.
Построен комплекс Цвингера (дворца, где находится картинная галерея) был в 1722 году, когда могущество саксонских королей достигло своего расцвета. В девятнадцатом веке для постройки отдельного помещения для музея, которое входило бы в комплекс, был приглашен Готфрид Земплер. Он разработал проект зданий в стиле неоренессанса, куда должен был входить театр и музей. В 1846 году Земплер вместе со скульпторами Ричелом и Хэнелем начал трудится над созданием помещения для галереи с учетом того, что оно должно было вписаться по стилю как органичное дополнение Цвингера. Работал Земплер до 1849 года, пока не началась революция. В итоге, когда он покинул Дрезден, был возведен только цокольный этаж, но это не помешало строителям закончить постройку при участии архитектора Крюгера.
В итоге получилось здание в три этажа со своеобразными крыльями по бокам. Задуманный еще Земплером главный зал экспозиции находится под куполом. Основную экспозицию всегда выставляют на втором этаже.
Во время второй мировой войны здание музея очень пострадало. Картины, хоть и были спрятаны в специальное убежище, получили повреждения; намного лучше сохранились те, которые были увезены в другие города, даже в Киев и Москву. Над воссозданием картин трудились лучшие эксперты со всего мира. Восстанавливали шедевры дрезденской галереи чуть меньше двадцати лет, на это ушли огромные деньги и силы, но сейчас галерея представляет собой современнейший музей, сделанный по всем требованиям двадцать
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 7.
Вопросы:Грамматические нормы делового стиля
Задание 1. Прочитайте текст. Выпишите существительные, распределив их по родам. Объясните постановку знаков препинания. Перескажите текст.
Ответ на вопрос, с кем работать, мы начнем с того, что коротко остановимся на основных мировых и российских тенденциях в туристической сфере. Следует отметить, что здесь, как и во многих других областях, Россия выбирает свой собственный путь, не похожий на тот, который существует в других странах.
Мировые тенденции в туризме:
-массовые направления
-экзотические направления
-экономия средств
-стандарт «это видел мой сосед»
Среднестатистический иностранный турист стремится попасть на какое-либо массовое направление, поскольку это сулит ему значительную экономию средств и гарантирует на месте развитую и уже освоенную инфраструктуру. При этом иностранного туриста интересуют экзотические направления, которые позволят ему отвлечься от привычного быта и максимально восстановиться после тяжелого рабочего года. Стоит также отметить, что путешествующие иностранцы стремятся во всем догнать своих соседей и не упустить возможности побывать там, где побывали их родственники, друзья, коллеги по работе.
Возможно, именно поэтому так сложно привлечь большой поток туристов в Россию сейчас – это не массовое направление, здесь не развита инфраструктура, туры в Россию довольно дороги и лишь немногие могут рассказать о своей поездке к нам.
Задание 2. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова и определите их значение. Подготовьте его краткое изложение.
Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
Индивидуальные посетители музея-сокровищницы могут воспользоваться принципиально новой услугой – карманным персональным компьютером - электронным путеводителем. Новейшие информационные технологии предоставляют возможность выводить на дисплей КПК планы этажей и залов музея, изображения всех витрин и наиболее значимых экспонатов, прослушать о них полную информацию и воспользоваться словарем терминов.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 8.
Вопросы:Синтаксические нормы деловой речи
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте тезисный план. Дополните содержание текста в части,гГде рассказывается о Центральном Казахстане.
Если Вы поклонник автомобильного, велосипедного, водного отдыха - то по достоинству оцените все прелести Северного Казахстана, его ландшафт и климатические условия. Национальный парк "Кокшетау" включает в себя большое количество курортных территорий и в течение многих лет известен как хорошее место для отдыха. В начале 20-го века был открыт первый лечебный санаторий. В 1920 - 1930 годы в стране самым известным курортом считался курорт Боровое. В 1938 году на Нью-Йоркской выставке были продемонстрированы первые фотографии курорта Боровое. Ландшафт и природа этой уникальной местности, туристский рай, расположенный среди степей, просто незабываемы. Многочисленные озера придают особенную красоту этому месту. Не зря это место называют "Маленькой Швейцарией". Каждый год сюда приезжают тысячи туристов с целью активного отдыха, рыбалки, экологического туризма, охоты, походов в горы и познавательного туризма.
Казахстан обладает значительными ресурсами для занятия спортивным туризмом и альпинизмом, горнолыжным спортом (Северный и Западный Тянь-Шань, Джунгарский Алатау, Рудный Алтай). В 25 км от г. Алматы в ущелье Заилийского Алатау на высоте 2200 метров расположен горнолыжный курорт "Чимбулак". Это место очень привлекательно своим мягким климатом с большим количеством солнечных дней. Плотный снежный покров сохраняется с ноября по май. Оно имеет прекрасный окружающий вид с горными вершинами и хребтами. Алматинский и Восточный регионы Казахстана обладают всеми условиями для альпинизма, скалолазания, горнолыжного спорта и катания на санях.
В Центральном Казахстане расположено одно из самых крупных озер мира - озеро Балхаш, уникальный Каркаралинский горнолесной оазис. В крае много памятных мест, в которых сохранились археологические и этнографические объекты.
И, наконец, Восточный Казахстан - это Алтай и его предгорные лесистые районы, река Иртыш, озера Зайсан, Маркаколь, Алаколь, Саускан.
Если говорить об экстремальном и экологическом туризме, то простора для них более чем достаточно. Сегодня туроператорами Казахстана разработано 904 маршрута, включая те, которые проходят по территории национальных парков: "Алтын-Емель", "Иле-Алатау", "Катон-Карагай", "Бурабай", "Кар-каралы", "Аксу-Джабаглы" и другие. Поклонники экзотики и приключений, уставшие от гостиничного сервиса и комфорта, могут пожить в казахских юртах и изучать местные обычаи, быт, традиции. Перечень услуг на этом рынке постоянно пополняется новыми предложениями.
Теперь к ставшим уже традиционными походам в горы и посещением заповедников добавился еще один вид экологического туризма - охота с хищными птицами. Древний вид охоты с хищными птицами, зародившийся в Азии, сегодня вновь становится популярным.
Казахстан становится все более заметным и влиятельным игроком на мировой политической сцене, поэтому нет ничего удивительного в том, что здесь, в Астане и Алматы, все чаще проводятся всевозможные региональные и международные симпозиумы и саммиты. Все это привлекает в страну внушительное количество иностранных бизнес-туристов, среди которых можете оказаться и Вы.
Обаяние Казахстана - это то, что Вы почувствуете с первой же минуты пребывания здесь. Приятного Вам отдыха и захватывающих путешествий!
Задание 2. Сделайте синтаксический анализ предложений трех последних абзацев текста из задания 2.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 9.
Вопросы:Речевые жанры делового стиля
Задание 1.Прочитайте текст. Составьте тезисный план текста. Напишите свои предложения по использования Интернета в работе турфирмы.
Интернет как средство работы с клиентами
Об интернете говорят много и повсеместно, и может сложиться впечатление, что интернет – это панацея от всех проблем и единственное место, где вы найдете любую информацию.
Давайте посмотрим на мировую сеть более трезво, без излишних вздохов, но и без предубеждения.
С точки зрения туризма интернет возник для того, чтобы составить конкуренцию GDS – глобальным системам дистрибуции, таким как Amadeus, WorldSpan и Sabre.
В сети вы можете найти гостиничных брокеров, которые предложат вам бронирование отелей в режиме on-line (Gulliver’s, Miki, Inexco), сетевые агентства (Expedia, Travelocity), помогут при наличии кредитной карты забронировать отель, купить авиа- или железнодорожный билет и взять в аренду автомобиль, сайты гостиниц, пестрящих спецпредложениями и дающих возможность забронировать номер в любой точке мира, справочные сайты (oanda.com или eurorail.com), поисковые системы, которые отыщут вам иголку в стоге сена.
Российские потребители пользуются интернетом пока не очень активно, и не будет новостью, если сообщить, что максимальное число пользователей приходится на Москву и Санкт-Петербург. Сейчас там обитает около 5 млн. человек, причем 78 процентов от этого числа приходится на Москву, а на Санкт-Петербург, занимающий второе место, всего лишь 6 процентов. Это в основном мужчины в возрасте 25 – 45 лет, использующие интернет в основном как справочник.
Продажи туристических услуг в интернете составляют 2 процента от общего объема продаж, однако, если вы все же думаете о будущем и хотите привлечь клиентов в вашу компанию, вам необходим хороший и удобный в обращении сайт, который можно будет отыскать в бескрайних просторах сети.
Что же до нас с вами, то нам не обойтись без интернета в повседневной работе. И выбираем мы такой способ получения информации потому, что он быстр, дешев, доступен и достаточно надежен.
Как же мы можем использовать интернет?
Мы можем, например, выйти на сайт отеля, который интересует нашего клиента, и, воспользовавшись корпоративной кредитной картой, забронировать ему номер, арендовать автомобиль или заказать авиабилет.
Мы можем также заключить договор с гостиничным брокером, получить пароль доступа в его систему и через интернет бронировать отели по цене ниже открытой цены отеля (Rack).
В крайнем случае мы можем пользоваться интернетом как справочником, чтобы узнать курс валют, прогноз погоды или найти описание того или иного курорта.
К вам обратился клиент, вылетающий в Лондон, где он проведет три дня, затем из Лондона на поезде Eurostar он хочет переехать в Париж, где проведет еще три дня, оттуда машиной он хочет добраться до Франкфурта, где проведет два дня, а уже из Франкфурта вылететь обратно в Россию.
Предположим также, что по этим странам вы активно не работаете, а упускать клиента, который зашел к вам в офис, не хочется. Какую информацию вы можете предоставить ему в течение 20 минут?
Как мы видим, клиенту понадобятся две визы – в Великобританию и Шенгенская французского консульства.
www.britain.spb.ru
Сайт британского консульства расскажет о требованиях по выдаче виз и сроках их получения.
www.fransulat.spb.ru
Сайт французского консульства даст аналогичную информацию о требованиях, предъявляемых к Шенгенским визам.
www.ba4you.com
Сайт авиакомпании British Airways расскажет о возможности перелетов в Лондон.
Также информацию можно посмотреть на сайте
www.amadeus.com
Эти сайты дадут вам возможность сориентироваться по наличию мест в отелях, а также предоставят их описание и схему проезда от аэропорта.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 10.
Вопросы:Рубрикация деловой документации
Задание 1. Напишите автобиографию, указав дату и место рождения, образование, место работы или учебы, местожительство, семейное положение.
Задание 2. Составьте запрос турфирме о наличии каких-либо путевок и мест в отелях.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 11-12 .
Вопросы:Служебно-деловое общение
Задание 1. Законспектируйте текст и приготовьтесь к краткому пересказу его основных положений.
Выпишите из текста предложения с целевыми конструкциями, дайте их синтаксический анализ, подберите к ним параллельные конструкции. Приведите примеры на изменения обращений к одному и тому же человеку в зависимости от ситуации общения.
В языковое общение люди вступают с разными целями. Мы говорим и пишем для того, чтобы
а) сообщить что-то новое нашему собеседнику или читателю;
б) донести до него нашу оценку какого-либо явления ;
в) «призвать» его поделиться информацией;
г) побудить к определенному действию или отказу от действия.
Мы слушаем и читаем для того, чтобы понять другого человека, узнать от него что-то, испытать новые эмоции. Таким образом, коммуникация подразумевает «движение» информации от говорящего (пишущего) к слушающему (читающему). Средством передачи информации в этом случае является язык, и от того. Умеет ли говорящий правильно использовать его, зависит успешность коммуникации.
Существует множество факторов, определяющих успешность коммуникации. К ним, прежде всего, относится фактор адресата: мы строим свою речь, учитывая то, к кому она обращена. Нелепо обращаться к ребенку трех лет со словами: «Вы не моли бы пропустить меня?» Невежливо говорить незнакомому пожилому человеку: «Эй, батя, иди садись: здесь место свободное!» Недальновидно говорить научному руководителю: «Я все написала, что ты мне говорил: ты просто не заметил». Каждая из этих фраз возможна, но только в других условиях общения: первая – при обращении не к ребенку, а к взрослому, вторая – к родному человеку, третья – между друзьями. Таким образом, культура речи состоит не только в обладании богатым репертуаром языковых средств - в том, чтобы знать как можно больше слов, строить как можно более разнообразные фразы, но и во владении речью – в том, чтобы знать, когда то или иное слово или конструкцию уместно употребить.
Уместность употребления языкового средства связана с условиями коммуникации, с той типовой ситуацией общения, в которую попадает человек. Помимо фактора адресата, на характер общения влияют следующие факторы:
- тема общения (бытовая, профессиональная, социально значимая, научная и др.);
- цель коммуникации (поделиться информацией – узнать информацию – дать оценку – побудить собеседника к действию; в процессе общения цели могут сменять друг друга);
- контактный или дистантный способ общения (непосредственный контакт – общение по телефону или посредством написанного текста, через Интернет , СМС);
- ситуация общения (официальная – неофициальная);
- социальные отношения участников коммуникации ( родственные, дружеские, партнерские, профессиональные; общение со знакомыми и незнакомыми людьми; общение с людьми разного возраста);
- количество участников коммуникации ( межличностное общение – групповая коммуникация (например, лекция или семинарское занятие) – массовая коммуникация (обращение президента к народу и под.);
- устная или письменная форма общения;
- монологическая или диалогическая форма общения.
Носитель языка, умеющий принимать во внимание все эти факторы. Строит свою речь по-разному в зависимости от ситуации, которая «вынуждает» его использовать в каждом случае особый стандартный набор языковых средств. Так, общаясь друг с другом в неформальной обстановке, человек будет обращаться к нему на ты, а на работе – на вы и, возможно, по имени-отчеству, в рецензии на его книгу он использует обороты типа автор рассматривает проблему и значительное место в работе уделено, а. произнося тост на дне рождения друга, будет подбирать слова торжественные, но неизбитые, не казенно-официальные. Иначе говоря, говорящий будет строить свою речь в том или ином стиле.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 13.
Вопросы:Деловая беседа.
Задание1. Ознакомьтесь с содержанием текста. Выпишите те правила, которым вы хотели бы научиться следовать. Выслушайте выступление с докладом вашего сокурсника и оцените его с точки зрения следования правилам культуры речи.
Правила культуры речи:
Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.
- Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.
- Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.
- Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.
- Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.
- Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.
- Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.
- Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.
- Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.
· Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 14 .
Вопросы:Этикет телефонного разговора
Задание 1.Составьте примерный перечень вопросов для беседы по телефону с компанией, предоставляющей услуги по размещению туристов, авиаперевозчиком.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 15.
Вопросы:Этикет обращения
Задание 1. Перепишите текст. Разбейте его на синтагмы. Покажите движение тона речи внутри каждой синтагмы. Приведите примеры пожеланий ежедневных и праздничных.
Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми, Поэтому не владеть формулами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться. Недаром в русских народных сказках одним из признаков дурака является то, что он путает приветствия. «Носить - не переносить, возить – не перевозить! – обращает он к участникам похоронной процессии то пожелание, которое в старину обычно адресовалось считающим деньги.
С приветствия начинается общение, поэтому приветственные формулы – обязательный раздел двуязычных разговорников, которые издаются для туристов, спортсменов и всех, кто отправляется в другие страны. Именно с формул приветствия нередко начинают изучение и описание языка. В 1696 году в Оксфорде вышла русская грамматика, составленная побывавшим в России Генрихом Вильгельмом Лудольфом. Она должна была познакомить Западную Европу с языком Московской Руси. Грамматика была очень краткой, но к ней прилагались образцы текстов, и первый же приведенный в грамматике диалог был диалогом приветствии, а в специальном приложении можно было познакомиться с приветствиями утренними, дневными, вечерними приветствиям.
Задание 2. Выучите стихотворение А.С. Пушкина «Ты и вы».
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Рекомендуемая литература: 1-12
10.2 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации к выполнению:студенты должны быть заранее обеспечены электронными учебно-методическими материалами. При изучении профессиональных деловых конструкций особое внимание уделяется изучению справочной литературы по теме, контекстуальной синонимии и антонимии,закреплению навыков употребления ТГС.