Тема 14. Этикет телефонного разговора
Вопросы практического занятия:Речевые конструкции, используемые при телефонном разговоре.
Задание 1.Прочитайте текст. Выпишите предложения с условными и целевыми конструкциями, произведите их синтаксический анализ. Подберите параллельные синтаксические конструкции.
Телефонный разговор – это контактное по времени, но дистантное в пространстве общение. Следует заметить, что вне визуального контакта усиливается роль речевых средств. Статистические данные таковы: от 25% до 75% рабочего времени бизнесмены тратят на телефонные разговоры. Американские специалисты по деловому общению утверждают, что одним из факторов неуспешности некоторых фирм является то, что служащие имеют скверные манеры ведения телефонных разговоров. Существует особый телефонный этикет.
Если звоните вы, уточните, попали ли вы именно туда, куда хотели. Представьтесь и кратко изложите причину звонка (самые общие, но необходимые для передачи сути дела слова). Если того, кому вы звоните, нет, попросите передать ему, что вы звонили, Скажите, когда и где вас можно найти. Если разговор может затянуться, сначала осведомитесь, есть ли у собеседника время для разговора. Говорите кратко, но информативно. Завершая разговор, постарайтесь оставить о себе хорошее впечатление. К словам прощания добавьте: «Надеюсь на дальнейшее сотрудничество»,
Если звонят вам, назовите свою организацию. Если телефон в вашем личном кабинете, то назовите свою должность. Если вам не представились и не назвали причину звонка, уточните это до начала разговора.
Во время «монолога» телефонного собеседника не молчите. «Да, понимаю, совершенно верно» - вот те слова, которые показывают ваше внимание к собеседнику
По этикету заканчивает разговор тот, кто его начал. Но, если вы чувствуете, что время уходит впустую, дайте понять собеседнику: «Думаю, мы все выяснили».
Задание 2. Подготовьтесь к ситуационной игре «Телефонные переговоры с клиентом турфирмы». Составьте вопросник.
Задание 3.В течение недели наблюдайте за выступлениями ваших сокурсников на семинарских занятиях. Дайте письменный анализ выступлений 2 студентов.
Литература:1–12, 2–7.
Тема 15. Этикет обращения
Вопросы практического занятия:Речевые формулы обращения
Задание 1.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:
Что такое этикет обращения?
Какова особенность русского обращения?
Когда следует обращаться по имени-отчеству?
Когда следует употреблять местоимения ты и вы?
Какие другие формы обращения существуют?
Какие вводные слова употребляются в качестве обращения?
Слово «этикет» в переводе с французского означает «обхождение, учтивость». Существуют общепринятые нормы приветствия: «здравствуйте», « добрый день», «добрый вечер», «привет», «салют», «как дела» и т.д. Столь же устойчивы формы извинения, приглашения, просьбы, прощания: «до свидания», «всего доброго», «до завтра», «до встречи», «прощайте», «пока» и т.д. Уход без прощания в русском обществе – нежелательное поведение. У англичан это считается нормой, существует даже выражение «уйти по-английски», т.е. незаметно, не прощаясь.
Обращение по имени-отчеству характерно только для славян. Существуют также обращения на «ты» и на «вы». В деловом письме с прописной буквы пишется «Вы», если обращение относится к одному человеку: «Уважаемый Иван Петрович, приглашаем Вам посетить выставку…». Если же обращение относится к нескольким людям, то пишется «вы» со строчной буквы.
Обращение к незнакомому человеку на «ты» (особенно в официальной обстановке) – это отклонение от этических норм, отсутствие элементарной культуры. В современном обществе принято обращаться на «Вы» к людям старше четырнадцати лет.
Не принято говорить «он», «она» о присутствующем человеке. Это уместно только при слушании дела в суде, когда обвинитель или адвокат применяют местоимение «он» по отношению к подсудимому. Вместо местоимения следует употреблять имя-отчество или слово «господин такой-то». В современной России еще не устоялось обращение к незнакомому человеку. В дореволюционное время использовались слова «господин», «сударь», «сударыня». В послереволюционное время их заменили «товарищ», «гражданин». Сейчас можно обращаться, используя вводные слова и обороты речи, призванные привлечь внимание: «Простите, Вы не скажете…», «Будьте добры, подскажите», «Скажите, пожалуйста» и т.д. Формулами вежливости являются и другие выражения: прошу вас, не откажите в любезности, не будете ли вы так добры.
Задание 2. Выучите стихотворение А.С.Пушкина «Ты и Вы». Выразительно прочитайте стихотворение.
Задание 3.Прослушайте стихотворение Б.Окуджавы «Зачем мы перешли на «ты». Сравните настроение лирических героев стихотворений А.С.Пушкина и Б.Ш.Окуджавы.
Задание 4. Подготовьтесь к дискуссии «Демократизм общества требует новых форм обращения»
Литература:3–12, 1–7.
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины.
На занятиях обобщаются результаты работы студентов на СРСП и СРС. Задания ориентированы на развитии связной речи, на корректировку стилистических навыков в деловой речи. Задания ориентированы на отработку навыков владения официально-деловым стилем, на развитие всех видов речевой деятельности. На занятиях студенты особое внимание обращают на формирование навыков деловой речи, на особенности официально-деловых текстов, научно-оценочных текстов, правильное употребление терминов, деловой лексики. Все задания предполагают творческий подход студентов.
9. Методические рекомендации и указания типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ)(не предусмотрены)
10.1 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Форма проведения СРСП: семинар-консультация, диспут, устный опрос, письменная работа, семинар-объяснение.
Методические рекомендации:задания СРСП ориентированы на развитие связной речи в деловой профессиональной сфере, навыков аргументирования и логичности речи. Особое внимание уделяется закреплению тематической лексики,связной речи студентов с использованием изучаемых конструкций, чтению справочной литературы по теме. Темы докладов, совещаний дискуссий, диспутов должна быть определены для студента на первом занятии.
Тема 1.
Вопросы:Функциональные стили речи.
Задание 1. Выпишите из словаря русского языка С.И.Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон,. книж., ласк., неодобр.. офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич.
Задание 2.Определите стилистическую принадлежность текстов.
А) Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) лидируют среди всех инфекционных заболеваний, потому их профилактика имеет огромное социальное значение. Однако возможности проведения такой профилактики ограничены рядом факторов, среди которых можно выделить многочисленность возбудителей, их генетическую изменчивость, нестойкость формирующегося иммунитета. Все это препятствует специфической профилактике гриппа и других респираторных инфекций.
Б) Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами не срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Задание 3. Распределите слова по их принадлежности к определенному функциональному стилю и запишите в соответствующей колонке: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный (некоторые слова могут несколько раз повторяться в разных колонках).
Исследование; понятие; эволюция; сфера; оформление; почерк; кричит; проводит; возникновение; защита; защищать; мероприятие; вижу; дилетант; исполин; вследствие того, что; ввиду того, что; потому что; дешевка; приятненький; тепленький; мягкотелый; периферия; низложен; противный; противник; от противного; комментарий.
Задание 4. Ниже описаны конструкции, характерные для определенных стилей. Выясните, какие из этих конструкций присущи разговорному стилю, какие – книжному, какие являются нейтральными. Обоснуйте свой ответ.
а) Двусоставные полные предложения с прямым порядком слов, с простым глагольным сказуемым; сложносочиненные предложения с союзом и;
б) Односоставные предложения. Простые неполные предложения. Бессоюзные предложения. Сложносочиненные предложения с союзами а, но, да, то - то, не то – не то, то ли – толи …
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 2.
Вопросы:Деловой стиль – разновидность литературного языка. Зарождение и развитие русского официально-делового стиля.
Задание 1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Ч…ловек получил возможн…сть говорить примерно 45 тысяч лет назад. Сп…собность разговаривать не является врожден…ой: человек обучается речи в процесс…е общения. Звуковой язык возник из (не)обходимости. Существует теория «трудовых выкриков». Например нужно было согласовывать действия в древнем сообществе людей во время охоты. Невербальных средств языка (жестов) стало (не)д…статочно чтобы передать сложное по смыслу сообщение.
Язык это система звуковых словесных и грамм…атических средств для выр…жения мыслей чувств волеиз…явлений, служащая сре…ством общения. Все языки мира по сходству грам…тических средств и л…ксического состава относят к какой-нибудь семье (группе). Современ…ый русский язык входит в восточную группу славянских языков.
Литературный язык существует в двух формах письменной и устной.
Славяне получили письмен…ость сравнительно недавно – в 9 веке. До в…зникновения письма люди испол…зовали для передачи информации различные средства: узелковое письмо древних перуанцев рисунчатое письмо ( пиктография) и т.д. Первыми об…значать рисунком не только слова но и звуки стали древние египтяне. Чист… звуковое, фонетическое письмо из…брели древние финикийцы (Ближний Восток) в 12-10 веках до нашей эры. На базе этой письмен…ости был создан греческий алфавит который лег в основу латиницы и кириллицы.
Задание 2. Составьте текст об истории письменности казахского языка.
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 3.
Вопросы:Деловая письменная речь
Задание 1. Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
Документ – это деловая бумага обладающ… юридической силой. Документ служит д…казательством чего(либо) подтверждает право на что(либо), письменно уд…стоверяет личность пред…явителя. Документ существует только в письменном виде. Письменная речь это речь в отсутствии… собеседника поэтому она требует развернут…сти и п…лноты изл…жения. Существуют определен…ые нормы официально (делового) стиля и оформления деловых бумаг. Они к…саются выбора жанра документа его формы р…квизитов и т.д.
Задание 2. Дополните перечень жанров документов.
А. Организационно-распорядительные: устав, приказ…
Б. Информационно-справочные: докладная записка, отчет…
В. Частные деловые бумаги: характеристика, счет…
Задание 3. Определите по словарю значения следующих слов:
Реквизиты, эмблема, код, регистрация, адресат, адресант, протокол, закон, постановление, план/, акт, справка, деловое письмо, автобиография, заявление, доверенность, расписка.
Задание 4. Напишите автобиографию
Рекомендуемая литература: 1-12
Тема 4.
Вопросы:Содержание и структура деловых документов
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте назывной план текста.